Над отдельной школой
нет верхних управляющих инстанций
(н. – «Союз свободных вальдорфских
школ в Германии» в Штунгарте
– координационный и поддерживающий
центр, но не «начальство»). В
принципе основателями той или
иной школы являются родители.
Они должны действовать осознанно
и ответственно, то есть представлять
себе, как именно учат в вальдорфской
школе. Поэтому говорят, что
вальдорфская педагогика «вырастает
снизу, а не строится сверху».
В совместных учительско-родительских
объединениях решаются вопросы
строительства, проведения совместных
праздников, отношений с государственными
организациями. Во многих школах
один день в неделю (суббота)
– родительский. Родители приходят
в школу и занимаются эвритмией
в залах, ручным трудом –
в школьных мастерских, ставят
спектакли.
Так как вальдорфские
школы не зависят от государства,
обучение в них по необходимости
является платным. Однако плата
дифференцирована: бедные родители
могут быть вообще освобождены
от оплаты, а богатые вносят
зачастую весьма значительные
суммы, намного превышающие плату
за обучение их собственного
ребенка. Равно и оклад педагогов
дифференцирован: на учительской
коллегии преподаватели сами
решают вопрос о распределении
«фонда заработной платы», учитывая
потребности того или иного
учителя в данное время. В
ряде стран государство оказывает
поддержку, но без права вмешательства
во внутришкольную жизнь и преподавание.
3) Как правило, обучение в
вальдорфской школе длится 12 лет;
желающие поступить в университет
заканчивают еще 13-ый класс
«абитуриентский»: Вальдорфские педагоги
подчеркивают, что подготовка к
университету не является основной
целью. Тем не менее, процент
выпускников этих школ, поступающих
в университет, в среднем не
ниже, а порой и несколько выше,
чем у обычных государственных
школ.
В вальдорфской школе
с первого взгляда обнаруживается
полная противоположность сложившейся
практике обучения. Цель школы
– воспитание человека гармоничного
во всех проявлениях своей
сущности – в мыслях, чувствах
и воле. В этой школе первоклассников
встречает учитель, совершенно
отличный от эксперта в общепринятом
смысле слова. Классный руководитель
в вальдорфской школе – это
тот, кто преподает ведущие
дисциплины первые восемь лет
их обучения. Помните ваши школьные
годы? У вас с ранних классов
были разные учителя по разным
предметам. Математик, историк,
биолог – каждый специалист
своей области, прививал детям
убеждение о том, что человек
может быть специалистом только
в своем предмете. Вместе с
тем, они говорили, что бедные
дети, им следует заниматься всеми
предметами и были в необходимо
степени универсально образованы.
Основная идея вальдорфской школы
состоит в том, что учитель
собственным примером должен
ориентироваться в самых различных
областях знания.
Ритм в вальдорфской
школе.
Расписание в вальдорфской
школе кардинально отличается
от исконно принятых, которые
ориентированы, как правило, вертикально.
В обычных школах у детей
каждый день проводятся разные
уроки, учеников произвольно перекидывают
с урока на урок, а это препятствует
глубине постижения.
Расписание дня в
вальдорфской школе скользящее,
ритмически повторяющееся, состоит
из 3-х частей: первая часть дня:
«главный урок», та дисциплина,
курс которой углубленно изучается
в данное время, занимает первые
2 урока. Эта дисциплина выбирается,
как правило, из гуманитарной
или естественнонаучной области
(н. – литература, история, география,
физика); ее «проходят» 3-4 недели
подряд как целостную «эпоху».
Учитель ищет такие формы обучения,
которые позволяют сделать процесс
познания продуктивным и творческим.
В младших классах он может
представиться злой ведьмой, задающей
вопросы, хитрой лисой, добрым
волшебником; более взрослые дети
сами делают выводы из своих
наблюдений над сутью дисциплины.
Следующий шаг – переработка
нового материала в рабочих
тетрадях учеников, где они пишут,
чертят, рисуют. Во время урока
дети не пользуются напечатанными
учебниками, книги появляются лишь
в устной беседе учителя и
работе самих учеников. Когда
заканчивается этот период, дети
начинают изучать новые дисциплины,
а эту на время оставляют
в покое.
В середине дня дети
занимаются такими предметами, которые
активизируют дыхание, строятся
как процесс упражнений: языком (с
первого класса дети изучают
2 языка, сначала они разучивают
песни, игры на изучаемом языке,
позже эти игры превращаются
в уроки с изучением грамматики),
музыкой, эвритмией – это искусство
движения, выработанное Штайнером.
В эвритмии речь и музыка
находятся в гармонии с движением
исполнителя. Заключительная и
обязательная часть школьного
дня – воспитание ремеслом. В
это время дня тяжесть возложена
на нее, хорошо помогает им
в работе. Они учатся шить, вязать спицами,
крючком, изготавливать одежду. Их учат
сапожному, столярному, переплетному делу,
изготовлению бумаги. Они получают возможность
познать мир с помощью физического труда.
Педагогика должна
стать искусством.
