Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:20, контрольная работа
Когда в 1919 году в Германии Рудольф Штайнер предложил открыть при табачной фабрике Вальдорф-Астория маленькую школу для детей рабочих, едва ли кто-то мог предположить, что спустя десятилетия вальдорфская педагогика завоюет сердца многих тысяч родителей, педагогов и детей во всем мире. С другой стороны, с самого зарождения вальдорфской педагогики и вплоть до сегодняшнего дня не умолкают голоса противников Рудольфа Штайнера. Радикально настроенные представители традиционных религиозных конфессий утверждают, что связанная с антропософией (эзотерическим религиозно-мистическим течением, популярным в начале двадцатого столетия) педагогика противоречит как христианству, так и другим традиционным мировым религиям.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА …………………………….……….4
2 ВАЛЬДОРФСКАЯ (ШТАЙНЕРОВСКАЯ) СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ………….7
3 КРИТИКА ВАЛЬДОРФСКОГО УЧЕНИЯ…………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………14
В
чем же заключаются отличия
Особенностью преподавания в младшей школе является то, что учителя не просто передают информацию ученикам, а проживают каждую тему, пропуская её через чувства ребёнка.
Например, изучая цифры в первом классе, дети не только запоминают значки, их названия, вместе с учителем они определяют, где в окружающем мире можно найти это число.
Вот цифра 1. Она обозначает не только единичный предмет. Один – это нечто единственное, единое, неделимое. «Вот лист бумаги. Я могу разорвать его на две, три, много частей. Но я не могу поступить так с тобой, – говорит учитель ученику. – Ты единое целое. Посмотри, в небе только одно солнце, одна луна. У каждого ребёнка одна мама».
При знакомстве со следующими цифрами, находится их отражение в окружающей жизни:
5 – пять лепестков у яблони, вишни, шиповника;
6 – шесть лапок у насекомых;
7 – семь цветов радуги, семь дней в неделе.
Таким образом, цифры перестают быть только принадлежностью математики.
На азбуковедении, изучая буквы, дети переживают качество каждого звука через сказку, рассказанную учителем. Значки букв оживают.
В – это ветер, развевающий парус, раскачивающий ветки деревьев;
Р – проклюнувшийся росток;
Ж – жужжащий жук.
Если дети забывают какую-то букву, они вспоминают её образ. Поэтому в классе долго висят рисунки к сказкам о буквах.
Особое внимание на уроках русского языка уделяется не только умениям правильно писать и говорить, но и чувствовать то, что заложено в каждом слове – связь лексического значения, грамматической формы и фонетической окраски.
Тогда в слове поВСЕдневность можно пережить ВСЕобъемлюющую полноту, которую можно увеличить до ВСЕленной. А в маленьких частичках слова В-, ВОЗ-, РАС-, ЗА- возможно рассмотреть нечто сущностное. Внимание и вдохновение, возвышенность и возникновение, раскрепощение и рассудок проявляются в этих на первый взгляд незначительных приставках.
За многими словами, которыми люди пользуются по привычке, стоит СЛОВО, способное раскрыть свои целительные, творческие и духовные силы. Если человек готов правильно воспринять это СЛОВО.
Таким образом, ребёнок не только получает информацию, но и обогащает свою душевную жизнь. Рождается уважение к цифре, букве, слову. Дети на уроках не просто учат правила грамматики и запоминают алгоритмы выполнения арифметических действий, а, ведомые учителем, сами открывают законы и создают правила. Работа в классе носит исследовательский характер. Каждый ученик является первооткрывателем законов. Пусть только для самого себя. Не стандарты и шаблоны, а живая творческая мысль царит на уроке.
В школе идет преподавание «эпохами».
Первый урок организован так, что каждый день с 9.00. – до 10.30 ученик изучает какой-то один предмет, будь то математика или русский язык. Эпоха длится 3-5 недель. Ребёнок полностью погружается в изучаемый материал. Легко на нём концентрируется. Каждый следующий день дополняет предыдущий. В течение 4-х недель ученик усваивает раздел математики.
А потом начинается новая эпоха. Знания, полученные на прошлой, не забываются. Они, проходя через чувства ребенка, живут в нём, а не наслаиваются при постоянной смене предметов, когда, не успев прочувствовать одно, нужно переключаться на другое.
У основного урока своя структура.
В первой части дети выполняют упражнения для формирования осанки, для развития чувства равновесия, на ориентацию в пространстве, для гармонизации темпераментов и т. д. Дети читают стихи, сопровождая их определёнными движениями, считают.
Например, на уроке математики в 1 классе ученики считают двойками, тройками, пятёрками, десятками. Это подготавливает их постепенно к изучению таблицы умножения.
На уроках языка используются упражнения для развития фонематического слуха. Проговаривая чётко скороговорку, они не только голосом выделяют определённые звуки, но и жестами, хлопками и т.д.
В 4-м классе они уже учатся владеть своим голосом, придавая ему всевозможные оттенки: силу, нежность, тревогу…
Во второй части основного урока происходит собственно изучение учебного материала.
В
конце урока учитель
В 1-м классе – сказки, во 2-м – басни и легенды, в 3-м – истории из Ветхого Завета, в 4-м – народный эпос разных народов, сказания, былины, думы.
В конце учебного года каждый классный руководитель пишет своим ученикам историю, сказку, стихотворение, притчу, в которой раскрывается образ ребёнка, описываются его индивидуальные особенности, проблемы и возможные способы их решения.
Каждому
ребёнку – своя история, только для
него подобранные слова. Ведь у каждого
из них свой путь, свои жизненные
задачи. Воспитывая и обучая детей,
учителя вальдорфской школы делятся с
ними знаниями, опытом, показывая, как
ОНИ видят мир. Но всё делают для того,
чтобы ученики увидели его СВОИМИ глазами.
3
КРИТИКА ВАЛЬДОРФСКОГО
УЧЕНИЯ
Противники вальдорфского учения считают, что, во-первых, антропософия, учение, лежащее в основе вальдорфской педагогики, если и не является сектой, то, во всяком случае, остается достаточно жесткой идеологической системой, связанной с мистикой, эзотерическими учениями, и даже если это напрямую и не отражается на жизни детского сада, исподволь все равно влияет на формирование личности ребенка.
Во-вторых, в вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире. То есть упускается тот уникальный возраст, когда малыш с легкостью, играючи мог бы научиться и читать, и писать, и считать. Кроме того, не имея подготовки, ребенку будет трудно поступить в обычную, не вальдорфскую школу (а такие относятся у нас к разряду диковинок). Конечно, с этим легко было бы справиться, занимаясь с малышом дома или отдав его дополнительно на курсы. Но дело в том, что подобные вещи отнюдь не приветствуются в вальдорфских детских садах, и, узнав, что ребенок где-то учится, родителям, скорее всего, порекомендуют или прекратить занятия, или забрать ребенка из сада. Столь же негативно отнесутся здесь и к тому, что ребенка отдали в музыкальную или спортивную школу, в изостудию. Конечно, можно не афишировать, что малыша учат азбуке или игре на фортепьяно, но так он будет обречен на двойную жизнь. А маленькому человечку параллельно существовать в двух совершенно разных системах ценностей крайне сложно.
То же самое касается и других, казалось бы, менее существенных вещей. Взять, например, игрушки. В вальдорфских детских садах они особенные: самодельные куклы из натуральных материалов, некрашеные игрушки из дерева и глины. Не только Барби и Покемоны, но и обычные классические куклы, машинки, конструкторы здесь под запретом. Ребенок должен играть лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками. Готовая же фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, но не для творчества – считают педагоги-вальдорфцы. Вряд ли дворовые приятели малыша всерьез отнесутся к идее, что чурочки и тряпичные «голыши» круче радиоуправляемого автомобильчика и куклы с приданым. А значит, малыш или выпадет из детского (несадовского) социума, станет аутсайдером и будет мучительно страдать или, что наиболее вероятно, будет играть дома в обычные магазинные игрушки, а значит, вновь будет обречен вести двойную
жизнь.
Столь же непростая ситуация складывается и с чтением. В вальдорфском детском саду воспитательница ежедневно рассказывает детям сказку, нередко сопровождая ее маленьким кукольным представлением. Дети от этого обычно в восторге. Казалось бы, чего же здесь плохого? Но дело в том, что круг чтения в вальдорфском детском саду, да и школе, очень ограничен: это или волшебные сказки (по большей части – братьев Гримм), или легенды из жизни средневековых рыцарей, или германские мифы, иногда – отрывки из Библии. К литературной сказке, рассказам о жизни детей и т.д. вальдорфские педагоги относится крайне негативно, почему-то считая, что история о Малыше и Карлсоне или Нильсе и диких гусях меньше развивают фантазию и творческие способности, чем сказка о Белоснежке и гномах или Спящей красавице. То есть, при огромном, казалось бы, внимании к чтению за бортом остается колоссальный пласт великолепной детской литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда-то Рудольф Штайнер сказал: «Мы хотим воспитать детей так, чтобы они не теряли связи с жизнью, с современным социальным строем. Перед нами стоит чрезвычайно трудная задача: с одной стороны, осуществить наши педагогические идеалы, с другой – сохранить тесную связь с жизнью, такой, какова она есть».
Социальные опросы показывают, что профессиональное распределение выпускников Вальдорфских школ такое же, как и у обычных. Но есть нюанс: среди них нет безработных даже в странах с высоким процентом безработицы. Значит, они лучше приспособлены к жизни. А вот это и есть основной предмет гордости Вальдорфской системы.
К
косвенным результатам
Подтверждение этому можно найти в достаточно длинном списке всемирно известных людей, выпускников вальдорфских школ, и всемирно известных людей, родителей учеников вальдорфских школ, которые увидели перспективность и полезность именно вальдорфского образования для своих детей.
Выпускниками вальдорфских школ являются: Дженифер Анистон, актриса, США; Сандра Баллок, актриса, США; Роджер Голдаммер, индивид. дизайн и сборка мотоциклов «Harley Davidson», Канада; Тимоти Дали, актер, США; Рутгер Хауер, актер, Голландия; Уильям Ли Скотт, актер, США; Джастин Терокс, актер, США; Сесиль Томсен – бывшая Бонд-гёл, модель, Дания; Линн Ульманн, журналистка и писательница, Норвегия; Станислас Вавринка, теннисист, Швейцария; Питер Цвейер, музыкант; Томас Майер, дизайнер моды; Фердинанд Александр Порш, конструктор (Porsche 904, Porsche 911), Германия и многие другие.
В нашем неспокойном, быстро меняющемся мире выпускники вальдорфской педагогической системы зарекомендовали себя как активные, творческие личности. Будучи бесконечно добрыми и открытыми людьми, они, тем не менее, способны справляться с трудностями, которые преподносит им жизнь. А ведь это – именно то, что мы все мы хотим для своих детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