Внедрение системы М. Монтессори в дошкольное учреждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 06:24, реферат

Описание работы

Современный человек существует в реальности, в которой больше не господствуют порядок, стабильность, равновесие. Все природные и социальные системы, в которые включен человек, находятся в постоянно протекающих изменениях. Более того, налицо возрастание доли самоорганизации как процесса и способа адаптации к изменяющимся условиям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...1
1.Система Марии Монтессори……………………………………….………......3
1.1.Отличия системы М. Монтессори……………………………….………......4
1.2. Преимущества системы М. Монтессори……………………………………5
2.Особенности использования дидактического материала по методу М. Монтессори………………………………………………………………………..8
3.Сенсорное развитие по системе М. Монтессори…………………………….10
3.1.Математическое развитие по системе М. Монтессори……………………11
3.2.Область языкового развития по системе М. Монтессори………………...11
3.3 Область космического воспитания…………………………………………11
Вывод……………………………………………………………………………..12
Библиографический список……………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

Реферат монтессори.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

     

     В области сенсорного развития малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в сенсорной зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и, конечно же, развить мускульную память.

     Сенсорный Монтессори - материал развивает все органы чувств. Он дает возможность узнавать все необходимые свойства предметов - величину, объем, форму, цвет, вкус, вес, поверхность. Ребенок впоследствии переносит эталоны качеств и свойств предметов на реальное окружение. В Монтессори-группе, ребенок вступает в контакт с конкретными объективными качествами предметов, с неким измерительным масштабом, который он перенесет на обычную каждодневную жизнь.

     Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Математическое развитие по системе Монтессори

 

     Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

 

3.2. Область языкового развития по системе М. Монтессори

 

     Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит,  вполне, можно сделать и в домашних условиях.

 

3.3. Область космического  воспитания

 

     Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

 

Вывод

 

     Использование системы Монтессори, по моему мнению, в процессе переходного периода явилось актуальным и необходимым в реализации основных идей концепции дошкольного воспитания, отвечало требованиям времени и давало возможность строить педагогический процесс с учетом специфики дошкольного учреждения.

     Свою работу по внедрению системы я начала с изучения программы и проведения сравнительного анализа нашей программы и программы Монтессори. Проведя анализ «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» и программы Монтессори, я пришла к выводу, что в принципе задачи этих двух программ перекликаются, взаимодополняя друг друга. Основная суть отличия этих программ заключается в качественном подходе, коренным образом, меняющим наш процесс образования, при котором основное внимание уделяется не столько приобретаемым знаниям, сколько средствам достижения поставленных целей, то есть способам получения этих знаний и методологическим вопросам.

     Средство достижения поставленной цели: не внешнее воздействие на душу и тело ребенка, а в создании вокруг него специально подготовленной развивающей среды. Это среда позволяет ребенку в собственном темпе и ритме развивать сенсорно - персептивную деятельность, психические процессы и познавательные способности, путем предоставления специальных дидактических материалов помогает освоить ребенку навыки практической жизни, безболезненно для здоровья освоить навыки чтения, письма и счета, знакомит детей с предметами, процессами и явлениями окружающей жизни.

     Иными словами, основная задача системы Монтессори состоит в создании условий, «стимулирующих и способствующих самостоятельному познанию ребенком окружающего мира.

     Мною также были выявлены отличия в понятии «воспитания», «цели», «принципов» по сравнению с нашими традиционными понятиями в системе педагогике.

     Воспитание по Монтессори - это активное содействие нормальному развитию личности ребенка. Основная цель - воспитание сильных людей, людей самостоятельных и свободолюбивых.

    Воспитывая детей по системе Монтессори, перед педагогом стоят две цели - биологическая и социальная.

     Биологическая цель включает в себя облегчение естественного развития личности ребенка, содействие психофизическому развитию.

     Социальная цель непосредственно включает в себя подготовку личности ребенка к следующему возрастному периоду жизни, воспитанию таких качеств, как сила духа, самостоятельности и свободомыслия.

     Как основные дидактические принципы системы Марии Монтессори качественно отличаются от наших отечественных принципов воспитания:

     1) пассивная по форме педагога.

     2) развитие творческих начал у ребенка на основе его наследственных задатков.

     3) основной принцип - принцип воспитывающего обучения.

     Анализируя данные результатов диагностики психического развития детей группы, где проводилось внедрение системы М. Монтессори  можно сделать вывод, что уровень развития детей в группе, где проводилось внедрение системы Монтессори, по многим параметрам превышает уровень развития детей в 2-2.5 раза. Сопоставляя данные по результатам диагностики психического развития детей группы, работающей по использованию элементов системы М. Монтессори можно выделить явные преимущества по таким параметрам, как умственная работоспособность, опосредованная зрительная память, внутренний план действий, наглядно-образное мышление, развитие речи и словесно-логическое мышление, способность к комбинированию.

Библиографический список:

 

1. Дьяченко И. И., Педагогическая теория М. Монтессори в общественном дошкольном воспитании России первой половине 20 века, 2000г.

2. Корнетов Г. Б., Безрогов В. Г., История педагогики на пороге 21 века: Историография, методология, теория, 2000 г.

3. Сорокова М. Г., Система М. Монтессори: Теория и практика, 2003г.

4. Сорокова М. Г., «Жизненная практика» и сенсорное воспитание дошкольников по методу М. Монтессори ,1998г.

5. Сорокова М. Г., Монтессори - педагогика: Вопросы теории и методики //Дошкольное воспитание, 1999г., 2000г.

6. Якимова М.Н., Педагогика М. Монтессори в современной системе подготовки и переподготовки работников дошкольного образования, 2000г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Внедрение системы М. Монтессори в дошкольное учреждение