Влияние педагогического наследия Я.А. Коменского на современное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 08:56, реферат

Описание работы

Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики. Актуальность. Великий мыслитель и гуманист жил и создавал свои труды в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Но его работы актуальны и сегодня. Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования. Цель. Охарактеризовать педагогическое наследие Яна Амоса Коменского и оценить его вклад в современную педагогическую науку.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Я. Н. КОМЕНСКОГО 4
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Я.А. КОМЕНСКОГО 6
2.1 Дидактические принципы 7
2.2 Обоснование классно-урочной системы 9
2.3. Я.А.Коменский о нравственном воспитании 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Мой Реферат Влияние педагогического наследия ЯАКаменского.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Стремясь сделать образование  доступным всем детям, Коменский  разработал для каждого из этих возрастных периодов единую школьную систему - от дошкольного воспитания до высшего образования:

для детей  от рождения до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери;

с 6 до 12 лет дети обучаются в  элементарной школе - школа родного языка в каждой общине, селении, местечке (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания). Коменский также считал, что в "школе родного языка" необходимо знакомить детей с ремёслами;

следующая ступень обучения - в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия. В учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными "семью свободными искусствами" естествознание, историю, географию. Коменский изменил и содержание самих "свободных искусств", связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки;

наконец, в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет.

Эту систему, описанную уже в "Чешской дидактике", Коменский в "Пампедии" (всеобщее воспитание) расширил, добавив к ней "школы зрелого возраста и старости", в которых "преподаёт" сама жизнь. Здесь должны преобладать мудрость, жизненный опыт.

 

2.3. Я.А.Коменский о нравственном воспитании

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.

Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы.

Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные  нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним  он понимал, в частности, настойчивость  в труде и др.). Важную роль в  нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории, но затем пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник "Открытая дверь языков". Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира.

Конечная цель воспитания, по Коменскому, внешне совпадала с религиозно-христианской – подготовка человека к вечному  существованию после смерти. Эта  мысль развивалась им во II, III, IV главах «Великой дидактики», где в полном соответствии с христианским вероучением он писал о первородном грехе человека.

Коменский не отвергал христианского  догмата о первородном грехе, но в противоположность ортодоксальному  христианству утверждал, что уже  в процессе своей земной жизни  человек может быть исправлен с помощью воспитания и способен достигнуть высокого совершенства. Но Коменский высказал еще одну исключительно важную и новую мысль: воспитание имеет целью не только совершенствование человека само по себе, но и подготовку его к усовершенствованию окружающей жизни. Вот почему Коменский неустанно и в разных формах повторял требование одновременно развивать у формирующегося человека интеллект, руку, сердце, волю.

Главный педагогический труд Коменского назван «Великая дидактика». Термином «дидактика» Коменский часто пользуется и в других своих сочинениях. Однако следует учитывать, что Коменский и его современники трактовали этот термин значительно шире, чем это делается в наши дни: в содержание этого понятия включались не только вопросы образования и обучения, но и деятельность учителя, организации школы, различные аспекты воспитания – нравственного, трудового, религиозного и т.д. В целом дидактика Коменского охватывает практически все проблемы, которые являются предметом рассмотрения современной педагогики.

Наряду с обучением Коменский  ставит вопрос о системе нравственного воспитания, которая строится на определенных основополагающих принципах, придающих определенную связь, целостность всему воспитанию.

В своих дидактических трудах Коменский постоянно обращается к причинам пороков человеческого общества и путям их устранения, главным из которых он считал правильно организованное воспитание, как в широком смысле слова, так и в более узком значении нравственного воспитания. Поэтому многие его дидактические высказывания имеют самое непосредственное отношение к воспитанию, а само воспитание и образование, по Коменскому, является фундаментом человеческой нравственности. Поэтому безнравственными, порочными людьми становятся те, кто или лишен образования, или же получил образование неправильное, извращенное.

Коменский призывал внедрять в сознание и поведение детей все человеческие добродетели – мудрость, умеренность, мужество, выносливость в труде, справедливость, честность и т.п. Все эти добродетели должны развиваться в детях с раннего возраста путем соответствующих наставлений, постоянного подкрепляемых конкретными делами и поступками.

Важное значение в процессе нравственного  воспитания Коменский придавал примеру  нравственного воспитания самого педагога, а также примерам, заимствованным из истории и классической литературе.

Необходимым условием эффективного нравственного  воспитания детей Коменский считал ограждение их от вредного влияния  безнравственных людей и от всяких поводов, могущих повлиять отрицательно на нравственность ребенка. Особенно он предостерегал педагогов не допускать детского безделья, чтобы дети «не научились делать дурное или не отупели умственно».

В системе школьной работы, особенно в деле нравственного воспитания, Коменский придавал огромное значение дисциплине – исполнительности, выполнению установленных порядков. Общеизвестна крылатая фраза Коменского: «Школа без дисциплины, что мельница без воды».

В школах дисциплина должна быть не столько  ради наук, которые так не нуждаются  в дисциплине, сколько ради нравственности.

