Вальдорфская педагогика Р. Штейнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:34, лекция

Описание работы

Надо принять во внимание, что Штайнер вел интенсивную лекционную деятельность и был в начале XX в. властителем дум не только в Германии, но и в России. Его лекции собирали огромные аудитории, а книги переводились на многие языки. Штайнера считали своим Учителем Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Василий Кандинский. Штайнер читал циклы лекций по христологии, и различие в понимании значения Христа в эволюции человечества привело в 1913 г. к конфликту между руководством Теософского общества и Р. Штайнером, в результате которого он со своими сторонниками вышел из Теософского общества.

Файлы: 1 файл

АМВ Семинар №1.docx

— 36.14 Кб (Скачать файл)

Семинар №1.  Вальдорфская педагогика Р. Штейнера

  1. Антропософия  Р. Штейнера как основа вальдорфской педагогики.

Антропософия Штайнера имела  несколько подразделов. Это социально - политическое учение, основанное на идеях  Платона. Это особая система хозяйствования, при которой преодолевается бездушная  механизация и устанавливается 'новое  земледелие' на основе постижения биоритмов  растений и т. п.

Штайнер (1861 - 1925) был последователем натурфилософии Гете (редактировал и  комментировал его естественнонаучные сочинения), а также находился  под влиянием эволюционизма Ч. Дарвина  и Э. Геккеля, наконец, философии  жизни Ф. Ницше. Основные произведения Р. Штайнера - 'Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека', 'Очерк тайноведения', 'Мистерии древности и христианство'. Эти произведения написаны в начале XX в., в них с антропософской точки зрения излагается космология и история человечества.

Надо принять во внимание, что Штайнер вел интенсивную  лекционную деятельность и был в  начале XX в. властителем дум не только в Германии, но и в России. Его лекции собирали огромные аудитории, а книги переводились на многие языки. Штайнера считали своим Учителем Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Василий Кандинский. Штайнер читал циклы лекций по христологии, и различие в понимании значения Христа в эволюции человечества привело в 1913 г. к конфликту между руководством Теософского общества и Р. Штайнером, в результате которого он со своими сторонниками вышел из Теософского общества.

Штайнер был не только теоретиком, но и практиком. Им были сформулированы основные положения новой педагогики и создана первая Вальдорфская школа. В 1921 г. его последователями был открыт Клинико-Терапевтический институт в Арлесхайме. В основе их деятельности лежало антропософское понимание существа человека.

В настоящее время издано более 350 томов наследия Р. Штайнера. Обратимся к основным идеям Штайнера.

1. Философ называл себя 'наблюдателем сверхчувственного'. Без познания сверхчувственного  мира невозможна полнота знания, считал он. Благодаря ему раскрывается 'око духа' и появляется 'высшее чувство'. 'Каждое духовное око может быть раскрыто', и лишь вопрос времени, когда оно откроется'

2. Штайнер выступил за  расширение границ познания, которое  вполне возможно для каждого  человека, но ему должно предшествовать 'развитие познавательных сил'.

3. 'Высшее знание' дается, по Штайнеру, с помощью 'высшего зрения', т. е. определенной степени духовности человека. Должно быть 'духовное призвание'. Штайнер называл его 'божественным' знанием и чувством, 'божественной мудростью', т. е. теософией.

Итак, первое, что отметил  Штайнер, это: человек есть 'гражданин  трех миров': своим телом он принадлежит  к миру, воспринимаемому органами чувств; своей душой он создает  себе свой собственный мир; через  его дух перед ним раскрывается мир, который выше этих обоих миров.

Во-вторых, это знание, по Штайнеру, 'перевоплощение духа и судьбы'. Объяснялось это так. Впечатления  от внешнего мира преходящи. Я вижу розу, она передо мной, я ее ощущаю. Необходимо присутствие предмета во внешнем мире, чтобы возникло восприятие.

Человеку свойственна  как физическая, так и духовная наследственность. Как духовный человек, я должен был существовать до моего  рождения. В моих предках я не существовал, так как они в  духовном отношении совершенно другие люди. Отсюда Штайнер заключал, что 'в жизни человеческой Дух является повторением самого себя, с плодами  своих прежних переживаний в  прошлых жизнях'. Он ввел понятие 'Самодух'. Жизнь есть повторение других, и она приносит с собой то, что Самодух выработал для себя в прошлой жизни. 'Жизнедух' переносит душу человека от одного личного бытия в другое. Жизнь души есть последствие судьбы, созданной самим же человеческим духом, которая называется в древних учениях кармой. Дух подчиняется закону перевоплощения, закону повторяющихся земных жизней.

Христианство, считал Штайнер, способствовало тому, что истина стала  доступной не только отдельно избранным, а всем. Вера и познание в христианстве стоят рядом.

Популярность Штайнера обусловлена  его нестандартной философией.

Такова концепция антропософии Р. Штайнера, мистико-иррационалистическая по содержанию. Штайнер, продолжая эти  идеи, сделал попытку их реализации в мистическом опыте человека, в самых различных сферах его  деятельности.

 (Информация с сайта http://www.istina.ru/ )

 

2.Познание «скрытой  природы» ребенка –исходный момент воспитания.

Последователь Штайнера, вальдорфский учитель Ф. Карлгрен подчёркивал, что для подхода к сложным задачам воспитания вальдорфская педагогика обращается к своей духовно-научной основе - к антропософскому познанию человека. Доклад, с которым Штайнер выступал в различных населённых пунктах Германии в 1907 году "Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки" (7) и опубликованный как книга, Карлгрен выделяет как исток вальдорфской педагогики. (5) В этой работе Штайнер впервые излагает свои взгляды на развитие ребенка с точки зрения антропософии, и соответственные этому развитию методы воздействия на него педагога. Он говорил, в частности, что: "Помимо физического тела человека, объектом познания для духовной науки является еще и другой член его существа: жизненное или эфирное тело".

"Духовная наука  описывает, каким образом открывается  тот мир, в котором высшие  члены существа человека оказываются  доступными созерцанию. Для того, кто развил в себе высшие  органы восприятия, эфирное тело  является объектом наблюдения, а  не предметом рассуждений и  умозаключений".

Итак, согласно антропософии, человек состоит из нескольких составляющих: физического (видимого) тела, эфирного и астрального "духовных" тел, также "К существу человека принадлежит  еще один, четвертый, член - такого члена  нет у других живущих на земле  существ. Это - носитель человеческого "Я"…. "В период от рождения до смены зубов - т.е. приблизительно до семилетнего возраста - он окружен эфирной и астральной оболочками. Лишь с наступлением смены зубов эфирное тело отделяется от эфирной оболочки. Астральная оболочка сохраняется вплоть до наступления возраста половой зрелости, когда астральное тело рождается…"; "эфирное тело… становится носителем привычек, устойчивых склонностей, темперамента и памяти".

Вальдорфскому педагогу нужно всё это знать потому, что он: "…работает над этими четырьмя членами существа человека и, если он желает стоять на уровне своей задачи, должен изучать их природу". "Знание соответствующих законов должно быть положено в основу искусства воспитания и обучения"; "Те, кто при этом не будут руководствоваться данными духовной науки, скорей всего, сделают обратное тому, что нужно; ведь материалистический здравый смысл зачастую склонен выбирать противоположное истинному". "В искусстве воспитания речь идет о конкретных знаниях в отношении членов существа человека и закономерностей их развития. Необходимо знать, в каком возрасте и каким образом следует воздействовать на тот или иной член организации человека". Так, например, "С того времени, как у ребенка стали меняться зубы, и произошло отделение внешней эфирной оболочки, воспитатель получает возможность извне воздействовать на эфирное тело"; "…переработанное посредством собственных сил "Я" астральное тело называется Самодухом (Geistselbst) - или, согласно восточной терминологии, Манасом. Такое преобразование происходит, в основном, благодаря обучению, обогащению внутреннего мира возвышенными идеями и представлениями". "…мышление, (внутреннее) чувство и воля. Способствуя их формированию, педагог устанавливает как бы обратную связь с эфирным телом, которое в период между сменой зубов и наступлением половой зрелости можно совершенствовать, воздействуя на него извне". "Нельзя упускать из виду того, что говорилось об окружающей астральное тело защитной оболочке. Одно дело - заботиться еще до наступления возраста половой зрелости о заключенном в астральном теле зародыше развития, другое дело - подвергать ставшее после наступления этого возраста самостоятельным астральное тело извне тому, что оно может переработать без защитной оболочки. Это, конечно, тонкое различие; но для того, кто его не проводит, непонятой остается и сущность воспитания".

Духовная наука, утверждает Штайнер, обеспечивает взаимосвязь  между физическим и духовным аспектами воспитания: "…благодаря телесным упражнениям эфирное тело должно чувствовать свой собственный рост, воспринимать свою постоянно возрастающую силу. … Проводить занятия гимнастикой и телесными упражнениями подобным образом возможно только с помощью духовной науки".

Особые требования предъявлял Штайнер к педагогам  своей школы: "…чрезвычайно важно, чтобы те, кто их воспитывает, были личностями, обладающими духовно-образным видением". "Конечно, для того, чтобы так воспитывать и преподавать, необходимо обладать большим тактом, и обрести его можно именно благодаря духовно-научному миросозерцанию".

Вальдорфские учителя, являющиеся носителями штайнеровского миросозерцания, служат примерами и авторитетами для своих учеников: "Естественный, не принудительно насаждаемый авторитет служит проводником того непосредственного духовно-образного видения, под воздействием которого в ребенке должно происходить формирование совести, привычек, склонностей, под воздействием которого уравновешивается темперамент; это призма, через которую он смотрит на явления окружающего мира". "Вера таинственным потоком струится от него (педагога) к воспитанникам, она убеждает их; и между ним и воспитанниками вершит сама непосредственная жизнь. Жизнь, которая возможна лишь благодаря тому, что воспитатель черпает из источника духовной науки, и каждое его слово, все, что от него исходит, заключает в себе ощущение, тепло и эмоциональную окраску подлинного духовно-научного миросозерцания. Поэтому духовная наука должна служить живой основой искусства воспитания.

Воспитанники также  должны проникнуться "духовно-научными" идеями о мироздании и человеке: "Нельзя довольствоваться чувственно-наглядным  рассмотрением растения, семени или  цветка. Все наглядное должно становиться  иносказательным выражением духовного. Семя не только то, чем оно является глазу. В нем сокрыто от внешнего зрения будущее растение. И ребенок должен живо ощутить, воспринять эмоционально, пережить в воображении, что оно заключает в себе значительно больше того, что доступно органам чувств. Нужно, чтобы он почувствовал веяние тайны бытия. Ибо полная действительность всякой вещи заключает в себе дух и материю, по-настоящему практическое искусство воспитания не может вырасти из материалистического образа мыслей. Многое еще предстоит преодолеть, прежде чем станет возможным построить искусство воспитания полностью на основе принципов духовной науки".

В этом труде Штайнер  подчёркивал необходимость религии  в процессе воспитания: "Самые  же сильные импульсы эфирному телу сообщают такие впечатления и  представления, посредством которых  человек чувствует и переживает свою связь с вечной основой мира: это религиозные переживания. Воля человека, а вместе с ней и его  характер не будут развиваться здоровым образом, если в данном возрасте он не испытает воздействия глубоких религиозных  импульсов". "Если он (ребёнок) не почувствует прочной связи с божественно-духовным, его воля и характер будут оставаться нерешительными, нецельными, нездоровыми".

Своё учение Штайнер  принял от неких "высших существ", которые и в дальнейшем "руководили" его деятельностью, об этом он говорил  на семинарах, организованных для учителей вальдорфской школы: "Вначале нам  следует поразмыслить о том, как  мы можем быть связаны с духовными  силами, по заданию которых должны работать. Поэтому я прошу вас  рассматривать данное вступительное  слово как своего рода молитву, обращенную к тем силам, которым надлежит … помогать нам, когда мы беремся  за исполнение нашей задачи: Давайте  мыслить таким образом, чтобы  сознавать: За каждым из нас стоит  ангел, нежно возлагая руки на голову; он дает необходимую нам силу. Над  нами парит хоровод архангелов, несущих  от каждого из нас то, что мы можем  дать другим. Они связуют ваши души… Свет мудрости даруется нам вышними существами архаев. Архаи не замыкаются в круг, они несут свое откровение из пра-времен и исчезают в далях веков... ".

Основание вальдорфской школы Штайнер считал "торжественным  событием в мироздании", получившем возможность реализации, благодаря всё тем же "добрым духам".

 

 

 

 

 

4.Основные принципы организации вальдорфских школ и дет. садов.

Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.

Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.  
 
 

Основные принципы организации детских садов и школ:

•    Дети - дошкольники. В вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. Таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. Младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. Наполняемость групп - до 20 человек.

Информация о работе Вальдорфская педагогика Р. Штейнера