Условия формирования мотивов трудовой деятельности в процессе воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 03:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть формирование мотивов трудовой деятельности в процессе воспитания у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать мотивы формирования трудовой деятельности дошкольников;
2. Раскрыть виды, средства и формы организации детского труда у младшего и старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования целенаправленной трудовой деятельности в дошкольных учреждениях.
1.1. Виды и формы организации детского труда
1.2. Особенности формирования трудовой деятельности у младших и старших дошкольников
Глава II. Условия формирования мотивов трудовой деятельности в процессе воспитания
2.1. Средства трудового воспитания
2.2. Роль взрослых и воспитателей в формировании представлений об общественной значимости труда
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая трудовая деятельность детей..docx

— 56.44 Кб (Скачать файл)

- Швейные машинки. На швейных  машинках дети шьют простыни, наволочки, косынки, полотенца, платочки  для кукол.

- Иглы, подушечки для иголок, нитки разных цветов, а также  пуговицы разных цветов и размеров, ножницы хранятся в специальных  коробках.

Материалы, инструменты, оборудование по ручному труду размещаются на полках или в шкафу. Рядом с бумагой разного размера, формы, видов, окраски лежат инструменты для работы с ней: ножницы, кисти с жестким ворсом, простые карандаши, маленький поднос с обрезками цветной бумаги, куски пластика для работы с клеем, а также казеиновый клей в пузырьке с закручивающейся крышкой, подставки для кисточек, салфетки.

На другой полке -- спичечные коробки, а также нитки, проволока, пробки, кусочки ткани. Нож, граненое шило, ручная дрель -- хранятся отдельно.

Выделяется место в шкафу и для оборудования, нужного для работы с тканью: детские швейные машинки, выкройки, нитки, пуговицы, вата, поролон. (Иголки, шило хранятся у воспитателя.)

Оборудование для работы по дереву. Стол для работы с деревом, высотой немного ниже пояса ребенка, располагают так, чтобы работающие за ним дети не мешали играющим и чтобы свет на него падал с левой стороны.

Подкладная доска, обитая войлоком, необходима для работы с молотком. На ее шероховатой поверхности детали не скользят, а войлок поглощает шум, возникающий при работе.

Ящик для инструментов с двумя отделениями: узкое -- для хранения пилы-ножовки, широкое -- для молотка, коробки с гвоздями, клещей, линейки и разметочного карандаша. Ящик с инструментами стоит у правой стороны рабочего стола.

Инструменты: молоток металлический весом 180--200 г с деревянной ручкой, гвозди длиной с широкой шляпкой, круглые; ножовка с высотой зуба 4--5 мм,

Заготовки деревянные: бруски, рейки, прямоугольники из мягких пород дерева (липы, ели, сосны). Заготовки должны быть сухие, хорошо обработанные, без шероховатостей. Хранятся они в ящике с отделениями около рабочего стола [Детский сад, 1982: 48].

2.2 Роль взрослых  и воспитателей в формировании  представлений об общественной значимости труда

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых людей, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Именно эта задача -- формировать представления об общественной значимости труда людей -- оказывается чрезвычайно важной.

Представления об общественной значимости труда по своему содержанию сложны, они включают знания о различных результатах труда, удовлетворяющих самые разнообразные потребности людей. Весьма значителен и объем содержания этих представлений, что делает сложным их обобщение, затрудняет формирование понимания значимости труда для общества.

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение -- удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволяет ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет, стирки одежды и т. д.).

На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии: няня вымыла посуду -- посуда чистая; накрыла столы к обеду -- можно есть; приготовила кровати -- можно детям ложиться спать и т. д., т. е. няня заботится о детях в отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот -- заботится о том, чтобы все были сыты. Портниха шьет платья, пальто и т. д.-- заботится о том, чтобы у всех была одежда. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. На основе этих первичных обобщений возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда возможно более сложное обобщение: труд -- проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Это высокий уровень обобщений, и он доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии формирования всех предшествующих представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Работа по формированию представлений об общественной значимости труда должна вестись последовательно. Первый этап -- обучение детей умению видеть результат в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать, для чего он нужен.

Чтобы научить детей видеть направленность труда на достижение результата, целесообразно использовать следующие приемы:

1. Создавать ситуации, когда  у детей появляется потребность  в предметах, которых не оказалось  в наличии. Например, у новой куклы, которую дети хотят взять на  прогулку, не оказалось шапочки, значит, ее нельзя взять с собой, она озябнет. Такая «проблемная»  ситуация направит внимание детей  на поиск нужного предмета.

2. Создавать нужный предмет  в присутствии детей (в данном  случае шить шапочку, которой  нет и потребность в которой выявлена). Ожидание появления нужного предмета вызывает у детей активную направленность внимания на результат труда, ожидание этого результата, что позволяет связать трудовой процесс с его результатом -- получением нужного предмета.

3. Использовать созданную  на глазах у детей вещь в  соответствии с ее назначением  и потребностями детей (кукле  надели шапочку, кукле тепло, и  дети могут взять ее на прогулку).

В первой и второй младших группах такие приемы способствуют формированию у детей устойчивой направленности на ожидание результата (что будет, что получится), формируют умение его вычленять, называть. У малышей появляется бережное отношение к созданным предметам, которое они часто высказывают: «Я не буду бросать шапочку»; «Ломать корзиночку нельзя, ее тетя Тоня сделала: в магазин ходить, конфеты класть». Дети трех лет начинают наблюдать трудовой процесс по своей инициативе, стремятся дождаться результата, спрашивают, что получится. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом,-- посильная задача для детей младших групп. Эти знания оказываются важными для формирования интереса к труду, бережного отношения к результатам.

Накопленные представления объединяются по разным направлениям:

1. Обобщаются трудовые процессы в определенный вид труда, который выполняет человек одной профессии (няня, повар, шофер и др.), и на этой основе формируются более общие представления о труде этого человека (няня моет посуду, пол, накрывает на столы, ставит раскладушки, помогает детям одеваться на прогулку и т. д.; повар варит суп, делает котлеты, пирожки, варит кисель, делает салаты и т. п.; шоферы привозят в нужные места разные вещи или людей).

2. Обобщаются представления  о результатах труда, получаемых  в разнообразных трудовых процессах, о их значении и на этой основе формируются более общие представления о ценности вида деятельности человека данной профессии.

Эффективными здесь являются следующие методы и приемы: наблюдения за разными трудовыми процессами одного вида труда с акцентом на результат; повторность наблюдений, позволяющая формировать отчетливые знания о процессе достижения результатов труда и их значимости; игры-занятия, повторяющие тот или иной труд («Вымоем куклам посуду» и др.), и обобщающие беседы, проводимые с широким использованием наглядности.

У детей среднего дошкольного возраста формируется способность высказать более широкое суждение о значимости отдельных видов труда, обосновать их необходимость и свое отношение к ним: «Няня нужна, потому что она все делает нам: кровати ставит, чтобы отдыхали, моет чашки, чтобы чистые были, чтобы мы ели, когда надо. Чтобы не болели, чтобы хорошо росли. Чтобы везде было чисто. Няне надо помогать, чтобы она не уставала. Я помогаю няне».

Обобщение: няня нужна, чтобы дети не болели,-- опирается на конкретные знания о трудовых процессах и их результатах.

На этом этапе углубляется интерес к труду людей, что отражается в возникающем у детей желании принять участие в труде, в появлении игр в «няню», «повара», «дворника» и т. д.

Третий этап (старшая и подготовительная к школе группы) -- формирование обобщенных представлений о значении труда на основе знаний большого количества его видов, разнообразия и ценности его результатов для людей. Здесь широко используется наряду с наблюдениями и опосредованное ознакомление детей с разными видами труда по производству самых различных вещей, материалов, с их взаимозависимостью. В это время фактически осуществляется ознакомление с общественным разделением труда и показывается роль разных его видов в удовлетворении потребностей человека. Например, чтобы сшить платье, нужна ткань; чтобы ее сделать, нужен хлопок. Одни люди выращивают хлопок, другие делают ткань, третьи шьют одежду. Продавцы продают готовые вещи и заботятся, чтобы человек мог выбрать и купить то, что нужно.

На основе таких знаний дети способны усвоить обобщенное понимание необходимости разных видов труда, значения их для людей, необходимости труда вообще. Дети шести-семи лет делают вывод: «Все нужны, всем надо трудиться. Без портнихи нельзя: тогда не будет платьев и пальто. Ведь другие не умеют шить одежду. А шоферы нужны, чтобы что-нибудь привезти в магазин: одежду, молоко. Все пользу дают»; «Всем надо трудиться. Если б не трудились люди, то ничего бы не было -- ни хлеба, ни стали, ни одежды. Тогда из чего машины делать, если стали нет? И машин бы не было. Все трудятся. Надо хорошо работать».

Эти высказывания свидетельствуют о доступности детям достаточно высокого уровня обобщения знаний об общественной значимости труда людей, осознанности их.

Наибольший эффект для формирования представлений об общественной значимости труда, особенно в младшей и средней группах, дает ознакомление с такими видами труда, в ходе которых создаются или преобразуются предметы, выступающие как средство удовлетворения элементарных жизненных потребностей детей и взрослых. Следовательно, чтобы выполнить требование программы о формировании представлений об общественной значимости труда, необходимо отобрать те виды труда, в которых представлен вещественный его результат.

У детей должны быть сформированы прочные и осознанные знания, во-первых, об отдельных трудовых процессах и их результатах, во-вторых, о процессах, входящих в тот или иной вид труда. А это требует не только систематичности и повторности наблюдений, но и последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм. [Трудовое воспитание детей дошкольного возраста,1984: 54].

Таким образом, трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград.

Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие, способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии: У детей должны быть сформированы прочные и осознанные знания об отдельных трудовых процессах и их результатах.

Заключение

Труд играет большое значение в развитии способностей детей. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические. В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.

Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение ребенка. Работа в коллективе развивает социолизацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Это помогает детям понять, что усилия не пропали даром, что сделано что-то полезное, доброе и не только для себя, а и для всех. У детей укрепляется уверенность в своих силах, вера в товарищей, в силу коллектива. В сердце ребенка закладываются семена доброты, чуткости к товарищам, развивается желание трудиться. Дети, чьи руки познали радость труда с малых лет, умеют трудиться. Ведь именно им предстоит умножать богатство нашей Родины, делать ее более могучей, миролюбивой, трудовой державой!

Информация о работе Условия формирования мотивов трудовой деятельности в процессе воспитания