Влияние поисково-экспериментальной деятельности на развитие компенсаторных возможностей детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:00, статья

Описание работы

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, как себя ощущает в ней. Для комфортного самоощущения человеку необходимо осознание своих возможностей, умение их использовать, т.е. пройти школу самопознания. Это особенно актуально для детей с патологией зрения.
Адаптация ребёнка с патологией зрения к окружающей действительности зависит от того, насколько у него сформированы определённые знания, навыки, умения. Они позволяют адекватно действовать и приспосабливаться, исходя из своих возможностей.
Наличие зрительной патологии не позволяет ребёнку в полной мере комфортно ощущать себя в окружающем мире.

Файлы: 1 файл

Морозова С.Ю. публикация.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Влияние поисково-экспериментальной  деятельности на развитие компенсаторных возможностей детей с нарушением зрения

 

 

Морозова С.Ю.

Муниципальное образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с  проблемами в развитии

«Специальная (коррекционная) Начальная школа - детский сад № 61

«Малыш»

Учитель-дефектолог

Саха (Якутия) г. Нерюнгри ул. Южно-Якутская 32/1 т.68239

 

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, как себя ощущает в ней. Для комфортного самоощущения человеку необходимо осознание своих возможностей, умение их использовать, т.е. пройти школу самопознания. Это особенно актуально для детей с патологией зрения.

Адаптация ребёнка с патологией зрения к окружающей действительности зависит от того, насколько у него сформированы определённые знания, навыки, умения. Они позволяют адекватно  действовать и приспосабливаться, исходя из своих  возможностей.

Наличие зрительной патологии не позволяет  ребёнку в полной мере комфортно ощущать себя в окружающем мире. Что бы поисково-экспериментальная деятельность могла стать условием для использования её в качестве компенсаторных возможностей, необходимо обучать, всем её элементам, причем, чем раньше будет начато целенаправленное обучение, тем активней будут развиваться эти возможности.

Компенсация (лат. Compensation- возмещение, уравновешивание) - замещении или перестройка нарушенных функций организма. Это сложный процесс приспособляемости организма вследствие врождённых либо приобретённых нарушений. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности. У детей с нарушением зрения в результате поисково-экспериментальной деятельности  на фоне процесса компенсации должно происходить формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных  или ослабленных функций, развитие личности.

Коррекционные занятия поисково-экспериментальной деятельности обеспечивают детям возможность адаптации к окружающей действительности. На этих занятиях устанавливаются коррекционные задачи:

  • Обучать детей получению и использованию полисенсорной информации в поисково-экспериментальной деятельности
  • Проводить опыты по выделению признаков, свойств и качеств предметов
  • Формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)
  • Расширять перспективу развития поисково-экспериментальной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • Поддерживать инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
  • Показывать и отрабатывать способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира.

Организация работы происходит по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1) Живая природа (характерные  особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде).

2) Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет, свет).

3) Человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов).

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-наглядные, преобразовательные).

Занимательные опыты побуждают  детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольника. В процессе овладения поисково-экспериментальной деятельностью слабовидящий ребёнок не только накапливает информацию о предметах, их свойствах и явлениях, но и начинает прекрасно ориентироваться в них. У ребёнка формируются и совершенствуются основные функции восприятия, такие как предметность, целостность, контрастность, избирательность так же слуховое, осязательное, тактильное восприятие. Более совершенными становятся зрительно-моторные навыки.

Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской  активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности стимулируемой  взрослым. Эти два типа активности связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Поэтому важным условием для достижения положительных результатов, поставленных задач является преемственность, установление доверительного контакта между ребёнком  и педагогом. Практическая организация поисково-экспериментальной деятельности, включающая в себя рисунки, схемы, модели, алгоритмы может быть использована как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности на этапах сформированности компенсаторных возможностей детей.

Содержание поисково-экспериментальной  работы носит вариативный характер и предусматривает творческий подход в практической работе педагога с учётом интересов и опыта детей. Работа строится не только в опытнической и поисково-экспериментальной деятельности, но и в наблюдениях, прогулках и экскурсиях. Для проведения  этой работы в группах созданы уголки живой природы. В экологической комнате организованы  центры воды и песка, где дети могут больше узнать о свойствах различных материалов. Для старших детей существуют мини лаборатории, где дети имеют возможность экспериментировать с разными материалами (камни, магниты, песок, глина и другие природные материалы) В группах много дидактических игр и пособий, сделанных из породного и бросового материала: гербарии, книги о животных, растениях и человеке. Сделаны альбомы с изображением животных на развитие компенсаторных возможностей детей с нарушением зрения, изготовленные из разной фактуры тканей для тактильного обследования детьми. Знания об объектах живой и неживой природы, о роли человека и его жизнедеятельности для окружающей среды дети в течение года закрепляют в игровой, театрализованной и изобразительной деятельности. Все эти практические действия в значительной мере влияют на психическое и психологическое развитие ребёнка с нарушением зрения.

Таким образом, для формирования и полноценного развития компенсаторных возможностей необходим достаточный уровень развития слухового, зрительного, тактильного восприятия. Развития мыслительных процессов: анализа и синтеза. Поисково-экспериментальная деятельность даёт этому значительные предпосылки.

Неоспоримо компенсаторное значение поисково-экспериментальной деятельности в развитии процессов восприятия и мышления у детей со зрительной патологией, а потому крайне необходима  организация коррекционно-педагогического процесса таким образом, чтобы формирование этой деятельности  являлось основой анализирующему восприятию и формированию материальных прототипов будущих идеальных перцептивных действий и развитию познавательной деятельности. Для этого необходимо создание наглядно-действенных методик, которые позволили бы детям с нарушением зрения комплексно овладеть способами и приёмами восприятия объектов, адекватным познавательным задачам и актуализации опыта с целью эффективного использования сложившихся приёмов и способов перцептивных действий при решении новых задач.

 

 

 

Литература

 

1.Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.

2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1990.

3. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967.

4. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1980.

5. Сташевский С.В. Использование наглядно-действенной методики для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

//Дефектология. 1990. №1.С. 16-21

6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние поисково-экспериментальной деятельности на развитие компенсаторных возможностей детей с нарушением зрения