Условия формирования ценностных отношений у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:30, статья

Описание работы

Современное общество характеризуется глубокими социальными противоречиями между общечеловеческими ценностями и ценностями современного общества; ценностями общества и ценностями отдельных социальных групп населения, ценностями образования и личностными ценностями, которые влияют на становление ценностных ориентаций личности школьника.
В таких условиях особенно трудно приходится вырабатывать ценностные ориентиры молодому поколению, с его еще неустоявшимся нравственным опытом, мировоззрением, подвижной системой ценностей. Обостряется противоречие между формирующейся личностью и новым обществом. Особо значимыми становятся вопросы ориентации школьника в окружающем его мире объективных ценностей, в себе самом, своих возможностях, событиях прошлого, настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы.

Файлы: 1 файл

мое.docx

— 23.23 Кб (Скачать файл)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Фомина Е. В., соискатель кафедры педагогики МГОУ

Современное общество характеризуется глубокими  социальными противоречиями между  общечеловеческими ценностями и  ценностями современного общества; ценностями общества и ценностями отдельных социальных групп населения, ценностями образования и личностными ценностями, которые влияют на становление ценностных ориентаций личности школьника.

В таких  условиях особенно трудно приходится вырабатывать ценностные ориентиры молодому поколению, с его еще неустоявшимся нравственным опытом, мировоззрением, подвижной системой ценностей. Обостряется противоречие между формирующейся личностью и новым обществом. Особо значимыми становятся вопросы ориентации школьника в окружающем его мире объективных ценностей, в себе самом, своих возможностях, событиях прошлого, настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы.

Образование ценностных ориентаций личности происходит под воздействием различных  условий. Условия могут складываться независимо от субъекта, действовать  опосредованно, неорганизованно, носить неуправляемый характер. В данном случае зарождение ценностных ориентаций можно рассматривать как процесс  их становления. С появлением специально организованного воздействия на становление ценностных ориентаций, целенаправленного создания специальных условий данный процесс приобретает характер формирования ценностных ориентаций.

Проанализировав педагогическую и  психолого-педагогическую литературу по данному вопросу (В.А. Караковский, Б.Т.Лихачёв, Н.Д.Никандров, В.А.Сухомлинский, Н.Е. Щуркова и д.р.) следует выделить внешние (среда, социум, культура, в которых зафиксированы ценности) и внутренние (потребности, интересы, свойства личности) условия образования ценностных ориентаций. Влияние внешних условий обусловлено признанием социальной природы человека, его психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Осуществлять присвоение социального ценностного содержания человеку позволяют особенности его внутреннего мира. Внутренние условия освоения ценностного содержания окружающего мира, как принято считать, складываются у человека в ходе его возрастного развития.

В отечественной науке предложены как разработки частных вопросов в области формирования ценностных отношений (M.B. Аникеев, И.В. Гильгенберг, M.B. Куранова, Е.В. Поленякина, М.И. Скоморохова, Т.Ю. Сычева), так и фундаментальные исследования, охватывающие разные возрастные этапы (В.П. Бездухов, А.В. Воронцов, В.А. Караковский, Г.П. Иванова, А,В. Кирьякова, С.И. Маслов, Н.Е. Щуркова). Для многих исследований в данной области (Е.В. Поленякина, Т.Ю, Сычева, M.B. Аникеев и др.) характерно то, что их объектом является рассмотрение особенностей школьной жизни и современных социокультурных условий развития личности. Выделяемые учеными социально-педагогические условия ориентации на нравственные ценности становятся все более обобщенными. Их стержнем выступают гуманизация отношений педагога и учащихся, положительная эмоциональная атмосфера, целенаправленное влияние на познавательную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности школьника, ориентация на ценности современной культуры и т. п..

Следует отметить, что особенности взаимодействия социума (внешние условия) и личностных свойств (внутренние условия) учащихся «запускают» внешние и внутренние механизмы данного процесса, обусловливают их соотношение и специфику функционирования, определяют методы, приемы и средства организации присвоения школьниками ценностей. В связи с этим на основе теоретического анализа специальной литературы была определена схема взаимодействия внешнего и внутреннего (условий, механизмов) в становлении ценностных ориентаций школьников. Первично эти механизмы срабатывают на первой ступени обучения и воспитания, то есть в начальной школе. Присвоение ценностей и образование ценностных ориентаций учащихся начальных классов осуществляется, в первую очередь, посредством внешних механизмов: познания, осознания, оценки, выбора и освоения ценностей. Познание ценностей и усвоение ценностных понятий обеспечивает создание запаса понятийно выраженных знаний ценностей (аксиологический словарь) и овладение навыками оперирования абстрактными понятиями. Например, в начальной школе формируются первичные знания по теме: «Ремёсла родного края», затем вырабатываются умения и навыки. При этом складываются первичные ориентации к природе, труду, Родине. Процесс формирования художественно-нравственных понятий (прекрасное, безобразное, гармония и др.) сопровождается выработкой ценностных ориентаций к объектам и субъектам окружающей действительности.

В социологии, психологии и теории воспитания выявлено, что познанные ценности осознаются учениками, «включаются» в их личностный ценностный опыт. В основе отнесения того или иного объекта окружающей действительности к ценностям лежит его оценка ребенком, основанная на определяющей способности этого объекта удовлетворять его потребности. Результатом оценки ценности является ее выбор, выражающий соотношение внешнего и внутреннего плана жизнедеятельности младшего школьника. В результате действие внешних механизмов создаёт условие для познания выбора, оценки ценностей школьником, но не обеспечивает их присваивание. Анализ работ психологов (А.Н. Леонтьева, Д.Б. Элькони, Л.С. Выготский) показывает, что внутренние механизмы обеспечивают  интериоризацию ценностей у детей уже в младшем школьном возрасте, формируясь у ребенка постепенно, в ходе возрастного развития его рефлексивной сферы.

Например, имитация (подражание, следование какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения) обеспечивает условия для усвоения социально значимых норм и осуществляется уже сознательно на основе ярких эмоциональных воздействий окружающих объектов, событий на личность младшего школьника. Одним из предметных разделов в образовании младших школьников, наиболее всецело обеспечивающим условия для имитации, следует назвать изобразительное искусство. Оно содержит в себе образцы для подражания, как исторически сложившиеся, так и современные и обеспечивает полноценную возможность воспроизведения их в предметах, как классического изобразительного искусства, так и в предметах декоративно-прикладного искусства и народных промыслов и ремёсел. Последние имеют не только исторически сложившуюся каноничность, но потенциал к развитию, одновременно являясь красочной и интересной средой формирующей ценностные ориентации в доступной форме. У младшего школьника процесс формирования ценностных ориентаций становится более целенаправленным и организованным. Это связано, главным образом, с сензитивностью данного возраста к усвоению социальных ценностей, норм, правил, а также включением детей в учебную деятельность.

Внешние условия, в которых происходит становление личности ребенка, особенности социума определяют действия механизмов образования ценностных ориентаций школьников младших классов. Изучение данного вопроса позволило нам установить, основными субъектами и объектами, составляющими социум и комплекс влияний на процесс становления ценностных ориентаций ребенка являются: семья, детское дошкольное образовательное учреждение (ДДОУ), школа, средства массовой информации (СМИ) и детская субкультура. Влияние каждого субъекта обусловлено методами организации присвоения ценностей, которые влияют на действие механизмов формирования ценностных ориентаций младших школьников. Среди них выделяются разъяснение ценностей, пример, заражение, внушение, убеждение (ценностный анализ), упражнение, контроль и оценка.

Метод разъяснения, предполагающий знакомство детей с миром ценностей, осознание их значимости в жизни человека, предоставляет условия для свободы в выборе ценностей и обучает ценностному процессу как умению принимать решения на основе усвоенных ценностей. Процесс обучения декоративно-прикладному искусству обеспечивает ряд условий, формирующих ценности. Так, на этих занятиях младшие школьники не только изучают сюжеты и образы, воплощённые предметах народных ремёсел и декоративно-прикладного искусства, но и сами создают изделия народных ремёсел, следуя образцам и канонам, но не исключая творческого подхода. Тем самым создаются условия для формирования ценностного отношения к культурно-историческому наследию, к труду мастера, выполнившего изделие, к результату и процессу труда самого ребёнка. Здесь же используется и метод убеждения (ценностный анализ), который противоположен внушению, так как предполагает обращение к собственному критическому суждению младшего школьника и направлен на активизацию его мыслительной деятельности с целью непосредственного участия в процессе интериоризации общечеловеческих ценностей. Он создаёт внутренние условия для формирования ценностных отношений

С упражнением тесно связан контроль как способ воздействия на личность ребенка с целью регуляции  ее поведения, приведения его в соответствие с принятыми ей ценностями. Оценка побуждает и стимулирует ценностно-ориентационную деятельность младшего школьника, с  одной стороны, и служит критерием, средством учета и мониторинга  процесса формирования ценностных ориентаций, с другой стороны, в соответствии с такими внешними условиями как социум и культура.

В педагогической науке и практике ведутся поиски и разработка различных  воспитательных программ и технологий, которые призваны решать проблемы развития личности ребенка, обогащения его души духовными и материальными ценностями, созданными за всю историю человечества. Исследуются методы, способы и  пути передачи социального опыта, богатства  традиций, ценностей и культуры подрастающему  поколению.

На наш взгляд, для того чтобы основы общечеловеческой нравственности и ценностного отношения к себе и окружающему социуму стали регулятором поведения младших школьников в жизни каждый день, необходимо глубоко, на  уровне взаимодействия наук: аксиологии, педагогики исследовать широкий спектор условий формирования у них ценностного начала формируемых отношений к окружающей действительности. Знание, учет и анализ условий и механизмов образования ценностных ориентаций и целенаправленное использование методов организации присвоения ценностей младшими школьниками, в том числе и на уроках эстетического цикла, может решить ряд проблем в современной начальной школе.

 

 

Библиография:

    1. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н\Д: изд-во «Феникс», 1998. 480 с.
    2. Воловикова М. И. Нравственное становление человека: субъектный подход//Проблема субъекта в психологической науке. – М.: Академический проект, 2000. – с. 238-245.
    3. Мудрик А В. Социализация и воспитание. – М.: Сентябрь, 1997. – 96 с.
    4. Щуркова Н. Е. Воспитание на уроке. –М.: Педагогический поиск, 2007. – 160с.

Информация о работе Условия формирования ценностных отношений у младших школьников