Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:59, доклад
Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу – школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией – и гимназию – гуманитарно-ориентированную школу – усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14–15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное "человеческое образование". С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.
4.1. Вальдорфская педагогика
В развитии ребенка седьмой год
жизни означает глубокое изменение
его телесно-душевной формы. Внешне
это проявляется в первом изменении
телосложения ребенка и смене
зубов (второе изменение телосложения
происходит в период полового созревания).
По многим признакам физического
развития можно заметить, что силы,
которые в раннем детстве действовали
в формировании тела, с этого момента
больше не действуют в нем. Теперь
они становятся доступными ребенку
душевно как две тесно
Ребенок еще не может самостоятельно
постигать связи и
Образное преподавание помогает детям обучаться письму и чтению так, что это не является только овладением некой культурной техникой. Занятия искусством развивают чувство формы; культура речи формирует чувство языка и звука. На этой основе буква становится для ребенка образом соответствующего звука, усвоение письма и чтения – результатом более широкого образовательного процесса. Подобным образом дети подводятся к пониманию чисел и операций с числами.
К концу 9-го – началу 10-го года жизни
к фантазии добавляется осознанное
понимание внешнего мира. Ребенок
приходит к обнаружению двойственности
себя самого и окружающего мира.
Теперь преподавание должно открыть
ребенку мир в различных
Образное преподавание развивает в детях мышление, которое проникает сквозь поверхность вглубь вещей и явлений. Оно ведет учеников к сопереживанию и, следовательно, к расширению мира чувств. Как известно, то, что усвоено через образ и то, что затронуло наши чувства, усваивается лучше всего. Поэтому образное преподавание имеет особое значение и для развития памяти. От учителя оно требует живой духовной проработки и творческой образной подачи материала и во всех тех областях, которые здесь не упоминаются. Особое значение при воспитании имеют в первые восемь лет учебы также уроки искусства и труда.
Процессы формирования души требуют, чтобы один и тот же учитель на протяжении многих лет следовал за учеником, сопровождая его развитие. Поэтому в течение первых восьми лет обучения основные предметы для каждого класса преподает один и тот же классный учитель. За эти восемь лет он ежедневно дает в своем классе по крайней мере один спаренный урок в течение двух часов. Поэтому он близко узнает каждого ученика и его особенности. Таким образом преподавание и воспитание могут слиться.
4.2. Преподавание после 14 лет (9–12 год обучения)
Во время полового созревания и второго изменения телосложения молодой человек претерпевает такие же значительные изменения, как и при смене зубов. Благодаря сильному импульсу роста в подростковый период, в своих конечностях и в своей воле подросток вступает в более глубокую связь с силой тяжести; при ломке голоса появляется индивидуальный тембр; в так называемых вторичных половых признаках тело получает сильный душевный отпечаток. Эти процессы вместе с половой зрелостью являются выражением единого явления: молодой человек осознает свое собственное личное существо. При переходе от детства к юности человек начинает свободнее и самостоятельнее вступать в соприкосновение с окружающим миром личными силами своей души, т.е. чувством и волей. Его стремление к внутренней и внешней самостоятельности особенно ярко выражается в новой установке – вырабатывать взгляды, ориентировку и цели, исходя из своих собственных оценок.
Личное обращение к
Образование способности суждения связано с развитием личного взгляда на мир. Чтобы при преподавании истории искусств прийти к оценке произведения искусства (пластика, живопись или архитектура), молодой человек должен сначала вжиться в него, а уж потом он сможет дать оценку его качества и сравнить с другими произведениями. Это ведет к воспитанию эстетического переживания. Чтобы в биологии постичь принципы живого развития и вынести суждение, молодой человек должен развивать способности сотворчески вникать в суть живого существа на разных стадиях развития. То же самое относится и к математике, физике и др. Таким образом способность суждения тесно связана с человеческий личностью и ее развитием. Важно, чтобы действующий в подростках и молодых людях дух не приобрел бы неполноценной формы ни к чему не обязывающей и повсюду одинаковой интеллектуальности.
В вальдорфских школах учитывается
внутренняя ориентация молодого человека
на жизнь своего времени. Технология,
процессы экономической жизни, условия
жизни и труда, социальные проблемы
изучаются точно так же, как
астрономия или математика. Согласно
сформированному Рудольфом
На стремление молодого человека к
честному труду вальдорфская школа
отвечает преподаванием разнообразных
ремесел. Особенно глубокую связь с
личными силами души молодого человека,
с его активным развитием и
его духовно-творческими
Список используемой литературы: