Вальдорфская педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:59, доклад

Описание работы

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу – школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией – и гимназию – гуманитарно-ориентированную школу – усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14–15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное "человеческое образование". С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.

Файлы: 1 файл

Вальдорфская педагогика.docx

— 32.02 Кб (Скачать файл)

 

4.1. Вальдорфская педагогика возраста  от 7 до 14 лет (1–8 год обучения)

В развитии ребенка седьмой год  жизни означает глубокое изменение  его телесно-душевной формы. Внешне это проявляется в первом изменении  телосложения ребенка и смене  зубов (второе изменение телосложения происходит в период полового созревания). По многим признакам физического  развития можно заметить, что силы, которые в раннем детстве действовали  в формировании тела, с этого момента  больше не действуют в нем. Теперь они становятся доступными ребенку  душевно как две тесно взаимосвязанные  способности: как способность к  образной фантазии, к произвольным воспоминаниям в образах, и как  способность творческого образного  созидания и переживания. Тем  самым ребенок становится способен знакомиться с миром и понимать мир в образах. По сравнению с  прежней связанностью сознания с  чувственным восприятием это  означает начало формирования самостоятельной  внутренней жизни. Постигать, изучать  и понимать – эти способности  реализуются в отделившемся от внешнего мира душевно-внутреннем процессе. Образ  означает больше, чем внутреннее представление  ощущаемого. В образах фантазии ребенок  может схватывать не только отдельное, но и события и взаимосвязи, не только явление, но и внутренние закономерности, значение и суть. Значение образа состоит  и в том, что образ своей  наглядностью в отличие от абстрактного характера понятий активно вызывает сопереживание через чувство. Он оживляет и расширяет жизнь чувств.

Ребенок еще не может самостоятельно постигать связи и закономерности. Поэтому он хочет узнавать и учиться  понимать их при помощи учителя. Учитель, способный преподавать образно, т.е. не интеллектуально, а возбуждая фантазию и чувство ребенка, становится для него авторитетом. Образное преподавание – одно из самых универсальных средств воспитания. Образы сказок и легенд, мифологии, саг и биографий оказывают сильное воздействие на развитие души, установок характера и совести. Образы не принуждают как поучения или авторитарно преподанные ценности. Они возбуждают в ребенке углубление душевной жизни и собственную нравственную волю.

Образное преподавание помогает детям  обучаться письму и чтению так, что  это не является только овладением некой культурной техникой. Занятия  искусством развивают чувство формы; культура речи формирует чувство  языка и звука. На этой основе буква  становится для ребенка образом  соответствующего звука, усвоение письма и чтения – результатом более  широкого образовательного процесса. Подобным образом дети подводятся к  пониманию чисел и операций с  числами.

К концу 9-го – началу 10-го года жизни  к фантазии добавляется осознанное понимание внешнего мира. Ребенок  приходит к обнаружению двойственности себя самого и окружающего мира. Теперь преподавание должно открыть  ребенку мир в различных проявлениях (от истории до природы) во всем богатстве, смысле его явлений и событий. Аналитическое рассмотрение может  лишь воспитать в подрастающем человеке отчуждение от мира, а предмет преподавания может стать лишь внешним знанием. В вальдорфских школах учитель в  процессе преподавания естественных наук так описывает растения и животных, что ученики своей фантазией  и чувством могут проникнуть в  их формы, поведение и отношение  к окружающему миру, законы образования  и жизни, постичь душевную сущность растений и животных. Предшествующие культуры и действующие в истории  личности вообще нельзя понять, не привлекая  силы фантазии.

Образное преподавание развивает  в детях мышление, которое проникает  сквозь поверхность вглубь вещей  и явлений. Оно ведет учеников к сопереживанию и, следовательно, к расширению мира чувств. Как известно, то, что усвоено через образ  и то, что затронуло наши чувства, усваивается лучше всего. Поэтому  образное преподавание имеет особое значение и для развития памяти. От учителя оно требует живой  духовной проработки и творческой образной подачи материала и во всех тех  областях, которые здесь не упоминаются. Особое значение при воспитании имеют  в первые восемь лет учебы также  уроки искусства и труда.

