Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 13:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявить пути повышения эффективности и качества уроков математики в начальной школе.
Объектом исследования выступает процесс организации обучения в начальной школе.
Предмет исследования - пути повышения эффективности и качества уроков математики в начальной школе.
У. – Ребята, посмотрите внимательно вокруг, может быть у рядом сидящего с вами товарища плохое настроение, давайте будем внимательны по отношению друг к другу.
2. Постановка учебных целей и задач.
У.- Сегодня у нас с вами много работы. Давайте начнем, не теряя ни минуты. Но для начала давайте подумаем и скажем, каким вы хотите, чтобы получился наш с вами урок?
У. – Как вы поможете помочь мне, чтобы урок получился таким?
3. Актуализация знаний и умений полученных ранее.
У. – Тогда давайте начнём наш урок. Только скажите, какой сегодня день?
У. - Какое сегодня число?
У. – Какой сегодня месяц?
У. – Какое время года?
У. – Какой год?
У. – Который час?
У. – Сколько прошло времени от начала урока?
У. – Значит, уже целых пять минут прошло от нашего урока. Давайте же начнём, чтобы не терять времени.
У. – На предыдущих уроках вы учились решать задачи. У меня для вас есть пять интересных задач, выполняя которые вы можете проверить, как вы научились решать задачи. Посмотрите внимательно на доску. Сейчас каждый для себя прочитает задание. (Открывается створка доски и дети, могут видеть записанные в столбик задания).
Задания:
1) Бабушка связала внукам 5 пар рукавиц. Сколько рукавиц связала бабушка внукам?
2) Школьники решили помочь библиотекарю. В первый день они заклеили 8 разорванных книг, во второй на 4 книги больше, чем в первый день, а в третий день 6 книг. Сколько книг школьники заклеили всего?
3) Аида мыла посуду. После
того, как она вымыла 6 тарелок, ей
осталось вымыть на две
4) Дамир с Юрой нашли в лесу 25 белых грибов и 18 подосиновиков. Из них 15 грибов мама пожарила, а остальные засолила. Сколько грибов пошло на засолку?
5) Марат решил помочь маме и начал чистить картошку. После того, как он почистил 5 картофелин, ему осталось почистить на 4 больше, чем он уже почистил. Сколько картофелин всего должен почистить Марат?
У. – Нравятся задания?
У. – Чем они интересны для вас?
У. – Сейчас каждый может выбрать для решения столько задач, сколько он хочет и может выполнить за 10 минут, и такие задания, которые ему больше понравились. Ответы каждой задачи вы выложите горошинами на ваших индивидуальных досках с пластилиновым покрытием в столбик.
У. – Как вы думаете, в чём мы с вами можем потренироваться, выполняя их?
У. – А я думаю, что вы ещё можете, потренировать своё умение решать задачи, понимать их, записывать решение и выполнять проверку. Каждый сможет проверить свои знания, умения и увидеть трудности, которые у него возникли при выполнении, и то над чем ещё надо поработать.
Время вам на выполнение 10 минут. Выберите в каждой группе человека, который будет следить за временем. Кто тренировал умение выполнять задания на скорость и справился со всеми раньше отведённого времени, поднимите руку, я к вам подойду.
Поднимите руки те, кто готов к работе.
У. – (Потянулись первые руки, подходит к ребёнку и смотрит на ответы, выясняя какие и почему именно эти задания выполни ребенок).
У. – Ребята, время, отведённое на выполнение задания, подходит к концу. Я вижу, что многим уже хочется проверить себя. Поднимите руки те, кто хочет проверить себя.
У. – А сейчас ребята, поднимите руки те, кто выполнял первое задание и получил ответ – 10 рукавиц.
Поднимите руки те, у кого в этом задании получился другой ответ. (Комментарии по поводу других результатов).
Поднимите руку те, кто выполнял задание второе и получил в ответе – 26 книг.
Поднимите руки те, у кого в этом задании получился другой ответ.
Поднимите руки те, у кого в этом задании получился другой ответ.
Поднимите руки те, кто при выполнении пятого задания получил в ответе – 14 картофелин.
Поднимите руки те, у кого в этом задании получился другой ответ.
Ребята, кто из вас полагает, что он хорошо справился с заданиям? Поднимите руки.
