Виды и типы делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. То есть его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 43.60 Кб (Скачать файл)

- говорить нужно так,  чтобы каждый участник беседы  имел возможность легко вступить  в разговор и высказать свое  мнение;

- недопустимо нападать  с горячностью и нетерпением  на чужую точку зрения;

- высказывая свое мнение, нельзя отстаивать его, горячась  и повышая голос: спокойствие  и твердость в интонациях действуют  более убедительно.

Изящество в разговоре  достигается через ясность, точность и сжатость высказываемых доводов  и соображений. Во время беседы необходимо сохранять самообладание, хорошее расположение духа и благожелательность. Серьезная полемика, даже при уверенности в своей правоте, негативно сказывается на взаимополезных контактах и деловых отношениях. Необходимо помнить, что за спором идет ссора, за ссорой - вражда, за враждой - проигрыш обеих противостоящих сторон. Ни при каких обстоятельствах нельзя перебивать говорящего. Лишь в крайних случаях можно сделать замечание со всевозможными формами вежливости. Воспитанный человек, прервав беседу, когда в комнату вошел новый посетитель, не продолжит разговор, прежде чем не ознакомит вкратце пришедшего с тем, что было сказано до его прихода. Недопустимо в беседах злословить или поддерживать злословие в адрес отсутствующих. Нельзя вступать в обсуждение вопросов, о которых нет достаточно ясного представления. Упоминая в беседе третьих лиц, необходимо называть их по имени-отчеству, а не по фамилии. Женщина никогда не должна называть мужчин по фамилии. Необходимо строго следить за тем, чтобы не допускать бестактных высказываний (критика религиозных воззрений, национальных особенностей и т.п.). Считается неучтивым заставлять собеседника повторять сказанное под тем предлогом, что вы не расслышали каких-то деталей. Если другой человек заговорит одновременно с вами, предоставьте право сначала высказаться ему. И последнее, образованного и воспитанного человека узнают по скромности. Он избегает хвастать своими знаниями и знакомствами с людьми, занимающими высокое положение.16

 

 

 

 

 

 

3.4. Групповые формы  делового общения

Наряду с диалоговым общением, существуют различные формы группового обсуждения деловых (служебных) вопросов. Наиболее распространенными формами  являются совещания и собрания. Теория менеджмента предлагает такую наиболее общую классификацию собраний и  совещаний по их назначению.

- Информативное собеседование:

Каждый участник кратко докладывает  о положении дел начальнику, что  позволяет избежать подачи письменных отчетов и дает возможность каждому  участнику получить представление  о состоянии дел в учреждении.

- Совещание с целью принятия решения:

Координация мнений участников, представляющих разные отделы, подразделения  организации, для принятия решения  по конкретной проблеме.

- Творческое совещание:

Использование новых идей, разработка перспективных направлений  деятельности. Существует и ряд других классификаций совещаний, в том числе по сфере применения: в науке - конференции, семинары, симпозиумы, заседания ученых советов; в политике - съезды партий, пленумы, митинги. По тематике различают совещания технические, кадровые, административные, финансовые и т.д. Исходя из этико-организационных подходов, американские исследователи выделяют совещания диктаторские, автократические, сегрегативные, дискуссионные и свободные. На диктаторском совещании руководитель обычно сообщает присутствующим свое решение по определенным вопросам или знакомит с позицией или распоряжением вышестоящей организации. Дискуссии не проводятся. Участники только задают вопросы. Автократическое совещание - разновидность диктаторского. Руководитель задает поочередно вопросы участникам и выслушивает их ответы. Приглашенные не имеют права высказывать мнения относительно позиций других участников. Сегрегативное совещание (сегрегация - лат. отделение, удаление) состоит из доклада руководителя или назначенного им лица. Участники выступают в прениях по указанию (выбору) председательствующего. Демократический характер имеет дискуссионное совещание. Происходит свободный обмен мнениями, после которого решение принимается общим голосованием с последующим утверждением руководителем или принимается руководителем без голосования, с учетом высказанных мнений и предложений.

Свободные заседания проводятся без четко сформулированной повестки дня. К совещаниям предъявляется ряд этических требований, регулирующих взаимоотношения как между начальниками и подчиненными, так и между его участниками. Так, этически оправданным со стороны начальника будет приглашение участников на совещание, на котором планируется рассмотрение важного вопроса, не по телефону через секретаршу, а письменно или в личном общении. Уважение к аудитории проявляется в создании хотя бы минимума комфорта (подбор помещения в соответствии с количеством участников, необходимое освещение, проветриваемость помещения, обеспечение возможности записать необходимую информацию и т.д.).

