Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 17:46, реферат
Проблема воспитания и роли в нем родителей в педагогике уделяется большое место. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина. Родитель, который успешно выполняет функцию воспитателя, оказывает огромную помощь обществу.
Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.
Введение
1. Понятие и принципы семейного воспитания
2. Цель и методы семейного воспитания
3. Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания
Заключение
Библиография
И, тем не менее, у матери к ребенку несравненно более "естественная" дорога, чем у отца.
3. Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания
Если говорить о родительской позиции, о стиле поведения, то можно сказать о типах матери и отца.
Типологию матерей выделяет А.Я.Варга:
"Спокойная уравновешенная мама" - настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы. Вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благополучия и добра.
"Тревожная мама" - вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу которая лишает покоя всех ее членов.
"Тоскливая мама" - вечно
всем недовольна. Она напряжена
мыслями в себе, своем будущем.
Ее беспокойство и
"Уверенная и властная
мама" - твердо знает, что хочет
от ребенка. Жизнь ребенка спланирована
до его рождения, и от воплощения
запланированного мама не
А.И. Баркан предлагает типологию современных пап.
"Папа - мама" - это по матерински заботливый папа, он берет на себя функции мамы: и искупает, и накормит и книжку почитает. Но не всегда ему удается это сделать с должным терпением. Пресс настроения папы давит на ребенка, когда все хорошо папа заботлив, добр, отзывчив, а если что -то не ладится, бывает не сдержанным, вспыльчивым даже злым.
"Мама- папа" - главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду Как мать и как отец он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно "устраивается" на папиной голове, превращается в маленького деспота.
"Карабас - барабас". Папа пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь "ежовые рукавицы" В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказание за содеянное как профилактика - излюбленный метод такого папы.
"Крепкий орешек" - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы облегчить участь ребенка, когда он не прав.
"Попрыгунья" - стрекоза.
Папа, живущий, но не чувствующий
себя отцом. Семья для него
тяжелая ноша, ребенок обуза, предмет
забот жены, что хотела, то и
получила! При первой возможности
этот тип превращается в
"Добрый молодец", "Рубаха-парень" - папа на первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко и весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
"Ни рыба, ни мясо", "под каблуком" - это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она ни права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.
Таким образом, можно сделать вывод, что любовь родителей к своему ребенку является основой приобретения последним социально способности - любить собственных родителей.
Отечественный ученый А.В.Петровский выделяет тактики семейного воспитания.
"Сотрудничество". Демократичные
родители ценят в поведении
детей и самостоятельность, и
дисциплинированность. Они сами
предоставляют ему право быть
самостоятельным в каких-то
"Диктат". Авторитарные
родители требуют от детей
беспрекословного подчинения и
не считают, что должны ему
объяснять причины своих
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
"Гипоопека". Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
"Невмешательство" - предполагается, что могут существовать два мира, взрослые и дети и ни тем ни другим не следует переходить намеченную черту.
Таким образом, любому отцу и любой матери следует знать, что нет жестко установленных правил в воспитании детей, есть только общие принципы, воплощение которых зависит от каждого конкретного ребенка, и от каждого конкретного родителя. Задача родителей состоит в том, чтобы так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых результатов, залогом этого может быть внутренняя гармония каждого из родителей.
Важным фактором влияющим на формирование личности ребенка является атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых является для ребенка необходимым своеобразным жизненно - важным витамином, который дает ему ощущение защищенности обеспечение эмоционального равновесия его самооценки.
Заключение
Итак, семья играет огромную роль в процессе воспитания. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Именно поэтому, так важно чтобы ребенок, положительно воспринимал семью. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
Родители должны понимать, что они обязаны:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.
Библиография
1.Азаров. Ю.П. Искусство воспитывать. М., "Просвещение", 1985.
.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000.
.Дружинин В.Н. Психология семьи. Москва, издательство КСП 1996 год.
.История педагогики и образование/Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.
.Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000
.Куликова Т.А. Семейная
педагогика и домашнее
.Лански Вики. Настольная книга для родителей:1500 бесценных советов на первые пять лет жизни вашего ребенка/Лански В.-М.:Эксмо-Маркет, 2000.-288с.
.Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-начало ХХ века):Учеб. пос.-М.:Форум, ИНФРА-М,1998.-584с
.Лесгафт П.Ф. " Семейное
воспитание ребенка и его
.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., Педагогическое общество России. 2002.
.Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пос.для вузов, учителей нач.классов и родителей.-2-е изд.-М.:Академия, 1997.-288с.
.Семейное воспитание. Краткий словарь. Сост.: И.В. Гребенников,Л.В. Ковинько, Смирнов С. Д. Курс "Гуманистические традиции образования",., 1996.
.Семейное воспитание: Хрестоматия:Учеб.
пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./Сост.
П.А.Лебедев.-М.:Академия,2001.
.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов -на Дону. 1999.
.Умом и сердцем. Мысли о воспитании, изд.-5 -тое, Москва , Издательство политической литературы, 1988 год, сост.Молохов Н.И.
.Фомичева Ольга Святославовна. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке.-М.: Гелиос АРВ,2000.-192с.:ил.
.Фридман Лев Моисеевич.
Психология воспитания: Книга для
всех, кто любит детей.-М.:Сфера,
.Харламов И. Ф. Педагогика М., 1999.
.Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., "Просвещение". 1993.
Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. (Г. М. Коджаспирова).
Особенности семейного воспитания:
· органическая связь с жизнедеятельностью ребенка;
· непрерывность и длительность воздействия;
· многократность и противоречивость воспитательного воздействия;
· интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
· относительная замкнутость;
· общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);
· взаимная направленность формирующих воздействий.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненны пути.
Каковы же задачи семейного воспитания?
Они состоят в том, чтобы:
· создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
· передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
· научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
· воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое и др.
Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.
В последние годы возрастает роль религиозного воспитания в семье.
Воспитание осуществляется в определённых условиях.
Г. М. Коджаспирова выделяет следующие условия семейного воспитания:
· семейный быт, уклад;
· семейные традиции;
· семейные отношения, эмоциональный климат семьи;
· общение и совместная деятельность;
· понимание и принятие ребенка;
· чувство долга и ответственности за воспитание детей;
· педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности;
· авторитет родителей;
· организация жизненного пространства ребенка.
Исходя из условий семьи, проявляющихся как факторы развития и воспитания личности ребенка (его позитивные и негативные стороны), может быть построена система принципов семейного воспитания (Е. В. Головнева):
Информация о работе Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания