Урок в 3 классе на тему «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 09:38, аттестационная работа

Описание работы

Цели урока:
•закрепить полученные представления о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении множеств, объединении множеств;
•закрепить умения:
•определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству, а также множеству, которое является пересечением (объединением) множеств;
•определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения);
•формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, общекультурных компетентностей обучающихся

Файлы: 1 файл

inform_3.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Урок в 3 классе на тему

 «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств».

 

Зайкина Елена Владимировна, учитель информатики и ИКТ

 

Урок «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств» в 3 классе является четвёртым в серии уроков по теме «Множество».

 

Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний по данной теме урока.

 

Цели урока:

  • закрепить полученные представления о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении множеств, объединении множеств;
  • закрепить умения:
  • определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству, а также множеству, которое является пересечением (объединением) множеств;
  • определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения);
  • формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, общекультурных компетентностей обучающихся.

 

Задачи урока:

  • образовательные – формирование учебно-познавательных компетентностей обучающихся;
  • развивающие – формирование самообразовательных, информационных компетентностей обучающихся;
  • воспитательные – формирование общекультурных, коммуникативных компетентностей обучающихся.

 

Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:

  1. Компьютерный класс, проектор, экран.
  2. Программа для тестирования My TestX.
  3. Презентация «Множество»; тетрадь Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» 3кл, 2 часть; задание по карточкам (Приложение 1); тестовое задание на компьютере (Приложение 3).

 

План урока.

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Активизация знаний по теме «Множество» (устный опрос с опорой на слайды презентации «Множество») – 7 мин.
  3. Коллективная работа по карточкам – 8 мин.
  4. Решение задач в тетрадях – 10 мин.
  5. Физкультминутка – 2 мин.
  6. Компьютерное тестирование. – 10 мин.
  7. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 5 мин.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу. Слайд 1

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

 

2. Активизация знаний по теме «Множество».

Устный опрос с опорой на слайды презентации «Множество».

 

- Тема нашего урока: «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств». Сегодня на уроке мы будем решать интересные задачи по этой теме. Давайте вспомним:

 

Вопрос учителя:

Предполагаемый ответ  ученика:

Что такое множество?

Слайд 2

Группа предметов, объектов или существ

Назовите элементы:

множества «Времена года»

множества «Дни недели»

 

Зима, весна, лето, осень.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Что такое подмножество?

Слайд 3

Часть множества

Назовите подмножество:

Множества «Растения»

Множества «Спортсмены»

 

Деревья, кусты, цветы, трава

Лыжники, хоккеисты, фигуристы, гимнасты, пловцы и т.д.

Что называется пересечением множеств? Слайд 4

Общая часть множеств

Дайте название пересечению  множеств:

«Жёлтые предметы» и «Фрукты»

Приведите пример элемента находящегося на пересечении множеств

 

 

Жёлтые фрукты (фрукты и жёлтые)

Лимон, жёлтое яблоко, жёлтая груша, персик и т.д.

Что называется объединением двух множеств? Слайд 5

Это все элементы обоих  множеств

Дайте название объединению множеств:

«Тарелки с огурцами» и «Тарелки с помидорами»

Приведите примеры элементов  принадлежащих объединению множеств

 

 

Тарелки с огурцами или  помидорами

 

Тарелки с огурцами или  помидорами, или огурцами и помидорами вместе.

Молодцы.

 



 

3. Коллективная работа (работа со слайдом 6).

 

- А теперь приступим  к решению задач.

На слайде геометрические фигуры (6 различных фигур по форме, размеру и цвету). Распределите эти  фигуры по множествам. Учащимся (группы по два человека) раздаются карточки с фигурами со слайда 6, и они составляют свои множества (приложение 1).

Через 2 минуты осуществляется проверка, можно пригласить несколько учеников к доске нарисовать получившиеся множества.

- Проверьте, у кого получились такие же множества? (дети поднимают руки и можно увидеть у кого есть другие варианты)

- Дайте названия вашим  множествам.

- А у меня есть  ещё варианты распределения этих фигур на множества (учитель предлагает 1 и, или 2 вариант сам, если ни кто из детей его не изобразил) Слайд 7, 8.

 

Вопрос учителя:

Предполагаемый ответ  ученика:

Слайд 7. Дай названия моим множествам.

Красные фигуры и фигуры с углами.

Подумай, только красные  фигуры могут быть помещены в первое множество?

Нет, ещё желтые, синие, зелёные

А второе множество будет  всегда неизменным?

Нет, можем поместить фигуры без углов

Слайд 8. Как можно назвать эти множества?

Множество фигур с углами и подмножества треугольников, прямоугольников, квадратов

А какие ещё множества  – подмножества можно было составить?

Множество прямоугольников  и подмножество квадратов.




 

4. Решение задач в тетрадях (с последующей проверкой на слайдах).

№ 38 – 1 вариант, № 35 – 2 вариант, № 36 – все.

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его задание (взаимопомощь). Проверим, какие ответы у вас получились (учащийся отвечает с места, ответы появляются на слайде). Слайд 9, 10, 11

 

5. Физкультминутка.

Все ребята дружно встали,

На месте тихо (!) зашагали,

Пальцы сжали и разжали,

Головою покивали.

Руки вверх потянули, потянули.

Отдохнули? – Отдохнули.

 

6. Компьютерное тестирование.

Работа за компьютером  проводится в среде MyTestX, тест содержит 15 вопросов (с выбором вариантов ответов) по теме урока.

 

7. Подведение итогов урока.

Итак, чему же вы сегодня  учились? (мы учились распределять элементы в множества, давать названия данным множествам, определять принадлежит элемент множеству или нет, учились, находить элементы, находящиеся на пересечении множеств или входящие в их объединение)

Проводится рефлексия  – самоанализ учащимися урока  и своей работы на нём. Учащимся раздаются карточки, в которых они подчёркивают или дописывают, свои ощущения и впечатления от урока (приложение 2).

Выставляются оценки за урок.

 

 

Перечень используемой специальной и методической литературы:

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г.
  2. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. –64с., ил. ISBN 978-5-85939-619-1.
  3. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс.: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011. –144с. ISBN 5-85939-087-4.

 

 

Приложение 1. Задание на карточках.

 

Распредели фигуры по множествам.

 

 

Приложение 2.

 

Оцените урок и результат своей деятельности

Подчеркни один из вариантов.

На уроке я работал

Своей работой на уроке  я

Урок для меня показал

За урок я

Материал урока мне  был

 

За урок я ставлю себе оценку

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

устал / не устал

понятен / не понятен

интересен / скучен

_______________________________



Информация о работе Урок в 3 классе на тему «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств»