Место инженера в исторически определенной
системе общественного производства
– это одновременно его принадлежность
и к определенной профессии, и
к определенной социальной группе.
- Переворот в мировоззрении, становление личности. Консерватизм средневекового мышления, усугубляемый догматическим религиозным мировоззрением, долгое время сдерживал развитие инженерной мысли. Изменять, «конструировать» мир в соответствии с заранее намеченными целями, личной волей вправе был только Бог. Посягательство на творческую функцию Бога, попытки усовершенствовать созданное им воспринимались с точки зрения религиозного фанатизма как ересь, грех. В христианском монотеизме беспредельно возносилась изобретательская деятельность Бога и бесконечно принижался человек, если он занимался этой деятельностью. Такое положение сохранялось довольно долго. Целый ряд изобретений (например, магнитная стрелка компаса) веками не использовался или использовался тайно, с опаской ввиду их «дьявольской природы». Господство средневековой парадигмы неприятия нового было низвергнуто лишь в эпоху Ренессанса. Замена Бога-творца человеком-творцом, первоначально произошедшая в сфере художественного мышления, распространилась постепенно и на техническое творчество. Человек понемногу перестает воспринимать изобретательство как божественную прерогативу, становится, по выражению Леонардо да Винчи, «свободен в изобретениях».
Становлению инженерного
творчества предшествовало также становление
личности как индивидуального субъекта
этого творчества. В средние века личности
инженера в современном смысле слова,
собственно говоря, не существовало; не
только в труде, но и во всех без исключения
сферах жизнедеятельности ремесленник
был неотделим от цеховой общины. Индивидуальное
«Я» почти без остатка растворялось в
коллективной психологии, и автором технического
нововведения выступал не отдельный человек,
а коллективная личность-мастерская, личность-цех.
До тех пор пока человек не умел и не мог
осмыслить грань, отделяющую от его товарищей
по мастерской, цеховой корпорации, ремесле,
он не в состоянии был нарушить технические
традиции, целенаправленно создавать
новое в технике. И лишь эпоха буржуазных
отношений, освободившая сознание людей
от многовекового груза феодальных, религиозных,
цеховых традиций, рождает обособленного
от других, суверенного индивида, способного
стать творцом.
- Перемены в науке. ХVI-XVII вв. – это время, когда свежий ветер естественнонаучного познания врывается в затхлую атмосферу умозрительной науки. Изобретательская деятельность Леонардо да Винчи, открытия Френсиса Бэкона и Галилея вооружают умы идеей грандиозных прикладных возможностей применения научного знания.
Нужды растущего машинного
производства, мореплавания, торговли положили
начало союзу научной и технической изобретательской
деятельности. Динамичное развитие крупной
промышленности, формируя специальную
потребность в решении сложных технических
задач, создает условия для практического
применения данных науки. Изменение ориентации науки
на производственные проблемы сказалось
на ее развитии самым живительным образом.
В XVII-XVIII вв. наука становится
профессиональным занятием для достаточно
многочисленной группы лиц; возникают
первые академии и научные общества. Решающим фактором
расцвета науки выступает именно связь
с производством, технические потребности
которого продвинули, науку вперед больше,
чем десяток университетов. Слияние науки и техники как
раз и определяет содержание инженерного
труда, его основную функцию: создание
средств и способов технической деятельности
на основе научных достижений.
- Создание средств инженерного труда. В XVI-XVII вв. в техническом деле начинают широко использоваться наброски и рисунки для изображения деталей, узлов, конструкций. Период перехода от ремесленного производства к машинному характеризуется еще более бурным развитием графических методов передачи технической информации. Одновременно с искусством черчения создаются и точные чертежные приборы и инструменты, ведутся теоретические изыскания в этой области. В 1798 году Гаспар Монж опубликовал книгу «Начертательная геометрия», в которой систематизировал приемы изображения технического объекта в виде проекций на две взаимно перпендикулярные плоскости. В результате «чертеж» прочно воцарился в технике. Инженерное дело получило свой особый язык – средство инженерного труда.
Следует заметить, что
историческая логика развертывания
общественного разделения труда
вкупе с целым набором технических,
экономических, социальных и психологических факторов
привели к обособлению инженерной деятельности
от прочих видов умственного труда. Возникла
новая профессия, смысл которой заключался
(и заключается) в применении научных знаний
при решении технических проблем производства.
