Влияние игры на нравственное воспитание ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:38, реферат

Описание работы

Многие психологи, а также детские врачи утверждают, что самым правильным подходом к воспитанию и образованию ребенка является воспитательно-игровой процесс. Причем в категорию детей , чье воспитание должно осуществляться подобным образом попадают дети от двух лет и до одиннадцати. Хотелось бы выяснить, почему именно этот метод является наиболее эффективным, и уточнить, как воспитание игрой влияет на НРАВСТВЕННОСТЬ ребенка. Для своего исследования я решила выбрать младшую группу детей от года до четырех лет.

Файлы: 1 файл

Влияние игры на нравственное воспитание ребенка.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Функции коллектива, которые можно выделить:

Регулятивная — носитель и пропагандист определенных мировоззренческих, нравственных и социальных установок.

Организационная — основная форма организации детской жизнедеятельности.

Консолидационная (объединяющая) — форма объединения, сплочения, кооперации.

Стимулирующая — побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков.

Воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаимодействие.

В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников  формируютсяколлективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива.

Социально-психологический  климат коллектива — эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем. Способствует постоянному воспроизводству ценностных отношений каждым членом коллектива вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда воспитанники в полной мере выступают субъектами проявляемых отношений. Социально-психологический климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности.

Сплоченность  детского коллектива — степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также в единстве практической деятельности.

В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед коллективом и коллектива перед каждым членом. Добиться гармоничного сочетания всех видов отношений в детском коллективе сложно: избирательные отношения членов коллектива друг к другу будут существовать всегда, как и избирательные отношения к различным видам деятельности, к их содержанию, средствам и методам достижения цели.

В ситуации общения  с ровесниками ребенок более  самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными  партнерами ребенок приобретает  такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения  во взаимодействии детей. В младших  дошкольных возрастах оно ситуативно, либо инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. В старших же возрастах дети уже сами выступают инициаторами совместной деятельности, их взаимодействие в ней становится длительным, устойчивым, избирательным, разнообразным по формам.

Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения  детей проявляется в игре - ведущей деятельности дошкольников. Возможности сотрудничества детей можно пронаблюдать и на занятиях, если создать для этого необходимые условия - предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий. Организация деятельности сотрудничества детей на занятиях позволяет взрослым оказывать влияние на общение детей в игре, что становится весьма актуальным в старших дошкольных возрастах, когда возросшая самостоятельность детей снижает возможность взрослого контролировать и корректировать их игровое взаимодействие.

Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то же только с 1-2, одни активны, агрессивны в контактах, а кто-то пассивен, подчиняется другим и т.п. Однако какими бы то ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.  

 Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке. У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка


Информация о работе Влияние игры на нравственное воспитание ребенка