Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 21:18, научная работа

Описание работы

Мультипликация – это культура. Для детей в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают их на целостное отношение к миру. Роль мультипликации в процессе формирования человека колоссальна. Поэтому важно понимать, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам.

Файлы: 1 файл

статя Джамалян К.А..docx

— 22.45 Кб (Скачать файл)

УДК -37

К.А. Джамалян

студентка 3 курса ИНСПО

Кубанского государственного университета

г. Краснодара, Российская федерация

 

Научный руководитель

А. В. Карпенко

преподаватель

Кубанского государственного университета

г. Краснодар, Российская федерация

 

 

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА СОЗНАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Мультипликация – это культура. Для детей в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают их на целостное отношение к миру. Роль мультипликации в процессе формирования человека колоссальна. Поэтому важно понимать, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам.

В том, что мультфильмы определенным образом воздействуют на сознание ребенка младшего школьного возраста, сомнений уже не осталось ни у кого. Младший школьник «заражается», он эмоционально включается в происходящее на экране, начинает сопереживать героям, «заражаться» их чувствами и идеями. Так же, просмотр мультфильма может ввести ребенка в определенное состояние, причем воздействуя через подсознание. Например, так может быть внушено состояние тревоги, одиночества, паники, агрессии. Дети младшего школьного возраста любят подражать персонажам мультфильма и этого не всегда нормальное подражание. Споры о пользе и вреде мультфильмов не угасают.

Мультфильмы – это прелесть телевидения. Просмотр мультфильмов – любимое занятие не только детей, но и взрослых. Но почти никто не «углубляется» в то, что, на самом деле, скрывается в поведении их персонажей и сюжетов.

Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на несколько весьма различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, которые производят мультфильмы, известны как карикатуристы. Первоначальный смысл в изобразительном искусстве, мультфильм означал подготовительный рисунок на произведение искусства, такого, как картина. Современное значение относится к юмористической иллюстрации в печатных и анимационных фильмах. Слово «мультфильм» иногда используется для обозначения комиксов, а также может сослаться на юмористический рисунок художественного или публицистического опубликования в газетах и журналах.

Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино – вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов [1; 768].

Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей школьного возраста. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира [4; 47].

В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на учащихся гораздо сильнее.

Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для младшего школьника, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Так же важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что позволяло уравновесить его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику младшего школьника. Поэтому мультфильмы эти полезны младшим школьником с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

Рекомендованными для просмотра являются, маленькие притчи отечественного производства. В которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и учат нехитрым жизненным «премудростям». Ведь советские мультфильмы – многоплановые, глубокие истории, законченные целостные произведения. А еще для них характерна особая неторопливая динамика вместе с «театрализованной» постановкой голосов, когда артисты подчеркнуто эмоционально расставляют акценты, что позволяет детям глубже понять простые истины, которые сейчас забываются.

Так, например, в мультипликационных сказках младшие школьники «отправляются» в Тридевятое царство вместе с добрым, но ленивым Вовкой, трудолюбивым Царем, мудрой Золотой Рыбкой и умелыми Василисами Премудрыми, чтобы стать им умным и самостоятельным и чтобы не смеялись всякие «Двое-из-Ларца-Одинаковых-с-Лица».

А Виктор Перестукин, побывавший в Стране Невыученных уроков, на улицах которой бродят полтора землекопа, а на лугах пасутся плотоядные коровы, растолковывает школьникам, что учиться надо хорошо.

«Не известный науке зверь» – Чебурашка, вместе со своим лучшим другом крокодилом Геной научит младших школьников дорожить дружбой и творить добро, не слушая советов вредной старухи Шапокляк, утверждающей, что «хорошими делами прославиться нельзя.

Таким образом, отечественная мультипликация благоприятно влияет на младшего школьника. При просмотре отечественной мультипликации у младшего школьника формируется представление о добре и зле. Младшие школьники при просмотре отечественной продукции, закладывают в свое сознание представление о красоте, уважения к друг другу, о настоящей дружбе, о самостоятельности. 

Младшие школьники, выросшие только на американских и японских мультфильмах, отличающихся яркими трюками, спецэффектами, большой скоростью смены планов, красочностью образов, уже не смогут без особых усилий, специальных условий воспринимать с удовольствием такие замечательные мультфильмы, как «Варежка» или «Ежик в тумане». Для японской культуры является нормальным сдержанность в эмоциональных проявлениях, а вот для нашей культуры характерно открытое проявление эмоций. Японские мультфильмы любят младшие школьники с особенностями эмоциональной сферы: низкой способностью к различению чувств других людей, низкой потребностью в контактах со сверстниками, слишком буквальное понимание обращений, плохое понимание юмора. В целом такие учащиеся имеют выраженные трудности в общении.

Американский мультфильм, только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Часто так же кажется поделкой весьма глупой и грубой, но, не несущей никакой особой смысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Некоторые родители, (не осознавая полностью всего), просто запрещают своим детям смотреть их. Они воспринимают эти мультфильмы как «очень злые и не учащие добру». Многие родители не запрещают своим детям смотреть их. Не запрещают не потому, что не почувствовали растленного влияния данной продукции, а потому что их они даже не смотрели. Они не смотрят эти фильмы по той причине, что привыкли к ещё советской системе – «по телевизору детям плохого не покажут».

Такие прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе доброе начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению. И дети младшего школьного возраста чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия.

Младший школьник почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Одним из самых важных образов является женский образ. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько – поведение героинь мультфильмов. Психологи (В. Абраменкова, А. Богатырева и др.) просмотрели множество лент западного кинематографа и пришли к выводу, что поведение большинства мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее традиционные для российских женщин качества, какие прославляют советские старые добрые сказки – такие как целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность, и материнство как таковое. Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою правоту. Младшим школьником нравится смотреть мультфильмы, но не все что им нравится – для них полезно.

Учащийся нуждается в качественном внимании родителей, но зачастую они настолько погружены в свои проблемы, что вместо собственного внимания дают младшему школьнику внимание от телевизора. Кто-то может возразить, что младшие школьники сами хотят смотреть мультфильмы. Но взрослые и должны различать, что благо для них, а что – нет.

Таким образом, зарубежная мультипликация, в большинстве случаев полна агрессии, не уважения, самовлюбленности, не послушания, конфликтность, что негативно влияет на сознание младших школьников, поэтому необходимо серьезно подходить к подбору мультфильмов для просмотра младшими школьниками.

 

Список использованной литературы:

  1. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки.// М. Аромаштам. – М.: Чистые пруды. – 2006. – 32 с.
  2. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк. – 2006. – №  6. – С.28 – 31.
  3. Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшие родительские собрания в начальной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. – 2007.
  4. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. – 2007. – № 1.
  5. Асенин С.В. Волшебник экрана. Эстетические проблемы в современной мультипликации. – М.: Искусство, 1984.

 

 

© К.А. Джамалян, 2015 

 

 

 


Информация о работе Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников