Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:46, доклад
Изложение основного материала. Во все времена переписки была бесценным источником, ведь она позволяло раскрыть истинную сущность человека, выявить ее предпочтения и мысли не скрывая оттенков, внутреннего мира. Письмо - это диалог словно сам с собой и одновременно с адресантом. Именно это и позволяет вырваться из мыслей и сердца, тем вещам, о которых иногда сложно сказать в глаза.
Изложение основного материала. Во все времена переписки была бесценным источником, ведь она позволяло раскрыть истинную сущность человека, выявить ее предпочтения и мысли не скрывая оттенков, внутреннего мира. Письмо - это диалог словно сам с собой и одновременно с адресантом. Именно это и позволяет вырваться из мыслей и сердца, тем вещам, о которых иногда сложно сказать в глаза.
Уникальность переписки заключается не только в информированности о жизни определенной человеком, но и в том, что именно с помощью этой формы общения нам легче советоваться и давать советы, рассуждать, как бы вдвоем принимать определенные решения, корректировать поведение адресанта, НЕ нав ' связывая при этом собственные предпочтения.
Письма известных деятелей образования, науки, культуры - бесценное сокровище, поскольку отражают отдельные фрагменты нашей истории. В них можно найти то, что не было высказано, не могло быть иначе зафиксировано, как в письме. Сохранились эпистолярные сборки выдающихся украинского Гоголя, М. Драгоманова, М. Костомарова, П. Кулиша, Т. Шевченко и других.
Воспитательные советы родителей и другие, содержащиеся в письмах, является одним из древних литературно - педагогических жанров, который имел широкое распространение у разных народов мира.
Эпистолярное наследие В.А. Сухомлинского помогает не только родителям лучше познавать мир детской души, но и учителям, и становится для них одним из инструментов влияния на своих воспитанников. Письма Василия Александровича неисчерпаемый источник мудрых советов, которые помогают воспитателям делать настоящие чудеса в учебно-воспитательном процессе.
Большое воспитательное значение для формирования нравственных качеств молодежи имеет книга выдающегося педагога "Письма к сыну", которая содержат тридцать писем-ответов на вопросы, которые беспокоили сына педагога, и на которые он стремился получить обстоятельный ответ от отца.
Василий Александрович, как и любой родитель обеспокоен судьбой сына, который покинул родной дом и стал на путь самостоятельной жизни, пытается помочь сыну формировать моральные взгляды по переписке.
С первого
письма автор будто начинает рассказ,
вводит читателя в свой диалог с
сыном, который будет и дальше
развиваться в следующих
В своих письмах к сыну педагог размышляет над сложными вопросами, которые волнуют не только его сына, но и все общество, проблемой безответственности. Автор рассказывает о Талейрана, надциничного политика, учил молодежь "Бойтися первого душевного порыва, потому что оно конечно благородное [2, 588]". Эта позиция политика нашла свое отражение в В.А. Сухомлинского, в следующих словах педагога: "Человек без убеждений - кисть, ничтожество [2, 589]". Своеобразие моральной ответственности заключается в том, что критерием внешнего контроля является общественное мнение, а внутреннего - совесть.
Общество, возлагая на человека моральную ответственность, рассчитывает воспитать ее в нужном направлении. Василий Александрович в письмах утверждал, что осознание собственной ответственности формирует поведение человека, приводит в соответствие личностные и социальные потребности, если между ними возникают противоречия.
В общении с сыном педагог раскрывает суть важных для юноши вопросам выбора жизненных ценностей: честь, долг, достоинство, совесть и т.д.. ?? Аме в этом возрасте молодежь сознательно выбирает свое место среди категории добра и зла. Василий Александрович отмечал, что выбор, который осуществит молодой человек зависит не только от его воспитателей: родителей, учителей, окружения, но и от самого ребенка, поскольку 12 лет человек должен начинать заниматься самовоспитанием, а уже с 16 лет, самовоспитания становится главной задачей каждого человека [2, 612]. В письме к сыну он писал: "Ты - творец собственной духовной красоты. От тебя зависит красота людей, которые находятся рядом с тобой [2, 596] ".
Переписываясь с сыном В. А. Сухомлинский каждый раз выдвигает новые задачи для юноши, которые подталкивают его к поиску правильных ответов. "Из твоего письма видно, что мои поучения стали будто искра для горячего костра дискуссии, разгоревшейся у вас в общежитии [2, 635]". Своими размышлениями отец активизирует мысли, формирует живой "творческой ум", ради "справедливой истины".
Даже на расстоянии педагог помогает юноше раскрыть значение "настоящей красоты человека". Василий Александрович подчеркивает, что она проявляется только тогда, когда человек занимается любимым делом, и именно при этом условии раскрывается все хорошее, что есть в душе.
В.А. Сухомлинский приводит пример о древнегреческого скульптора, создавшего статуи атлетов. Педагог не случайно рассказал об этом историческом факте, ведь скульптор передал красоту дискобола в тот момент, "когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании - апофеоз красоты [2, 635]". Отец доказывает сыну, что именно любимое дело, что вдохновляет человека на настоящие чудеса, и делает ее красивой. Василий Александрович, приводит эпизод из новеллы В.А. Гончара "Подсолнухи", о скульпторе, которому поручили увековечить образ девушки - мастера высоких урожаев подсолнечника. Когда он впервые увидел ее, девушка показалась ему некрасивой, человек отказался от работы. Возвращаясь на станцию вдоль подсолнечного поля, художник увидел свою героиню за работой. Его поразила красота лица, - что было озарено ощущением красоты труда [2, 636]. Вдохновенный труд в пользу общества делает личность благороднее, помогает познать истинную красоту человеческой души.
Испытаниям на зрелость и достоинство выступает по мнению В.А. Сухомлинского, любовь, которая является высшим проявлением человеческой сущности. Молодой человек должен строить свои взаимоотношения с окружающим миром на основе принципов добра и красоты, веры, надежды и любви. Ощущение сердцем близкого человека, - важная потребность каждого человека. И именно в юношеском возрасте она актуальна. Благодаря переписке, отец постоянно был личностные беседы с сыном о настоящей любви, половые отношения, моральный долг человека и тому подобное. "Любовь - это самый строгий экзамен человечности", отмечал педагог, и каждый человек должен нести ответственность за свои действия, ибо брак это не только юридические, материальные, но и духовные обязанности [2, 625].
Важным педагогическим наработки Василия Александровича является созданный им духовный культ Матери, в разговорах с сыном, педагог доказывал, что именно любовь и уважение к матери, в будущем, для мальчиков означает заботливое отношение к женщине вообще. "Женщина-мать - первый создатель жизни. Никогда не забывай, сынок, что она дала тебе жизнь [2, 631] ". «Мать» - самая дорогая и родной человек для каждого из нас. Она - первый педагог в жизни ребенка, которая окружает теплом и горячей любовью.
Воспитательные советы Василия Александровича в письмах, помогали сыну не чувствовать стыда перед вопросами, которые смущали его душу, они позволяли рассказать о своих личностных волнения и получать из уст опытного человека больше полезной информации. Отец учит подростка анализировать собственные действия, постоянно работать над становлением своего характера, заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием, свободно преодолевать жизненные невзгоды.
Заключение. "Письма к сыну" В.А. Сухомлинского включают в себя большой воспитательный потенциал для влияния на формирование нравственной личности подростка. Все письма пронизаны гуманистическими взглядами педагога, в доступной форме раскрывает актуальные проблемы - моральные ценности молодого поколения. Творческое переосмысление и последующее внедрение педагогического опыта Василия Александровича способствовать решению современных проблем воспитания подростков.