Воспитание гуманного отношения детей к окружающей среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:04, доклад

Описание работы

Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все её аспекты - социальный, предметный компонент природы - оказывают развивающее воздействие. Новая отечественная программа - "Детство", по которой работает наш детский сад - опирается на выработанный за многие десятилетия советской дошкольной педагогикой эталон хороших материальных условий, которые могут обеспечить полноценную в содержательном отношении и разнообразную по форме деятельность детей.

Файлы: 1 файл

Воспитание гуманного отношения детей к окружающей среде.docx

— 19.70 Кб (Скачать файл)

Воспитание  гуманного отношения детей к  окружающей среде

Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все её аспекты - социальный, предметный компонент  природы - оказывают развивающее  воздействие. Новая отечественная  программа - "Детство", по которой  работает наш детский сад - опирается  на выработанный за многие десятилетия  советской дошкольной педагогикой  эталон хороших материальных условий, которые могут обеспечить полноценную  в содержательном отношении и  разнообразную по форме деятельность детей.

После появления "Концепции  воспитания детей дошкольного возраста", провозгласившей новый, личностно - ориентированный взгляд на ребёнка, создаются концепции развивающей среды дошкольного учреждения. Поэтому большое внимание уделила проектированию развивающей среды, в которой дети могут общаться с природой: наслаждаться красотой растений и поведением животных, наблюдать их видоизменения, участвовать в выращивании молодняка, в уходе за всем живым, что живёт и растёт на территории образовательного учреждения.

В связи с тем, что специфическими чертами методики экологического воспитания дошкольников являются: непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, "живое" общение с природой, животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения, переделала зону природы. Теперь в нашей группе объекты природы максимально приближены к детям. Намного удобнее ребятам стало ухаживать за растениями и животными, наблюдать за их жизнью. Самый распространённый объект в детском саду - это аквариум с рыбками. Чтобы создать модель природного водоёма, мини-экосистему, в которой все компоненты (вода, освещение, растения, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие, поменяла аквариум на больший вместимостью 60 литров. Совместно с родителями приобрели компрессор для подачи воздуха, фильтр для очистки воды, лампу для подсветки (чтобы лучше росли водные растения), разные виды рыбок.

Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связано с  содержанием осваиваемых ребёнком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение  и деятельность детей в природе.

Развитие отношения  к природе тесно связано с  особой организацией педагогического  процесса, основанной на нравственно-положительных  переживаниях ребёнка в различных  жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Я стараюсь вызвать у детей сострадание  к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Видовой состав растений выращенный мною совместно с детьми разнообразный: амариллис, аспарагус  Шпренгери, бальзамин (огонёк), бегония  крапчатая, сансевьера (щучий хвост), узамбарская фиалка (разного цвета), кактусы (в круглом аквариуме, чтобы  не поранились дети), молочай, алоэ, фикус, герань и др. Дети с удовольствием  ухаживают за ними: протирают от пыли, опрыскивают, рыхлят, участвуют  в размножении и пересадках. Важны  не количество, а ухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление. Считаю, что комнатные растения - это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых  следует заботиться - их существование  с человеком взаимовыгодно. Многолетней  практикой замечено, что растения хорошо себя чувствуют, развиваются, когда  в группе между детьми и взрослыми складываются благоприятные взаимоотношения, в помещении спокойная обстановка, с растениями общаются - часто подходят и смотрят на них, любуются, говорят им приятные слова. В подготовительной группе провожу с детьми акцию: "Вырастим подарок для мамы к празднику". Большую радость, удовлетворение получают не только дети, но и взрослые.

Кроме постоянных растений и животных, у нас в  группе находятся временные объекты  природы. Например, мини-огород на окне - лук, овёс, петрушка, укроп, салат выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и петрушка - это реальная витаминная добавка  в питание детей. Каждый год сеем комнатные помидоры. Весной выращиваем вместе с детьми рассаду летников (астры, бархатцы, календула) для клумбы на участке.

