Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:25, курсовая работа
Целью является определение воздействия средств массовой информации на повышение агрессии у школьников. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.
Исходя из всего вышесказанного, можно сформировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашего психолого-педагогического исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
Следует изучить понятие «агрессии», ее основные виды и причины возникновения;
Определить роль средств массовой информации в жизни школьника, и какую опасность они представляют;
Введение
Глава 1. Агрессия как психолого-педагогический феномен.
§ 1. Понятие «агрессии» и ее основные виды
§ 2. Основные причины возникновения агрессии
Глава 2. Агрессия в сфере массовой информации.
§ 1. Роль Масс-медиа в жизни подростка
§ 2. Опасность СМИ для школьников
Глава 3. Агрессия в СМИ как педагогическая проблема.
§ 1. Агрессия и педагогика
§ 2. Влияние СМИ на современных школьников
Практическая часть
Заключение
Список литературы
Чем они Вас привлекают?
а) Сюжетом б) Спецэффектами в)______________(свой вариант)
Разрешают ли вам родители смотреть телевизор после 23.00?
а) Да б) Нет
Как Вы думаете, какое влияние оказывает TV на людей? Ответ объясните.
а) Положительное, потому что___________________________
б) Отрицательное, потому что___________________________
в)____________________________
Анкета для взрослых:
В какое время суток ваши дети обычно смотрят TV?
а) Утром б) Днем в) Вечером г) Ночью
Передачи, какой направленности они предпочитают смотреть?
а) Развлекательные б) Информационные в) С криминальным уклоном г)______________(свой вариант).
Как Вы думаете, чем они привлекают?
______________________________
Фильмы, какого жанра предпочитают смотреть ваши дети?
а) Боевики б) Мелодрамы в) Ужасы г) Триллеры д) Комедии
По вашему мнению, чем они привлекают детей?
а) Сюжетом б) Спецэффектами в) ______________(свой вариант)
Разрешаете ли Вы своим детям смотретьTV после 23.00?
а) Да б) Нет
Как Вы думаете, какое влияние оказывает TV на детей? Ответ объясните.
а) Положительное, потому что___________________________
б) Отрицательное, потому что___________________________
в)____________________________
В период проведения исследования было опрошено 42 школьника возрастом 12-17 лет и 34 взрослых людей возрастом от 25 лет. В результате опроса были получены следующие данные (для упрощения итогового вывода исследования половые различия школьников и взрослых людей не учитывались):
среди школьников, большинство предпочитает смотреть развлекательные передачи и с криминальным уклоном. Особенно пользуется популярностью программа «Криминальная Россия», почти 75 % испытуемых школьников отметили ее в беседе во время заполнения анкеты. Дети смотрят телевизор в основном днем и вечером в период примерно с 15.00 до 00.00, как раз в это время TV-программа перенасыщена криминальными программами. Возьмем, к примеру, канал НТВ: одну только передачу «Чрезвычайное происшествие» с 20.00 до 01.00 показывают 4 раза, не говоря уже о телесериалах, где обязательно присутствуют убийства и насилие. В ходе исследования, как детских анкет, так и взрослых, была получена интересная особенность, современные родители свободно позволяют смотреть TV своим чадам после 23.00. Сразу же напрашивается дискуссионный вопрос: кого же именно нужно винить в распространении агрессии среди школьников СМИ или же самих родителей? Ясного ответа мы, конечно же, не получим, и вообще нужен ли он, ведь каждый решает для себя, что и когда ему смотреть.
Что касается кинофильмов, то тут преимущество на стороне ужасов и боевиков (40% и 35% соответственно). Боевики привлекательны, прежде всего, своими спецэффектами, детям всегда нравились, и будут нравиться супергерои, спасающих от смерти слабых и беззащитных. Говоря об ужасах, то они на данный момент очень популярны не только среди молодежи, но и среди более старшего поколения. Мы пока еще не можем определить причину такой популярности, но уверены что и эта проблема разрешиться в скором будущем.
Затрагивая проблему влияния СМИ и следуя полученным данным, мы сделали вывод, что все опрошенные школьники считают просмотр TV исключительно положительным занятием, так как оно повышает интеллектуальный уровень и способствует развитию школьника как личности. Группа взрослых испытуемых разделилась: 30% - отрицательное влияние, 70% - положительное. Остается только задуматься, или взрослые люди действительно не понимают, что СМИ манипулирует их сознанием, или не хотят этого понимать.
В качестве вывода отметим, что СМИ в настоящий момент достигли таких высот своего развития, что способны воздействовать на общество гораздо сильнее, чем выше стоящие инстанции на СМИ. Наше хоть и небольшое, но достаточно показательное исследование явилось этому доказательством. Именно поэтому взаимоотношения со СМИ превратились в одну из наиболее острых проблем мирового сообщества.
Заключение.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
Так же мы выяснили, что становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а так же средств массовой информации. У детей один из главных путей научения агрессивному поведению- наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома, склонны к агрессивному поведению. Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, так называемые «посылы к агрессии», также могут подталкивать индивидуума к актуализации агрессивных реакций. Эти «приглашения» могут исходить из разнообразных источников. Оружие служит одним из основных «приглашением к агрессии», как, впрочем, и демонстрация сцен насилия в масс-медиа.
Наконец, агрессия может, как усиливаться, так и подавляться за счет тех аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личного самосознания.
Негативное влияние средств массовой информации на школьную аудиторию было бы неправильно приписывать самой их природе. Это скорей объясняется неумелым и ошибочным использованием их богатейших возможностей. Ведь и книга, и театральная постановка, и художественный фильм также могут способствовать познанию мира, делать человека лучше, но с не меньшим успехом порождать бегство от жизни, уводить от острых социальных проблем в нереальный мир авторской фантазии. СМИ способны стать как рычагом величайшего социального и духовного прогресса, так и источником пассивности, апатии, бездуховности. Все зависит от того, какую информацию предлагают потребителю, и какую он выбирает.
После многолетних исследований с использованием
самых разнообразных методов и приемов
еще не выяснена точная степень влияния
СМИ на агрессивное поведение. Несомненно,
масс-медиа оказывает влияние на школьников,
но сила его остается пока до конца неизвестной.
Список литературы:
Бадмаев С. А. «Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников». - М., 1997г.
Бандура А. «Подростковая агрессия»/ Бандура А., Уолтерс Р. - М., 2001г.
Берковиц Л. «Агрессия: причины, последствия и контроль». - СПб., 2002г.
«Большой психологический словарь»: под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - М., 2004г
Бэрон Р. «Агрессия»/ Бэрон Р., Ричардсон Д. - СПб., 1997г.
Бютнер К. «Жить с агрессивными детьми». - М., 1991г.
Волков В. П. «Люди с трудным характером». - М., 2001г.
«Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением»: под ред. Рожкова М. И. - М., 2001г.
Глинская М. «Информатизация образования - путь к построению информационного общества»/ Глинская М. // Человек и труд. - 2003г. - №12. - С. 79 - 81.
Гуггенбюль А. «Зловещее очарование насилия: профилактика детской агрессивности и жестокости». - СПб., 2000г.
Козырева А. «СМИ: манипуляция или управление общественным мнением?» / Козырева А. // Обозреватель. - 2003г. - №5. - С. 101 - 107.
Махов Ф. С. «США: молодежь и преступность». - М., 1972г.
Медведева И. Я. «Дети нашего времени». - М., 2000г.
«Наш проблемный подросток»: под ред. Регуш Л. А. - СПб., 1999г.
Паренс Г. «Агрессия наших детей». - М., 1997г.
Периз Ф. С. «Эго, голод и агрессия». - М., 2000г.
Прокофьев В. Ф. «Тайное оружие информационной войны». - М., 1999г.
Птичкина Е. Л. «Внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков». - М., 2001г.
Романенко Н. М. «Особенности восприятия телеинформации школьниками». /Романенко Н. М.// Педагогика. - 2003г.- №4. - С. 46-48
Рубанов В. «Масс-медиа - Франкенштейн XXI века»./ Рубанов Р. // Обозреватель. - 2003г. - №5. - С. 21 - 35.
«Психология и психоанализ рекламы». - Самара, 2001г.
Семенюк Л. М. «Психоаналитические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции». - М., 2003г.
Смирнова Т. П. «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей». - Ростов-на-Дону, 2003г.
«Трудный подросток: почему у него появляются криминальные установки».// Народное образование. - 2004г. - №4. - С. 242-250.
«Феномен Кашпировского и телепсихотерапия»: под ред. Дубровского Д. И. - СПб., 1992г.
Фигдор Г. «Психоаналитическая психология». - М., 2000г.
«Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». - Минск, 1996г.
1 Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 24
2 «Большой психологический словарь» под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - с. 19
3 Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 24
4 Р. Бэрон, Д. Ричардсон «Агрессия». СПб., 1997г. - с. 25
5 А. Бандура, Р. Уолтерс «Подростковая агрессия». М., 2001г. - с. 86
6 Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Г. Паренс и др.
7 Р. Бэрон, Д. Ричардсон.
8 Р. Бэрон, Д. Ричардсон «Агрессия». СПб., 1997г. - с. 27
9 Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 225
10 Финкельхр, Джеллес и др.
11 Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 91.
12 Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 33
13 «Большой психологический словарь» под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - с. 19
14 Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 34
15 Враждебная агрессия, аутоагрессия, альтруистическая агрессия и т. д.
16 Фрустрацию можно определить как сочетание условий, которые препятствуют или отдаляют наступление результата в цепи "цель-реакция".
17 Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 13
18 Л. Берковиц, К. Бютнер, Ф. С. Махов и др.
19 Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Бандура, Джеллес и т. д.
20 «Трудный подросток: почему у него появляются криминальные установки»//Народное образование. - 2004г. - №4. - с. 242-250.
21 Л. Берковиц, Ф. С. Махов
22 Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 38
23 Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 41
24 Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 42
25 Цымбаленко С. Б., Шарикова А. В., Щеглова С. Н. и др.
26 Романенко Н. М. «Особенности восприятия телеинформации школьниками»/ Романенко Н. М. //Педагогика. - 2003г. - №4. - с. 46-48
27 Романенко Н. М. «Особенности восприятия телеинформации школьниками»/ Романенко Н. М. //Педагогика. - 2003г. - №4. - с. 46-48
28 Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 239
29 Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 238
30 Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 241
31 Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 242
32 Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 247
33 Р. Бэрон, Д. Ричардсон «Агрессия». СПб., 1997г. - с. 113
34 Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 249
35 «Большой психологический словарь» под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - с. 404
36 Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 251
37 Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 251
38 Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 259
39 «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». Минск, 1996г. - с. 40
40 Ф. С. Махов «США: молодежь и преступность». М., 1972г. - с. 111
41 «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». Минск, 1996г. - с. 42
42 Ф. С. Махов, Л. Берковиц и др.
43 Ф. С. Махов «США: молодежь и преступность». М., 1972г. - с. 112
44 Ф. С. Махов «США: молодежь и преступность». М., 1972г. - с. 113
45 «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». Минск, 1996г. - с. 44
46 Ф. С. Махов «США: молодежь и преступность». М., 1972г. - с. 114
47 Ф. С. Махов «США: молодежь и преступность». М., 1972г. - с. 114
48 «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». Минск, 1996г. - с. 45
49 «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». Минск, 1996г. - с. 46
50 «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». Минск, 1996г. - с. 46
51 «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». Минск, 1996г. - с. 47
52 «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». Минск, 1996г. - с. 48
53 К. Бютнер «Жить с агрессивными детьми». М., 1991г. - с. 58
54 К. Бютнер «Жить с агрессивными детьми». М., 1991г. - с. 59
55 К. Бютнер «Жить с агрессивными детьми». М., 1991г. - с. 62
56 К. Бютнер «Жить с агрессивными детьми». М., 1991г. - с. 70
57 коллективного бессознательного
58 Г. Фигдор «Псижоаналитическая педагогика». М., 2000г. - с. 87
59 Г. Фигдор «Псижоаналитическая педагогика». М., 2000г. - с. 88
60 Г. Фигдор «Псижоаналитическая педагогика». М., 2000г. - с. 89
61 Г. Фигдор «Псижоаналитическая педагогика». М., 2000г. - с. 92
62 К. Бютнер «Жить с агрессивными детьми». М., 1991г. - с. 71
63 К. Бютнер «Жить с агрессивными детьми». М., 1991г. - с. 72
64 К. Бютнер «Жить с агрессивными детьми». М., 1991г. - с. 72
65 К. Бютнер «Жить с агрессивными детьми». М., 1991г. - с. 76
66 К. Бютнер «Жить с агрессивными детьми». М., 1991г. - с. 77
Информация о работе Влияние средств массовой информации на развитие агрессивности школьников