Процессы формирования души требуют, чтобы один и тот же учитель  на протяжении многих лет следовал за учеником, сопровождая его развитие. Поэтому в течение первых восьми лет обучения основные предметы для  каждого класса преподает один и  тот же классный учитель. За эти восемь лет он ежедневно дает в своем  классе по крайней мере один спаренный  урок в течение двух часов. Поэтому  он близко узнает каждого ученика  и его особенности. Таким образом  преподавание и воспитание могут  слиться.

 

4.2. Преподавание после 14 лет  (9–12 год обучения) 

Во время полового созревания и  второго изменения телосложения молодой человек претерпевает такие  же значительные изменения, как и  при смене зубов. Благодаря сильному импульсу роста в подростковый период, в своих конечностях и в  своей воле подросток вступает в  более глубокую связь с силой  тяжести; при ломке голоса появляется индивидуальный тембр; в так называемых вторичных половых признаках  тело получает сильный душевный отпечаток. Эти процессы вместе с половой  зрелостью являются выражением единого  явления: молодой человек осознает свое собственное личное существо. При переходе от детства к юности человек начинает свободнее и  самостоятельнее вступать в соприкосновение  с окружающим миром личными силами своей души, т.е. чувством и волей. Его стремление к внутренней и внешней самостоятельности особенно ярко выражается в новой установке – вырабатывать взгляды, ориентировку и цели, исходя из своих собственных оценок.

Личное обращение к окружающему  миру позволяет молодому человеку стать  человеком своего времени. Внутри него оживают идеалы и жизненные цели. На их основе и на основе приобретшего личностный оттенок чувства молодой  человек ищет – сначала неуверенно и неумело – личную связь с  миром и осознанное отношение  к самому себе. Отсюда появляются новые  требования к преподаванию, касающиеся как содержания, так и метода. Вместо образного преподавания теперь используются методы, развивающие в  молодом человеке способность к  суждению, ориентированную на разнообразие мира. Теперь в различных предметах (родной язык, история, естественные науки  и пр.) он учится тщательно изучать  материал, точно наблюдать за явлениями  и экспериментами. Одна из задач  учителя в этот период состоит  в том, чтобы факты преподносились обозримым образом и так, чтобы  ученик смог выработать на них способность  ясного суждения. Тем самым преподавание основных предметов приобретает  более научный характер. Но речь не может идти о том, чтобы навязывать молодому человеку гипотезы и модели, т.е. мысли и аргументы других людей. Преподавание нуждается в  преимущественно феноменологической ориентировке. Модели обсуждаются во вторую очередь. Когда они основываются на собственной оценке ученика, то теряют скрыты и догматизм, парализующе  действующий на людей этого возраста, который слепую веру выдаст за научное  знание.

Образование способности суждения связано с развитием личного  взгляда на мир. Чтобы при преподавании истории искусств прийти к оценке произведения искусства (пластика, живопись или архитектура), молодой человек должен сначала вжиться в него, а уж потом он сможет дать оценку его качества и сравнить с другими произведениями. Это ведет к воспитанию эстетического переживания. Чтобы в биологии постичь принципы живого развития и вынести суждение, молодой человек должен развивать способности сотворчески вникать в суть живого существа на разных стадиях развития. То же самое относится и к математике, физике и др. Таким образом способность суждения тесно связана с человеческий личностью и ее развитием. Важно, чтобы действующий в подростках и молодых людях дух не приобрел бы неполноценной формы ни к чему не обязывающей и повсюду одинаковой интеллектуальности.

В вальдорфских школах учитывается  внутренняя ориентация молодого человека на жизнь своего времени. Технология, процессы экономической жизни, условия  жизни и труда, социальные проблемы изучаются точно так же, как  астрономия или математика. Согласно сформированному Рудольфом Штейнером  принципу, любое преподавание должно учить жизни.

На стремление молодого человека к  честному труду вальдорфская школа  отвечает преподаванием разнообразных  ремесел. Особенно глубокую связь с  личными силами души молодого человека, с его активным развитием и  его духовно-творческими глубинами  имеет искусство. Без непрерывных  упражнений в таких областях искусства  как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки, образование человека в этом возрасте будет недостаточным.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
  2. Арапов М. Что такое вальдорфская школа. Журнал "Курьер" 1999, №5
  3. Загвоздкин В.К. Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики. Биографический очерк. Журнал "Человек" 1998, №1
  4. Загвоздкин В.К. О вальдорфской педагогике и ее критиках. Москва. Журнал "Человек" 1998, №1

 


Информация о работе Вальдорфская педагогика