У. – На чём строиться твоя уверенность, сколько заданий ты выполнил?
У. – Сколько заданий из тех, что вы выполняли, решены верно?
У. – Но ты мог, наверное, поставить перед собой цель потренироваться аккуратно, выкладывать на пластилине горохом результаты вычислений, в этом ты достиг успехов. У тебя очень красиво выложены числа, посмотрите ребята.
У. – У кого возникли трудности при выполнении заданий? Какие это были трудности?
У. - Как вы думаете, что каждому надо сделать, чтобы такие трудности не возникали?
У. - А сейчас давайте каждый подумает 30 секунд, а потом назовёт 3 своих успеха, которых он достиг при выполнении этого задания.
Время на обдумывание подошло к концу. Сейчас каждый из вас называть свои успехи, а мы в это время все дружно хором будем говорить: «Мы рады за тебя».
У. – Садитесь дети. Сейчас, когда мы отдохнули, можем с новыми силами преступать к работе.
У. – А теперь назовите как можно больше сосудов, которых нет в классе.
У. - Если все вами названные предметы – сосуды, то в них можно хранить лишь жидкие с сыпучие предметы.
Какие ещё мы можем предметы в них хранить?
Смотрите, я положила в вазочку кубики. Сколько их, посчитайте.
У. - В банку я положила учебник и ручки.
Значит, можем мы хранить в сосудах другие предметы?
У. – А удобно ли это, разумно? Почему?
У. – Значит, люди могли понять это и договориться хранить в сосудах только жидкие и сыпучие предметы.
Какие жидкости вы можете назвать?
У. – Какие сыпучие предметы можно хранить в сосудах, назовите?
У. – А могут ли выполнять функцию сосудов другие предметы? Докажите.
(Мнения детей разделяются).
У. – Смотрите, я в плетёную вазочку наливаю воду, могу ли я хранить воду в ней?
У. – Давайте проверим, сколько времени можно хранить воду в плетёной вазочке. Дети, засекайте время и считайте секунды.
(Все, хором считают)
У. – Сколько же у нас получилось?
У. – Значит, и корзинка может стать сосудом. А сделанный из бумаги кулёк, может быть сосудом?
У. – Ребята, значит, и бумажный кулёк будет являться сосудом.
Но всегда ли это будет удобным и разумным?
У. – Отчего тогда будет зависеть назначение предметов?
У. – Но всё же люди договорились называть сосудами предметы, в которых удобно хранить жидкости и сыпучие тела.
У. – Как вы думаете, что могли в них хранить?
У. – Обратите внимание на то, из чего сделаны сосуды – они керамические, т. е. глиняные. Как они оформлены. Помните, мы читали с вами на уроках внеклассного чтения легенды и мифы Древней Греции, так вот эти сосуды греческие и на них изображен бог Апполон и богиня Афина.
У.- А сейчас, я каждой группе дам тексты о сосудах в разное время и в разных странах.
Это тексты, в которых рассказывается о сосудах в Древней Греции, Древнем Египте, Древней Руси, Древнем Китае (4 текста по количеству групп).
Каждый из вас прочитает текст, обсудит его содержание в группе. После того как вы посовещаетесь в группах, сделайте небольшую презентацию вашей работы – представьте себя жителям той страны, о сосудах которой вы читали и расскажите нам, жителям других стран.
Можете сделать иллюстрации, на которых были бы изображены сосуды.
У. – Я предлагаю вам при выполнении этого задания поучиться слушать другого человека, задавать вопросы.
У. – Давайте начнём работу. Время на подготовку - 8 минут. Определите в группах человека, который будет следить за временем.
Поднимите руки кому не понятно задание. (Кому не понятно задание поднимают руки, задают вопросы).
Тогда не теряем время и начинаем работать. Желаю удачи.
У. – Я вижу, что ребята ответственные за время показывают нам, что работа должна подходить к концу. Ещё минутка - подготовиться к выступлениям
Итак, ребята, начнёт своё выступление первой – группа, читавшая текст о сосудах в Древнем Египте. Выходите к доске. Давайте закрепим ваши рисунки на доску.
У. – Ребята, что нового мы могли узнать из рассказа ребят?
У. - Давайте поблагодарим группу, выступавших за интересный рассказ.
У. – Сейчас давайте предоставим слово группе, читавшей о сосудах в Древней Греции.