В конце зимы провожу  опыт по выгонке веток деревьев. Осенью поставили с ребятами опыт по выгонке луковичных цветов (посадили тюльпаны).

Создание стационарной развивающей экологической среды  в дошкольном учреждении - это непрерывный  педагогический процесс, который включает организацию экологических пространств, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых  для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает систематически думать и реально заботится о братьях  наших меньших - растениях и животных, находящихся в одном жизненном  пространстве с детьми. Но методом, я считаю, эта деятельность становится в том лишь случае, если она выполняется  совместно воспитателем и детьми.

Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных провожу косвенно - как  помощь взрослого ребёнку. Формула  старшего дошкольного возраста такая: "Вы делаете сами, а я вам  помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать  всё, что пока у вас не получается". И самое главное, обязательно  отмечу все достижения и самостоятельность  детей, похвалю их за уверенность  и инициативу.

Наблюдению, как важному методу познания природы, придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания. Сущность наблюдения - в чувственном познании природных объектов различными формами восприятия (тактильное, зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое). Содержание наблюдений за растениями и животными складывается из следующих моментов:

  • выделение самого объекта,
  • рассматривание внешних особенностей,
  • наблюдение за способами функционирования отдельных органов или частей тела у животных (разнообразная форма поведения),
  • знакомство с компонентами внешней среды,
  • выявление зависимости состояния живого организма от внешних условий.

Наблюдения провожу  в форме циклов. Это имеет ряд  достоинств:

  • дети лучше запоминают информацию порциями,
  • преобладание визуального источника над словесным,
  • каждый новый цикл расширяет знания об объекте,
  • у детей возникает интерес к наблюдениям.

При наблюдении за сезонными изменениями природы  в старшей группе использую стационарный календарь природы, в подготовительной - попробовала воспользоваться недельной  методикой. Она позволила детям  реально видеть изменения, которые  происходят с живой и неживой  природой в течение года. С опорой на свои зарисовки им проще делать выводы об особенностях каждого месяца и сезона (Приложение №1).

Для того чтобы  знания детей о природе были осознанными, использую несложные опыты. Они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Опыт всегда ставлю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда (Приложение №2). Главным принципом в проведении опыта считаю - опыт не должен нанести вред или ущерб животному или растению. Результаты опытов дети зарисовывают в таблицах .

Один из важнейших  компонентов экологической развивающей  среды - экологическая тропа. Она позволяет дошкольнику наглядно познакомится с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по своему решить их.

Разработала экологическую  тропу - специальный маршрут в  природу. Именно экологическая тропа  позволяет понять общую связь  живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние  друг на друга. Планирование работы на экологической тропе осуществляю  с учётом сезонных изменений и  местных условий, сочетаю ознакомление детей с яркими объектами растительного  и животного мира, сезонными явлениями  и видами труда в природе (Приложение №3). Изготовила паспорт экологической  тропы , серию конспектов "Путешествие  по экологической тропе".

Важной считаю работу по формированию экологической воспитанности  не только у детей, но и у родителей  воспитанников. Привлекаю их к участию  в разных природоохранных мероприятий: ко "Дню птиц" родители изготовили скворечники, на "День земли" поделились семенами цветов для клумбы, совместно  с детьми готовили поделки из природного и бросового материалов к "Осенней  ярмарке". Провела несколько консультаций: "Ребёнок и животные", "Правила  взаимодействия в природе", "Соблюдение правил трудовой деятельности в природе".

В результате совершенствования  развивающей экологической среды  в группе, продуманном знакомстве ребёнка с миром природы , у  детей старшего дошкольного возраста:

  • сформировались экологические представления, знания о ценности природы, правилах поведения в ней;
  • накопился эмоционально позитивный опыт общения с природой ближайшего окружения;
  • появились умения разнообразной деятельности с растениями и животными.

Ведущим личностным достижением детей стало подлинно гуманное отношение к величайшей ценности - Жизни.

Приложения.


Информация о работе Воспитание гуманного отношения детей к окружающей среде