Основной элемент собрания или совещания - дискуссия по решаемым вопросам, главная цель которой - поиск  истины. Дискуссия эффективна только в том случае, если она проводится с соблюдением этически ориентированных  норм поведения людей в процессе делового общения.17 Так, И. Браим отмечает, что:

- в дискуссии необходимо  уважительное отношение к чужому  мнению, даже если оно на первый  взгляд кажется абсурдным. Для  того, чтобы понять чужое мнение, в первую очередь, необходимо набраться терпения, мобилизовать внимание и выслушать его;

- необходимо придерживаться  одного предмета спора. Не допускать  ситуации, выраженной в поговорке: "Один про Фому, другой про  Ерему";

- нельзя превращать дискуссию  в конфликт.

В споре нужно искать точки  сближения мнений и суждений, стремиться к поиску общих решений. Это не означает отказа от своего мнения при  уверенности в своей правоте, однако подвергать сомнению правоту  своей позиции полезно;

- в любой самой острой  дискуссии нельзя использовать  бранные слова и безапелляционные  заявления (это неверно, это  ерунда, глупости говорите и т.д.), а ирония и сарказм, хотя  и допускаются, но должны употребляться,  не оскорбляя и не унижая  оппонентов;

- главное оружие в дискуссии  - факты и их добросовестная  интерпретация;

- признавайте свою неправоту; - проявляйте благородство: если  оппоненты потерпели поражение  в дискуссии, дайте им возможность  спасти свою репутацию, не злорадствуйте  по поводу их поражения.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Значение делового общения

Деловое общение в наши дни проникает во все сферы  общественной жизни общества. В коммерческие, деловые сферы жизни вступают предприятия всех видов и форм собственности, а также частные лица в качестве частных предпринимателей. Компетентность в области делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в каждой области: в области науки, искусства, производства, торговли. Что касается менеджеров, бизнесменов, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, частных предпринимателей то коммуникативная компетентность, то есть способность адекватно реагировать в любой ситуации в процессе общения для представителей этих профессий представляет одну из самых главных составляющих их профессионального облика. Менеджер - это профессиональный коммуникатор, т. е. человек, для которого речевая деятельность является важнейшей составляющей профессиональной деятельности. Коммуникации в деятельности менеджера занимают более 60% рабочего времени. Поэтому достаточная степень коммуникативной компетентности - это необходимое условие успешной деятельности менеджера любого направления. Причем речь идет об особом типе общения, об управляемом общении. «Бизнес - это умение разговаривать с людьми», - говорят предприимчивые американцы. Один из выдающихся менеджеров США, президент крупнейшего в мире автогиганта, компании «Форд и «Крайслер» Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» пишет: «Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность - это общаться с ними». Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет").19

1  Учебное пособие./ Скаженик Е.Н. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2011.

2 Учебное пособие./ Подопригора М.Г. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012.

3 Учебно-методическое пособие. Г.Н. Татаринова. Омск: Издательство ОмГТУ, 2010 г

4 Этика делового общения. Учебное пособие. Л.Р. Фионова. Пенза 2010.

5 Этика управления: Учебно-методическое пособие/ Громова Л. А. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

6 Деловое общение. Учебник в 2 томах. Том 1/Елена Зарецкая Издательство Дело АНХ , 2012

7 Секреты эффективного делового общения,/ Клаус Бишоф Омега-Л., Москва 2011

8 Самыгин Сергей Иванович,Руденко Андрей Михайлович/ Кнорус, Москва 2013 г.

9 Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие –М.:Ось-89, 2009

10 Миникес Л.Р. Деловое общение: Практ. пособие для людей, чей доход зависит от умения общаться. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2008. - 87 с.

11  Шеретов Ведение переговоров: Учебное пособие. – Алматы: Издательство «Юрист», 2010. – 92 с. 

12 Миникес Л.Р. Деловое общение: Практ. пособие для людей, чей доход зависит от умения общаться. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2008. - 87 с.

13 Секреты эффективного делового общения,/ Клаус Бишоф Омега-Л., Москва 2011

14  Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 456 с

15 Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 456 с

16 Секреты эффективного делового общения,/ Клаус Бишоф Омега-Л., Москва 2011

17  Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 456 с

18 Браим И.Н. Этика делового общения: Учебное пособие – Минск: Жизнь, 1996. 

19 Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. – М., 2010,.


Информация о работе Виды и типы делового общения