Содержание педагогики
меняется в зависимости от
возраста ребенка. Что такое
ребенок в 7 лет? С помощью
подражания он уже развил мускулы,
легкие и другие органы, выпали
молочные зубы, появились даже
коренные. У ребенка появляются
новые силы, возможности. Начинается
работа соединения его души
с окружающим миром; он хочет
познать себя в этом мире. Как
мы можем помочь ему в этом?
Он еще воспринимает мир как
целое. И наиболее естественным
материалом, который остается все
еще близок к ребенку, остаются
сказки. Весь первый класс учитель
работает со сказкой. Но, подбирая
сказки, нужно учитывать и то,
что в классе и меланхолики,
и сангвиники, и холерики и
флегматики. После прочтения сказки,
можно предложить детям нарисовать
героев, из сказочных картин вырастают
буквы. Вы показываете детям.
Как из изображения короля
и дракона появляются буквы
«К» и «Д». – Они совершили
путь от картинки к букве.
Очень труден 1-ый класс: учитель
замечает, что дети дерутся, ссорятся.
Это нормально, так как они
должны понять кто лучший друг,
кто лучше пишет, рисует, кто
из мальчиков самый сильный.
Дети познают мир через отношения
друг с другом, они учатся друг
у друга.
Начинается второй
класс. Мировосприятие детей изменилось.
Дети возражают, спорят, вы говорите
«верх», они «низ». Мир как единое целое
для них уже не существует, время сказок
закончилось, начинается время басен,
так как они помогают детям рассуждать.
Например, басня «Ворона и лиса». Класс
разделяется на 2 лагеря: одни говорят,
что лиса плохая, другие, что она права,
ворона сама виновата.
В третьем классе
ребенок становится совсем другим,
он становится серьезным. В
его глазах уже не то ангельское,
невинное, что вы наблюдали ранее.
У него пробуждается чувство
собственного «Я». Ребенок начинает
чувствовать свою ответственность
по отношению к окружающим. Мир
и «я» уже разделены. Именно
в это время возникает чувство
вины. В это время детей уже
учат читать. У него появляются
вопросы: «Кого я, откуда я,
как произошел мир?» В это
время можно рассказать им
о материалистическом происхождении
мира, Земли, человека. Очень хорошо
в это время рассказывать биографии
разных людей. Теперь они воспринимают
мир как нечто стороннее, окружающее
их, они утверждаются в собственном
«Я». Это дает возможность заниматься
естественными науками, поэтому
география и зоология – главные
в четвертом и пятом классах,
с введением географии начинается
изучение социальных дисциплин.
Появляется разум.
В пятом классе делается
еще один шаг на пути к
взрослению. В период, предшествующий
половому созреванию, у детей
просыпаются новые способности
к самостоятельному мышлению. Дети
начинают понимать причины и
следствия – можно вводить
курс истории . В шестом классе главное
– физика, грамматика, геометрия; седьмой
класс – химия, астрономия, математика.
Восьмой класс –
класс прощания с классным
руководителем. Теперь детям 14
лет, их ждут учителя предметники
старших классов, первый этап
завершен, начинается второй этап,
где изучаются все остальные
дисциплины, более углубленно.
IV. Вальдорфская педагогика –
это особый, ни на что не
похожий мир. Завораживает все:
стены, которые каждый год красятся
в совершенно определенный цвет.
В зависимости от возраста
учеников, интерьеры классов, мастерских,
спортивных залов, где радуют
глаз только природные материалы:
дерево, кожа, камень, солома, текстиль
мягких натуральных цветов, ракушки,
плоды, композиции из живых
или засушенных растений. Обстановка
тепла, сердечность, взаимопонимания
между взрослыми, детьми и подростками
настраивает на желание познания
мира.
Я в малой части,
в общих чертах познакомилась
с основными идеями Рудольфа
Штайнера по строительству вальдорфской
школы. Очень понравилась демократическая
идея «вальдорфская педагогика
вырастает снизу, а не строится
сверху». Через все учение проходит
мысль о возрастной педагогике,
автор настаивает на глубоком
изучении психологии. Овладение
искусством воспитания. Мне понравилась
мысль о содержании обучения
в младших классах, где на
первый план становится знакомство
с различными искусствами и
овладение ремеслами. Организация
обучения и воспитания построена
на «ритме» - поразила меня. Отсутствие
цифровых оценок, экзаменов в
обучении детей до 14 лет делает
процесс учения желанным и
свободным.
Я предполагаю, что
некоторые идеи этого выдающегося
педагога нашли отражение в
трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
Ш. Амонашвили и другие.
У многих, кто ознакомился
с творчеством Рудольфа Штайнера,
пробудился подлинный интерес
к этому направлению педагогики
с богатым практическим опытом.
Литература
1.Пегов В.А. Вальдорфская
педагогика как образец свободного
образования.
Смоленск 1992 год, СОИУУ
2. Томас Й, Вейс. Как
помочь ребенку, Московский центр
вальдорфской педагогики, 1992год.
3. Штеффен А., Штейн В.
Статьи о вальдорфской педагогике.
Рязань, 1991 год.