Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 16:33, контрольная работа
Часто под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления. Обычно люди, решая задачи на развитие воображения, беспомощно отмечают у себя слабую фантазию, и не предпринимают активных попыток развить свое воображение, считая это нужным, но невозможным.
Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление, восприятие, воображение. Их развитию нужно уделять особое внимание в воспитании детей разных возрастов. Ученые считают детство наиболее благоприятным периодом для развития образного мышления и воображения.
Тема: « Влияние конструирования на развитие творчества ребенка дошкольника»
Часто под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления. Обычно люди, решая задачи на развитие воображения, беспомощно отмечают у себя слабую фантазию, и не предпринимают активных попыток развить свое воображение, считая это нужным, но невозможным.
Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление, восприятие, воображение. Их развитию нужно уделять особое внимание в воспитании детей разных возрастов. Ученые считают детство наиболее благоприятным периодом для развития образного мышления и воображения.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.
Творчество можно
В процессе конструирования
ребенок испытывает разнообразные
чувства: радуется красивой постройке,
которую он создал сам, огорчается,
если что-то не получается. Но самое
главное: создавая постройку, ребенок
приобретает различные знания; уточняются
и углубляются его
Особое значение в формировании творчества имеют специфически детские виды деятельности, к которым относится и конструирование. Способность к творчеству проявляется у детей уже в дошкольном возрасте. Развитие этой способности происходит в условиях той или иной деятельности.
И так, что же представляет собой конструкторское творчество ребенка дошкольного возраста? Конструируя, ребенок создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна. Конструкторская деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлен и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый - носитель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка?
А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное».
И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
- видение новой функции предмета (объекта);
- видение проблемы в стандартной ситуации;
- видение структуры объекта;
- способность к альтернативным решениям;
- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского конструкторского творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своей постройки, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения, и т.п.
Основополагающим моментом
в конструировании выступает
аналитико-синтетическая
Аналитико-синтетическая
деятельность позволяет определить
способы конструирования. Совершенствование
аналитико-синтетической
Творчество в конструировании
наблюдается уже у младших
дошкольников (например, в выборе объекта
для постройки, в новом использовании
известных сооружений). На протяжении
дошкольного возраста у детей
развивается способность
В творческой деятельности
ребенка следует выделять три
основных этапа, каждый из которых, в
свою очередь, может быть детализирован
и требует специфических
Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
Второй этап - процесс создания изображения.
Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение.
В дошкольном возрасте при развитии воображения конструирование имеет такое же значение как художественная деятельность, элементы труда и учения, которые реализуются средствами художественного, умственного и нравственного воспитания детей. Они могут иметь игровую форму, но вместе с тем обладают своими особыми целями. Они взаимосвязаны и направлены на выполнение детьми различных действий, которые принято называть творческими.
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания..
Опыт ребенка складывается
и растет постепенно, он отличается
глубоким своеобразием по сравнению
с опытом взрослого. Отношение к
среде, которая своей сложностью
или простотой, своими традициями и
влияниями стимулирует и
Ребенок живет в фантастическом мире больше, чем в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой так же не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
. детство и отрочество - господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
. юность - сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
. зрелость - подчинение воображения уму, интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 - 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 - 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми; предметно - манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
Как говорилось ранее исследования Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б, Эльконина, В.А. Крутецкого и других показали, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Информация о работе Влияние конструирования на развитие творчества ребенка дошкольника