Влияние общества на язык
На всех
этапах существования языка он
неразрывно связан с обществом.
Эта связь имеет двусторонний
характер: язык не существует
вне общества, но и общество
не может существовать без
языка. "Язык есть важнейшее
средство человеческого общения",-
писал в статье "О праве наций на самоопределение"
В. И. Ленин*, подчеркивая и зависимость
языка от общества (это - средство "человеческого
общения"), и важность его для общества
(это - "важнейшее средство" общения).
*(Ленин
В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 258. )
Язык
связан с обществом с самого
своего возникновения. Он и
"возникает лишь из потребности,
из настоятельной необходимости
общения с другими людьми"*.
По мере развития общества, усложнения
форм общественной жизни, обогащения
и развития сознания развиваются и
усложняются формы и виды общения, а следовательно,
развивается и усложняется язык. Наряду
с устным общением развивается письменное,
наряду с непосредственным бытовым - деловое,
официальное, научное, наряду с общением
в рамках своего коллектива - племени,
народа, нации - становится необходимым
межплеменное, а постепенно и межнациональное
общение.
*(Маркс
К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 29. )
Развитие
и усложнение языка особенно
отчетливо проявляется в развитии
в его составе особых функционально-коммуникативных
систем, обслуживающих разные группы носителей
языка, что приводит к выделению территориальных
и социальных диалектов, литературного
языка и других форм реализации общенародного
языка. Все эти формы далеко не одинаковы
в разные исторические периоды развития
человеческого общества и в разных конкретных
социально-исторических условиях существования
того или иного языка. Не одинаковы и отношения
между ними, их функции, их внутренняя
структура.
Особенно
важным этапом в развитии социальной
структуры языка, т. е. развитии составляющих
его функционально-коммуникативных систем,
оказывается переход от капиталистического
общества к социалистическому. Рост культуры
народных масс, развитие всеобщей грамотности,
а затем и обязательного среднего образования
необычайно расширяют круг носителей
литературного языка, отражаются на его
составе и отношениях с другими компонентами
(составляющими) общенародного языка.
Существенно изменяются и эти компоненты.
Особенности
общественного развития отражаются
и на распространенности языков.
Языки
с малым числом говорящих очень
характерны для развивающихся
стран, лишь недавно освободившихся
от колониальной зависимости.
Большее количество малочисленных
языков в таких странах - наследие
не только далекого прошлого с малочисленными
племенными языками, но и колониального
периода, когда вместе с вымиранием народов
вымирали и языки. Так, на языке бонго,
распространенном в долине Нила, в 1870 г.
говорило около 100 тыс. человек, а в 1931 г.-
лишь около 5 тыс. Стали крайне малочисленными
языки народов Америки.
Распространение
некоторых языков связано с
колониальными захватами, вытеснением
языков коренного населения. Так,
языки коренного населения вытеснены
в Бразилии португальским языком,
в других странах Южной и Центральной
Америки - испанским, в США, Канаде, Австралии,
Новой Зеландии - английским. В Европе,
на старой территории распространения
английского и испанского языков, живет
лишь около 20% от общего числа говорящих
на этих языках.
В истории
человеческого общества известно как
исчезновение языков, так и превращение
их в мертвые языки, сохранившиеся лишь
в памятниках письменности, исчезнувшие
из живого употребления. Таковы древнегреческий,
латинский, шумерский и арамейский в Передней
Азии, готский в Европе и др.
Влияние
общества, его развития, конкретно-исторических
условий жизни народов сказывается
и на отношениях между языками.
В феодальном обществе связь
между языками слабая, случаи
массового двуязычия, т. е. использования
народом или его значительной
частью двух (и более) языков, наблюдаются
сравнительно редко, в основном как столкновения
языков победителей и побежденных. В капиталистическом
обществе связи между носителями разных
языков становятся более тесными, широко
отмечаются факты проникновения слов
из одного языка в другой, становятся более
частыми случаи массового двуязычия. 'Вместе
с тем в этот период ярко проявляется неравенство
языков, особенно в многонациональных
государствах, где специально создаются
преимущества языку господствующей нации.
И в
этом отношении коренные изменения
происходят в условиях социалистического
общества. Так, в нашей стране
ленинское положение о равноправии
всех языков, определившее решение
национального вопроса в СССР,
обеспечило возможность развития
языков всех народов СССР.
Существенно
изменился и характер двуязычия.
Оно стало более массовым, широко
развилось двустороннее двуязычие,
особенно в национальных республиках,
где не только носители местных
языков владеют русским, но
и носители русского языка
знают и используют местные языки.
Образование
новой исторической общности - советский
народ - определило развитие широких
межнациональных связей и использование
русского языка в качестве языка
межнационального общения. Отсюда широкое
развитие национально-русского двуязычия,
имеющего различия в особенностях своего
проявления, но свойственного всем народам
СССР.
Новые
условия сказываются и на развитии
сложившихся литературных языков.
В них появляются новые слова
для обозначения новых понятий,
меняются значения старых слов (ср.
пионерское звено, общественная нагрузка,
самодеятельное искусство, общественный
смотр и под.). Развитие науки и техники
обусловливает рост специальной терминологии,
увеличивает долю специальной лексики
в словарном составе языка.
Все эти
факты очень важны для понимания зависимости
развития языка от развития общества.
Но связь языка и общества многообразнее,
сложнее, она может проявляться и во влиянии
языка на общество.