Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 16:33, доклад
Анализ данных, дает возможность конкретизировать психологически опасные/безопасные характеристики как проявление личностных качеств учителей. Так, равнодушие, унижение личности учеников, отмеченные участниками анкетирования как психологически опасные характеристики, свидетельствует об отсутствии профессионально значимого качества личности учителей - педагогической направленности. В то же время, такие психологически безопасные характеристики, указанные опрошенными, как справедливость и уважение учеников со стороны учителя говорят о направленности учителя на ребенка, ориентации на развитие его индивидуальных способностей, объективной оценке продвижения каждого из учеников в учебе.
Влияние личностных характеристик учителя на психологическую безопасность учащихся |
Работу выполнила студентка 42 группы ОФО Сумочкина Анастасия Алексеевна |
Анализ данных, дает возможность конкретизировать психологически опасные/безопасные характеристики как проявление личностных качеств учителей. Так, равнодушие, унижение личности учеников, отмеченные участниками анкетирования как психологически опасные характеристики, свидетельствует об отсутствии профессионально значимого качества личности учителей - педагогической направленности. В то же время, такие психологически безопасные характеристики, указанные опрошенными, как справедливость и уважение учеников со стороны учителя говорят о направленности учителя на ребенка, ориентации на развитие его индивидуальных способностей, объективной оценке продвижения каждого из учеников в учебе.
Проявление учителем во взаимодействии с учащимися таких психологически опасных характеристик как психологическое давление, напряженность, агрессивность, авторитаризм, раздражительность, говорит о ригидности, т.е. жестком ролевом поведении педагога, нетерпимости к ошибкам и недостаткам в поведении детей. Устойчивость (уравновешенность) эмоционального состояния и поведения учителя в педагогически трудных ситуациях, относится участниками опроса к психологически безопасным характеристикам. Это свидетельствует об умении (способности) педагогов регулировать свое эмоциональное состояние, способности отказаться от неэффективных типов поведения в реализации поставленных задач, что обусловлено наличием у них такой интегральной личностной характеристики, как гибкость.
Согласно анкетным данным, психологически опасными характеристиками являются некомпетентность учителя в своем предмете, необъективная оценка учителем знаний учеников, что свидетельствует об отсутствии у педагогов глубоких знаний, умений и навыков, относящихся к деятельностной и коммуникативной подструктурам педагогической компетентности. Низкий уровень знаний учителями своего предмета,
неспособность установить контакт с учащимися приводит к потере учениками интереса к обучению. Напряженность и агрессивность педагога формирует негативный эмоциональный фон, который вызывает у детей страх, тревожность и боязнь учителя. По мнению опрошенных, знание педагогом своего предмета, доверие, доброжелательность, открытость, относится к психологически безопасным характеристикам, способствующим созданию благоприятных, т.е. психологически безопасных условий для развития личности обучающихся, а так же о наличии у учителей педагогической компетентности.
Анализ и обобщение полученных результатов дают возможность предположить, что личностные качества учителей, являющиеся компонентами структуры интегральных характеристик (направленности, компетентности, гибкости и самосознания), определяют их способность создавать психологически безопасные условия для развития личности учащихся. Эти условия формируются в системе взаимодействия педагогов и учащихся, способствуют или препятствуют возникновению у учеников страха самовыражения, тревоги и боязни учителя, проявлению негативных эмоциональных состояний и переживаний в ситуациях, сопряженных с самораскрытием, демонстрацией своих возможностей.
Данное положение определило выбор психологического инструментария для более полного и углубленного исследования влияния личностных характеристик педагогов на психологическую безопасность учащихся.
На втором этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент с помощью специально разработанной методической программы, в котором приняли участие 113 учителей и 194 ученика математического лицея и лингвистической гимназии. Экспериментальное исследование состояло из 3 серий.
I серия была направлена:
на изучение и сравнение
Оценка различий проводилась с помощью непараметрического метода сравнения двух независимых выборок и-критерия Манна-Уитни.
Анализ результатов исследования уровня тревожности по методике Филипса у учащихся лицея и гимназии выявил значимые различия по следующим параметрам:
1. Показатель шкалы «переживание
социального стресса» у
2. Высокие показатели
уровня тревожности по шкале
«страх не соответствовать
поступков и мыслей, тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Низкие показатели по этой шкале у учащихся лицея (2,1) говорят о большей самостоятельности и независимости их в оценке себя, своих поступков и от окружающих.
3. Высокие показатели
по шкале «низкая
У учащихся лицея данный показатель (2.27) - свидетельствует о том, что они обладают большей устойчивостью к интенсивным интеллектуальным нагрузкам, а так же то, что насыщенный образовательный процесс организован в соответствии с возрастными и санитарными нормативными показателями.
4. Показатели уровня тревожности
по шкале «проблемы и страхи
в отношениях с учителями»
ниже у учеников лицея (4,19), чем
у учеников гимназии (6,3), что отображает
общий негативный
5. Показатели по параметру
«психологическая
Анализ и обобщение полученных результатов позволяют сделать вывод, что ученики лицея не испытывают страха перед педагогами, свободно сотрудничают с ними, достаточно самостоятельны и независимы от мнения окружающих, более успешно строят взаимоотношения со сверстниками, удовлетворены условиями школьной среды. Учащиеся гимназии наоборот находятся в ситуации переживания социального стресса, зависимости от оценки и мнения окружающих, испытывают затруднения в межличностном взаимодействии. Это создает определенные трудности у школьников в поиске оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, самореализации. При этом «гимназисты» испытывают страх перед учителями, что указывает на отсутствие поддержки, сопереживания, сотрудничества со стороны педагогов по отношению к ним и ведет к неудовлетворенности учеников психологическими условиями образовательной среды.
Таким образом, полученные данные дали нам основание предполагать, что проявление личностных характеристик педагогов лицея в большей мере способствует созданию условий психологической безопасности учеников, чем личностные характеристики учителей гимназии.
Главными факторами, детерминирующими обеспечение педагогами психологической безопасности учащихся, являются «эмоциональная гибкость», «направленность на общение». Входящие в данные факторы оптимально высокие показатели психологических переменных: самоконтроль, ответственность, доверие, экстраверсия, сотрудничество, а так же эмоциональная устойчивость, необходимая для снижения влияния негативных эмоциональных состояний педагогов (тревожности, напряженности, депрессивности), статистически значимо увеличивают значения показателей, характеризующих психологическую безопасность учащихся: «общение, взаимодействие учителя с учениками», «поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке». И наоборот, чем ниже проявление у педагогов данных личностных характеристик, тем ниже психологическая безопасность учащихся.
6. Представления учителей
и учащихся о психологически
опасных/безопасных
7. Важным психолого-
8. Эффективность разработанной
коррекционно-развивающей
Список используемой литературы:
1.Абульханова-Славская К.А.
Деятельность и психология
2. Андреева Г.М. Социальная психология.
М.: Аспект Пресс, 1996. -376с
3. Выготский Л.С. Избранные психологические
исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-
517с.
4. Ершова H.H. Развитие социально-перцептивной
компетентности в системе профессионального
общения: Автореф. дис. . канд. психол. наук.
М., 1997
5. Котик М.А. Психология защищенности
человека от опасности в профессиональной
деятельности. Дисс.докт. психол.н.М.,1985
6. Платонов К.К. Структура и
развитие личности. М.:Наука,1986.255с.