Поэтому нужно изучить источник недисциплинированности. Одно дело, если недисциплинированность вызывается постановкой  учебных занятий, другое – если характером поведения, нравственными поступками. "Если учебные занятия поставлены правильно, то они уже сами по себе заманчивы для ума и собственной прелестью притягивают всех (исключая выродков)". Учитель не должен привлекать внимание учащихся на уроках способами насилия и принуждения. Они могут скорее вызвать отвращение, ненависть к ним.

Меры насилия, принуждения, побои  должны быть заменены другими средствами, а именно: суровым словом, выговором, иногда насмешкой. Что касается мер  поощрения, то Коменский рекомендует  похвалу, ежедневные и ежемесячные  состязания на получения одобрения, занятие определенного места и т.д.

Во всяком случае, с недисциплинированными  детьми должна вестись постоянная напряженная  воспитательная работа. Нужно все  испробовать до конца, прежде чем  признать ребенка неисправимым, безнадежным. Очень важна выдержка, спокойствие, такт воспитателя. Самый правильный путь воспитания это строгость, требовательность, внушение воспитанникам чувства страха и полного послушания в сочетании с ласковым обращением. Все это возвысит юношество "до любви и радостной бодрости".

Нравственное воспитание протекает  не только в процессе обучения, но и  в условиях внеклассных занятий. Особенное значение Коменский придавал внеклассному чтению. К внешкольным занятиям он относит также игры и драматические представления. Он рекомендует телесные, гигиенические упражнения (беганье, прыганье, борьба, игра в мяч и т.д.), прогулки, сидячие игры, театральные представления. Последние развивают остроту человеческого ума, содействуют лучшему заучиванию и запоминанию в живой форме стихов, изречений, текстов; радуют учителей, родителей, публику, выявляют таланты, развивают мимику, речь, произношение, владение голосом, устраняют застенчивость и т.д.

В школе дети не только учатся, но и  воспитываются как будущие граждане. В школе должно быть организованно нечто вроде "самоуправления", в котором Коменский хочет видеть отражение общества, государственного строя взрослых. Он считал необходимым, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности "представлял собой государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором". Иначе говоря, Коменский стремился к тому, чтобы каждый класс и школа в целом представлял собой какое-то сообщество, которое обсуждает совместные дела. Это средство подготовки юношей к "жизни путем навыка к такого рода деятельности".

Итак, Коменский преодолевает односторонность  и узость подхода к воспитанию, борясь против его сведения только к интеллектуализму, отдавая себе отчет в важности воспитания чувств. Воспитание в его понимании направлено на развитие самых разнообразных способностей, охватывает различные виды деятельности, творчества детей и подростков.

Такова система воспитательных средств, которые должны формировать  у учащихся нравственные представления, понятия, обеспечить их правильное поведение.

Перейдем к следующей составляющей нравственного воспитания. Для того чтобы оно развивалось в стране, необходимо, чтобы уровень образованности был соответствующим. В своем труде "О культуре природных дарований" Коменский связывает уровень образования в стране с развитием в ней социальных отношений, что является предпосылкой для распространения свободы в обществе. У необразованных народов или ложнообразованных место свободы занимает своеволие.

Распространение образования влечет за собой рост социальности, который неизбежно присущ людям образованным.

Теория обучения Коменского представляет собой величайшее достижение человеческой мысли, не потерявшего своего значения до сих пор. Исходя из передовых взглядов гуманистов на природу, на человеческую личность, а также из требований строить наши знания на наблюдениях, опыте, индукции, Коменский положил начало материалистическому обоснованию педагогики как науки. Серьезной опорой педагогической теории Коменского был передовой взгляд на природу и на человека как ее часть, объективные закономерности которой должны быть научно изучены. Именно изучение законов природы дало Коменскому твердую возможность для построения "науки о преподавании".

Наравне с системой обучения Коменский  предложил свою систему нравственного  воспитания. Ян Амос Коменский считал, что люди получившие неправильное образование или вовсе не получившие его, становятся безнравственными и порочными. Он настаивал на том, чтобы нравственное воспитание начиналось с самых ранних лет, пока порок не овладел душами детей. По мнению Коменского в деле нравственного воспитания огромное значение имеет дисциплина. Без дисциплины невозможно воспитать ребенка и сделать из него полноценную личность.

 

Заключение

Таким образом, Коменский был новатором  в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный приём учащихся осенью, классно-урочная система, учёт знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т.д.).

Каменский оказал огромное влияние  на развитие мировой педагогики и  школьной практики. Так, многие его  дидактические положения вошли  в современную теорию обучения. Рекомендации его по этим вопросам до сих пор  в основных чертах применяются в школах различных стран.

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный  борец за мир между людьми, Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Великая заслуга Коменского перед  человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая всё то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что  он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок  установления справедливых и дружественных  отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд: "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", одну из частей которого он назвал "Пампедией" ("Всеобщим воспитанием") где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

 

Список литературы

 

  1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982
  2. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. - М.: 1982
  3. Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. - М., 1959
  4. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. - М., 1982
  5. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982
  6. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. - М.: 1991
  7. Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса Каменского. - М.: 1987
  8. А. И. Пискунов Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я. А. Коменского // Интернет ресурс: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000042/ st002.shtml

Информация о работе Влияние педагогического наследия Я.А. Коменского на современное образование