Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 17:08, контрольная работа
В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
- формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
- воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
Введение……………………………………………………………………………3
Ян Амос Коменский………………………………………………………..3
Иоганн Генрих Песталоцци………………………………………………10
Жан-Жак Руссо…………………………………………………………….14
Роберт Оуэн………………………………………………………………..19
Джон Дьюи…………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………………30
Особую роль в нём играют два свойства человеческой натуры: способность воспринимать мир через ощущения и любовь к себе. Органы чувств есть орудия разума; из получаемых с их помощью ощущений складываются образы, простые идеи, которые затем преобразуются в суждения. Ощущения всегда дают неискажённое представление о предметах, поэтому обучение должно быть наглядным. Стремление к личному благополучию - самый мощный источник поступков и побуждений человека, воспитание будет успешным, если оно отвечает подлинным интересам и потребностям индивида.
По мнению Руссо, можно выработать общие принципы, но не единые методы воспитания, т. к. каждый человек обладает неповторимым физическим, психическим складом, требующим от педагога индивидуального подхода. Мужчинам природа отводит активную, ведущую роль в жизни общества, поэтому их воспитанию Руссо придаёт большее значение. Женщин следует воспитывать иначе, ибо они имеют другое предназначение в обществе, наделены противоположными свойствами и наклонностями.
Обучение и воспитание нерасторжимо связывает единая цель: научить ребёнка жизни, вырастить человека самостоятельного, здравомыслящего, доброжелательного к людям, уверенно чувствующего себя в любом положении. В идеале у каждого ребёнка должен быть собственный наставник, являющийся и воспитателем, и учителем. Ему надлежит иметь широкие познания в науках и ремёслах, знать законы "человеческой природы" и индивидуальные особенности воспитанника, владеть секретами педагогического искусства. Общение ребёнка с другими людьми и "цивилизацией" нежелательно.
Для каждого возрастного периода Руссо предусматривает особые задачи и средства воспитания. В младенчестве (до 2 лет) ребёнок подчиняется только инстинктам, его разум ещё не пробудился, он не сознаёт собственного бытия и во всём зависит от помощи других людей. Поскольку физическое развитие предшествует умственному и подготавливает его, необходимо заботиться о здоровье младенца и тренировке органов чувств. Окончательно самосознание формируется после обретения дара речи, однако недопустимо преднамеренно ускорять её развитие.
В возрасте от 2 до 12 лет ребёнок уже сознаёт себя как личность, он относительно самостоятелен, т. к. между его реальными возможностями и природными потребностями устанавливается равновесие. Он способен на переживания, избавляется от конкретного мышления, но ещё не воспринимает отвлечённые понятия. Он физически крепок и может осмысленно познавать мир. Лучше, если ребёнок не получает готовые знания, а учится добывать их сам, путём наблюдений за живой природой и собственного опыта. Наставник обязан не преподавать науки, а искусно и продуманно создавать ситуации, которые, пробуждая в ребёнке желание получить те или иные знания, вынуждали бы его самостоятельно открывать их. Следует постепенно посвящать его в отношения человека с окружающим миром. Особенно важно внушить ему, что быть свободным - значит уступать необходимости.
В 12-15 лет человек вступает в самую благоприятную пору жизни, наиболее подходящую для основательного интеллектуального и трудового воспитания. Его силы развиваются быстрее потребностей, он может больше, чем желает. От запаса знаний, навыков, умений, приобретённых в эти годы, во многом зависит его будущее. Побудительным мотивом к обучению должна служить одна из главных "природных" наклонностей - любознательность. Она пробуждается лишь в том случае, если затрагиваются насущные интересы индивида. Поэтому следует прежде всего изучать предметы, имеющие наибольшую практическую ценность, обучая одновременно их применению. Важны не систематичность образования, не обширность познаний, а умение самостоятельно распоряжаться ими с толком. Вначале любопытство ребёнка вызывают вещи и явления, непосредственно окружающие его, поэтому в первую очередь надо знакомить его с географией, астрономией.
Особое значение Руссо придавал труду, который не только воспитывает добродетель, но и позволяет сохранить независимое положение в обществе. В трудовом воспитании надлежит направлять действия ребёнка, но не лишать его самостоятельности. Даже необходимые инструменты ребёнку следует изобретать и создавать самому, тогда он будет не просто ремесленником, а исследователем, мыслителем.
15-22 года, по Руссо, критический период, воспитанник - уже не дитя, а взрослый человек. Настаёт черёд воспитания здравых чувств: долга, гражданской добродетели, патриотизма, сострадания к людям. Подростка, ранее оберегавшегося от контактов с обществом, надо готовить к соприкосновению со средой, в которой ему предстоит жить. Свойства личности, развитые в нём "природосообразным" воспитанием, позволят ему сохранить внутреннюю свободу, независимость от предрассудков и заблуждений света. Он сведущ в явлениях природных, но плохо разбирается в людях. Ему должна помочь история. Показывая подоплёку человеческих страстей и ошибок, сопоставляя побуждения и поступки великих людей, она учит отличать ложь от искренности. На примерах, почерпнутых из истории и жизнеописаний, воспитываются человеколюбие, альтруизм, гражданская доблесть. Уровень интеллекта, присущий данному возрасту, позволяет индивиду постигать общие философские идеи. Размышления над природой вещей, поиск истоков вселенской гармонии приведут его к открытию идеи Бога и "естественной религии". В отличие от господствующих вероисповеданий, их догматов и обрядности, "естественная религия" индивидуальна, она создаётся каждым человеком самостоятельно, сообразно своему духовному складу и наклонностям. Будучи деистом, Руссо не одобрял грубо материалистических воззрений.
В этом возрасте крайне опасно излишнее развитие воображения, которое может преждевременно вызвать страсти, подобающие более зрелым годам (например, половое влечение). Умение владеть своими желаниями защищает человека от пустых иллюзий, разочарований и горя, вселяет в него душевное спокойствие. Умеряя воображение, развивая разум, можно избавить человека от внутренней раздвоенности. Тот, кто обучен внимать языку собственной природы и рассудка, легко отличит добро от зла, ибо в человеке заложен "божественный инстинкт" - совесть.
К 22-24 годам естественное воспитание завершается, человек начинает самостоятельную жизнь, обзаводится семьёй, и наставнику следует предостеречь воспитанника от неверного выбора.
Изложенная в "Эмиле" и других произведениях Руссо модель естественного воспитания была во многом гипотетической, основанной не на конкретном педагогическом опыте, а на выводах из философской концепции мироздания и общества. По словам Руссо, он стремился дать не практические рекомендации, а изобразить идеал, к которому, по возможности, нужно стремиться. Тем не менее его идеи оказали большое влияние на вождей Французской революции конца 18 в., в годы которой прах Руссо был перенесён в Пантеон, где находился до реставрации Бурбонов. Педагогическая теория Руссо оказала существенное влияние на системы воспитания в конце 18 - начале 19 вв.
4.Роберт Оуэн.
Роберт Оуэн (1771—1858) родился в семье ремесленника и рано начал жить своим трудом. Отличаясь недюжинными способностями, он в двадцать лет стал уже руководить крупным предприятием. Он видел ужасающие условия, в которых находились трудящиеся.
Оуэн понимал, что капитализм несет страдания народным массам, и стал разрабатывать реформаторские планы, которые должны были улучшить положение рабочих. С 1800 года Оуэн встал во главе большой бумагопрядильной фабрики в Ныо-Лэнарке, в Шотландии. Условия труда на этой фабрике были такие же, как и на остальных фабриках того времени: рабочий день продолжался 13—14 часов, заработная плата была ничтожной, жилищные условия ужасны. Культурный и моральный уровень рабочих был низким. На фабрике широко применялся детский труд (многие дети работали уже в возрасте 6—7 лет).
Исходя из положения, что каждый человек является продуктом окружающей его среды, Оуэн решил улучшить условия жизни и труда рабочих. Он сократил рабочий день до 10 1/2 часов, значительно увеличил заработную плату, построил для рабочих новые жилища, организовал для них разумный отдых. Оуэн категорически запретил привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образовательных детских учреждений: школу маленьких детей — от года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для игр; начальную школу для детей от 6 до 10 лет; вечернюю школу для подростков, работающих на производстве. Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения.
Очень заботился Оуэн о школе для маленьких детей. Здесь дети учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию детей в духе коллективизма. Детям подробно разъясняли правила коллективного общения, указывали, что они не должны обижать своих товарищей, а уважать их и оказывать им помощь, когда это необходимо. В этой школе не проводилось систематическое обучение письму и чтению, грамоте детей учили в процессе бесед о природе, об окружающих предметах и явлениях. Много внимания уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям.
При этом Оуэн справедливо полагал, что не следует давать детям учебных книг, которые пронизаны религиозной идеологией. Для воспитания маленьких детей Оуэном были приглашены молодые рабочий и работница с фабрики, хотя и не подготовленные педагогически, но внимательно и ласково обращавшиеся с детьми. В начальной школе учащиеся изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю. Иначе говоря, курс начальной школы был неизмеримо шире, чем во всех других английских начальных школах. Кроме того, Оуэн совершенно исключил из школы обычное для того времени религиозно-догматическое обучение. Он стремился дать детям доступные для их возраста знания, развить их мышление. Все обучение строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы были покрыты рисунками, изображавшими животных и растения; на занятиях использовались различные наглядные пособия.
Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобретали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простейшими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей.
С начала 1816 года Роберт Оуэн создал в Нью-Лэнарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения.
Таким образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводились культурно-просветительные мероприятия.
Вся жизнь в Нью-Лэнарке, как отмечал Ф. Энгельс, решительно изменилась к лучшему. В соединении обучения с производительным трудом, осуществленным Оуэном, К. Маркс видел «зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей».
Деятельность Оуэна в Нью-Лэнарке пользовалась широкой популярностью. «Новый институт» посещали капиталисты и аристократы, государственные и общественные деятели, многие ученые. Оуэн широко пропагандировал свои достижения, стремился придать им всеобщий характер.
В результате долгих усилий Оуэна в 1819 году в Англии был принят первый закон, ограничивавший в известной мере работу женщин и детей на фабриках.
Выступления Оуэна против религии.
Особенностью учебно-воспитательных учреждений Оуэна было отсутствие в них традиционного религиозного обучения. Отрицательное отношение его к религии постепенно нарастало; Оуэн прошел путь от «религии разума» до атеизма. В своей публичной речи в 1817 году он сказал, что религия сделала человека несостоятельным, жалким существом, ханжой и фанатиком. В последующих своих выступлениях он заявлял еще более решительно, что религия превратила мир в громадный сумасшедший дом. Однако для борьбы с этим злом Оуэн наивно предлагал направить коллективную просьбу королю об изгнании религии.
Стремясь к просвещению народа, Оуэн требовал введения всеобщего начального обучения, отстранения духовенства и церкви от влияния на школу и передачи всей системы народного образования в руки государства. Эти демократические требования не реализованы полностью в Англии даже в наши дни.
Оуэн об образовании характера.
В 1813 году Оуэн выпускает свой труд «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера», в котором утверждает, что характер человека определяется независимыми от его воли условиями окружающей среды. Пороки и недостатки людей, их проступки обусловлены той обстановкой, в которой они живут. Человек, говорил он, никогда не создавал свой характер и не может его создать. Оуэн полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой характер. Новая организация общества будет, таким образом, достигнута путем воспитания и просвещения народа. Появятся новые люди, которые мирным путем установят социалистические отношения.