Сущность
инженерной деятельности находит свое отображение в функциях
такой деятельности. Состав и последовательность
выполнения функций инженерной деятельности
незначительно изменились с той поры,
как инженерный труд обрел статус профессии.
Но содержание их многократно усложнились.
Первым внутривидовым
разделением функций инженерного
труда стало обособление друг
от друга тех, кто придумывал и
конструировал технику, и тех, кто
налаживал ее выпуск на заводах. Но
на этом процесс специализации в
среде инженерно-технических работников не остановился,
и два первоначальных крупных блока внешних
и внутренних функций раздробились к настоящему
времени на ряд более мелких. К внешним функциям (или социальным)
относятся гуманистическая, социально-экономическая,
управленческая, воспитательная и функция
развития технического базиса общества.
К внутренним или техническим
функциям относятся такие, как функции анализа
и технического прогнозирования, исследовательских
разработок, конструирования, проектирования,
технологического обеспечения, регулирования
производства, эксплуатации и ремонта
оборудования, т.е. группа функций, обеспечивающих
развитие производства и его функционирование.
Для того чтобы представители разных инженерных
специальностей сумели найти общий язык,
потребовалось координировать их действия,
плотно состыковать приобретшие автономию
инженерные функции. В связи с этим возникает
еще одна, особая функция – системное
проектирование.
Функции инженера
Основные функции инженера достаточно
жестко разграничены и закреплены за определенными специальностями.
- Функция анализа и технического прогнозирования. Ее выполнение связано с выяснением технических противоречий и потребностей производства. Здесь определяются тенденции и перспективы технического развития, курс технической политики и соответственно намечаются основные параметры инженерной задачи. Короче говоря, формулируется в первом приближении ответ на вопрос, что нужно производству завтра. Осуществляют эту функцию инженерные «зубры» – руководители, ведущие специалисты научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, бюро, лабораторий.
- Исследовательская функция инженерной деятельности состоит в поиске принципиальной схемы технического устройства или технологического процесса. Инженер-исследователь обязан по роду своей деятельности найти способ «вписать» намеченную к разработке задачу в рамки законов естественных и технических наук, т.е. определить направление, которое приведет к поставленной цели.
- Конструкторская функция дополняет и развивает исследовательскую, а порой и сливается с ней. Особенное ее содержание заключается в том, что голый скелет принципиальной схемы прибора, механизма обрастает мышцами технических средств, технический замысел получает определенную форму. Инженер-конструктор берет за основу общий принцип работы прибора – результат усилий исследователя – и «переводит» его на язык чертежей, создавая технический, а затем и рабочий проект. Из совокупности известных технических элементов создается такая комбинация, которая обладает новыми функциональными свойствами, качественно отличается от всех прочих.
- Функция проектирования – родная сестра двух предыдущих функций. Специфика ее содержания заключается, во-первых, в том, что инженер-проектировщик конструирует не отдельное устройство или прибор, а целую техническую систему, используя при этом в качестве «деталей» созданные конструкторами агрегаты и механизмы; во-вторых, в том, что при разработке проекта часто приходится учитывать не только технические, но и социальные, эргономические и другие параметры объекта, т.е. выходить за рамки сугубо инженерных проблем. Труд проектировщика завершает период инженерной подготовки производства; техническая идея приобретает свою окончательную форму в виде чертежей рабочего проекта.
- Технологическая функция связана с выполнением второй части инженерной задачи: как изготовить то, что изобретено? Инженер-технолог должен соединить технические процессы с трудовыми и сделать это таким образом, чтобы в результате взаимодействия людей и техники затраты времени и материалов были минимальны, а техническая система работала продуктивно. Успех или неуспех технолога определяет ценность всего инженерного труда, затраченного перед этим на создание технического объекта и идеальной форме.
- Функция регулирования производства. Проектировщик, конструктор и технолог совместными усилиями определили, что и как делать, осталось самое простое и одновременно самое сложное – сделать. Это задача рабочего, но направить его усилия, непосредственно на месте соорганизовать его труд с трудом других и подчинить совместную деятельность работников решению конкретной тех<span class="das