Ребята, просим вас выйти к доске.
У. – Ребята, что нового мы могли узнать из рассказа ребят?
У. - Давайте поблагодарим группу ребят за интересный рассказ.
У. - Сейчас просим выйти группу, готовящую рассказ о сосудах в Древнем Китае.
Дети выходят, крепят иллюстрации на доску магнитами. Начинают рассказывать о прочитанном.
У. – Ребята, что нового мы могли узнать из рассказа ребят?
У. - Давайте поблагодарим группу учеников за увлекательный рассказ.
У. - Сейчас просим выйти группу, подготавливавшую очень интересный рассказ – о сосудах Древней Руси. Тема очень интересная, так как из рассказа ребят мы сможем узнать о том, какими сосудами пользовались наши с вами предки – русские люди.
Дети выходят, крепят иллюстрации на доску магнитами. Начинают рассказывать о прочитанном.
У. – Ребята, что нового мы могли узнать из рассказа ребят?
У. - Давайте поблагодарим ребят за очень содержательный рассказ.
У. – Ребята, все группы выступили просто замечательно. Рассказы и рисунки, сделанные к ним, были очень содержательные, красочные.
Какой вывод мы можем сделать об особенностях сосудов в разных странах и в разное время?
У. - Давайте сейчас подумаем и скажем, чему же могла поучить эта работа, что нового мы узнали.
У. – Эта работа нас многому научила. Мы узнали о сосудах в разных странах в древнее время. Мы учились слушать друг друга и задавать вопросы. Мы учились пересказывать тексты и делать к ним иллюстрации.
У. – Предлагаю вам немного отдохнуть и набраться сил для следующей работы. Давайте проведём физминутку.
5. Физминутка.
У. - Ребята, мы с вами отдохнули, набрались сил и можем преступать к новой работе. Давайте сядем ровненько, спинки выпрямим, покажем друг другу, что готовы узнавать новое, развивать себя.
У. – Ребята, посмотрите, у меня на столе стоят предметы. Сколько их?
У. – Назовите эти предметы.
У. – Как мы можем назвать эти предметы?
У. – Ребята, мы эту работу уже выполняли на уроке, назовите как можно общих свойств этих предметов.
У. – А кто догадался, почему первому ученику эти предметы показались холодными, а тем, кто последними прикасались к нему – тёплым?
У. – Ребята, в какой из этих сосудов воды вместиться больше?
У. – Мнения разделились. Попробуйте доказать правильность своего ответа несколькими способами.
У. – А кто может предложить другой способ проверки. Чтобы не надо было переливать воду из одного сосуда в другой.
– Давайте же посчитаем, сколько же надо маленьких сосудов для заполнения банки и графина водой. (Формирую понятия числа как результата измерения величин.)
(В каждой из групп на столах стоят одинаковые банки и графины, и ведро с водой. Один ребёнок из группы выполняет действие, а остальные в полголоса считают, сколько мерок для этого понадобиться. При этом учитель умышлено создаёт ситуацию, в которой двум группам надо узнать, сколько воды вмещается в банку, а другим двум, узнать, сколько воды вмещается в графин, при этом мерки у тех, кто узнает, сколько воды вмещается в графин и в банку – разные.)
У. – Пусть две группы заполняют и считают, сколько воды вмещается в банку, а другие две группы узнают, сколько воды вмещается в графин. (Дети выполняют действия.)
У. – Сколько же воды понадобилось, чтобы заполнить банку?
У. – А сколько, для того, чтобы заполнить графин?
У. – Значит, в какой сосуд воды вмещается больше?
У. – Получается, что первый способ узнать то, в какой из сосудов воды вмещается больше, через заполнение, сначала, одного сосуда водой и переливание затем воды в другой сосуд, оказался неверным?
У. – Кто думает по-другому, или догадался, как могло такое получиться?
У. – Давайте попробуем проверить высказанное тобой мнение.
Давайте возьмём одинаковые сосуды-мерки, пусть это будут баночки большего размера, и заполним водой сосуды.
(Дети выполняют задание.)
У. – Сколько сосудов-мерок с водой потребовалось, чтобы заполнить банку?
У. – Сколько сосудов-мерок потребовалось для заполнения водой графина?
Информация о работе Условия повышения эффективности и качества уроков математики в начальном классе