Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 17:46, реферат

Описание работы

Проблема воспитания и роли в нем родителей в педагогике уделяется большое место. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина. Родитель, который успешно выполняет функцию воспитателя, оказывает огромную помощь обществу.
Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и принципы семейного воспитания
2. Цель и методы семейного воспитания
3. Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Семейное воспитание.docx

— 57.46 Кб (Скачать файл)

И, тем не менее, у матери к ребенку несравненно более "естественная" дорога, чем у отца.

 

3. Влияние типологии семей  на воспитание детей: типы семейного  воспитания

 

Если говорить о родительской позиции, о стиле поведения, то можно сказать о типах матери и отца.

Типологию матерей выделяет А.Я.Варга:

"Спокойная уравновешенная  мама" - настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем  ребенке. Чутко реагирует на его  проблемы. Вовремя приходит на  помощь. Заботливо растит его  в атмосфере благополучия и  добра.

"Тревожная мама" - вся  во власти того, что ей постоянно  мнится по поводу здоровья  ребенка. Она во всем видит  угрозу благополучию ребенка. Тревожность  и мнительность матери создают  тяжелую семейную атмосферу которая лишает покоя всех ее членов.

"Тоскливая мама" - вечно  всем недовольна. Она напряжена  мыслями в себе, своем будущем. Ее беспокойство и мнительность  вызывают думы о ребенке, в  котором она видит обузу, преграду  на пути к возможному счастью.

"Уверенная и властная  мама" - твердо знает, что хочет  от ребенка. Жизнь ребенка спланирована  до его рождения, и от воплощения  запланированного мама не отходит  не на йоту. Она подавляет его, стирает его неповторимость, гасит  стремление к самостоятельности, инициативе.

А.И. Баркан предлагает типологию современных пап.

"Папа - мама" - это по матерински заботливый папа, он берет на себя функции мамы: и искупает, и накормит и книжку почитает. Но не всегда ему удается это сделать с должным терпением. Пресс настроения папы давит на ребенка, когда все хорошо папа заботлив, добр, отзывчив, а если что -то не ладится, бывает не сдержанным, вспыльчивым даже злым.

"Мама- папа" - главную  заботу видит в том, чтобы получше  угодить чаду Как мать и как отец он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно "устраивается" на папиной голове, превращается в маленького деспота.

"Карабас - барабас". Папа пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь "ежовые рукавицы" В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказание за содеянное как профилактика - излюбленный метод такого папы.

"Крепкий орешек" - непреклонный  тип папы, признающий лишь правила  без исключения, никогда не идущий  на компромиссы, чтобы облегчить  участь ребенка, когда он не  прав.

"Попрыгунья" - стрекоза. Папа, живущий, но не чувствующий  себя отцом. Семья для него  тяжелая ноша, ребенок обуза, предмет  забот жены, что хотела, то и  получила! При первой возможности  этот тип превращается в приходящего  папу.

"Добрый молодец", "Рубаха-парень" - папа на первый взгляд и  как брат, и как друг. С ним  интересно, легко и весело. Любому  бросится на помощь, но при  этом забудет о собственной  семье, что не нравится маме. Ребенок  живет в атмосфере ссор и  конфликтов, в душе сочувствуя  папе, но не в силах ничего  изменить.

"Ни рыба, ни мясо", "под каблуком" - это не настоящий  папа, потому что не имеет своего  голоса в семье, во всем вторит  маме, даже если она ни права. Опасаясь гнева жены в трудные  для ребенка моменты, он не  имеет сил перейти на его  сторону, чтобы помочь.

Таким образом, можно сделать вывод, что любовь родителей к своему ребенку является основой приобретения последним социально способности - любить собственных родителей.

Отечественный ученый А.В.Петровский выделяет тактики семейного воспитания.

"Сотрудничество". Демократичные  родители ценят в поведении  детей и самостоятельность, и  дисциплинированность. Они сами  предоставляют ему право быть  самостоятельным в каких-то областях  своей жизни; не ущемляя его  прав, одновременно требуют выполнения  обязанностей.

"Диктат". Авторитарные  родители требуют от детей  беспрекословного подчинения и  не считают, что должны ему  объяснять причины своих указаний  и запретов. Они жестко контролируют  все сферы жизни, причем могут  это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно  замыкаются, и их общение с  родителями нарушается.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

"Гипоопека". Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

"Невмешательство" - предполагается, что могут существовать два  мира, взрослые и дети и ни  тем ни другим не следует переходить намеченную черту.

Таким образом, любому отцу и любой матери следует знать, что нет жестко установленных правил в воспитании детей, есть только общие принципы, воплощение которых зависит от каждого конкретного ребенка, и от каждого конкретного родителя. Задача родителей состоит в том, чтобы так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых результатов, залогом этого может быть внутренняя гармония каждого из родителей.

Важным фактором влияющим на формирование личности ребенка является атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых является для ребенка необходимым своеобразным жизненно - важным витамином, который дает ему ощущение защищенности обеспечение эмоционального равновесия его самооценки.

 

Заключение

 

Итак, семья играет огромную роль в процессе воспитания. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Именно поэтому, так важно чтобы ребенок, положительно воспринимал семью. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Родители должны понимать, что они обязаны:

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.

 

 

 

 

 

Библиография

 

1.Азаров. Ю.П. Искусство воспитывать. М., "Просвещение", 1985.

.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000.

.Дружинин В.Н. Психология  семьи. Москва, издательство КСП 1996 год.

.История педагогики и  образование/Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.

.Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000

.Куликова Т.А. Семейная  педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.

.Лански Вики. Настольная книга для родителей:1500 бесценных советов на первые пять лет жизни вашего ребенка/Лански В.-М.:Эксмо-Маркет, 2000.-288с.

.Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-начало ХХ века):Учеб. пос.-М.:Форум, ИНФРА-М,1998.-584с

.Лесгафт П.Ф. " Семейное  воспитание ребенка и его значение". Москва, "Просвещение",1991.

.Маленкова Л.И. Теория  и методика воспитания. М., Педагогическое  общество России. 2002.

.Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пос.для вузов, учителей нач.классов и родителей.-2-е изд.-М.:Академия, 1997.-288с.

.Семейное воспитание. Краткий  словарь. Сост.: И.В. Гребенников,Л.В. Ковинько, Смирнов С. Д. Курс "Гуманистические традиции образования",., 1996.

.Семейное воспитание: Хрестоматия:Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./Сост. П.А.Лебедев.-М.:Академия,2001.-408с.-(Высшее образование).

.Столяренко Л.Д. Основы  психологии. Ростов -на Дону. 1999.

.Умом и сердцем. Мысли  о воспитании, изд.-5 -тое, Москва , Издательство  политической литературы, 1988 год, сост.Молохов Н.И.

.Фомичева Ольга Святославовна. Воспитание успешного ребенка  в компьютерном веке.-М.: Гелиос АРВ,2000.-192с.:ил.

.Фридман Лев Моисеевич. Психология воспитания: Книга для  всех, кто любит детей.-М.:Сфера,1999.-208с.

.Харламов И. Ф. Педагогика  М., 1999.

.Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., "Просвещение". 1993.

 

 

 

 

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. (Г. М. Коджаспирова).

Особенности семейного воспитания:

·      органическая связь с жизнедеятельностью ребенка;

·      непрерывность и длительность воздействия;

·      многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

·      интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

·      относительная замкнутость;

·      общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

·      взаимная направленность формирующих воздействий. 

 

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненны пути.

Каковы же задачи семейного воспитания?

Они состоят в том, чтобы:

·      создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

·      передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

·      научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

·      воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое и др.

Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.

В последние годы возрастает роль религиозного воспитания в семье.  

 

Воспитание осуществляется в определённых условиях.

Г. М. Коджаспирова выделяет следующие условия семейного воспитания:

·      семейный быт, уклад;

·      семейные традиции;

·      семейные отношения, эмоциональный климат семьи;

·      общение и совместная деятельность;

·      понимание и принятие ребенка;

·      чувство долга и ответственности за воспитание детей;

·      педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности;

·      авторитет родителей;

·      организация жизненного пространства ребенка. 

 

Исходя из условий семьи, проявляющихся как факторы развития и воспитания личности ребенка (его позитивные и негативные стороны), может быть построена система принципов семейного воспитания (Е. В. Головнева):

Информация о работе Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания