Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:04, доклад
Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все её аспекты - социальный, предметный компонент природы - оказывают развивающее воздействие. Новая отечественная программа - "Детство", по которой работает наш детский сад - опирается на выработанный за многие десятилетия советской дошкольной педагогикой эталон хороших материальных условий, которые могут обеспечить полноценную в содержательном отношении и разнообразную по форме деятельность детей.
Воспитание гуманного отношения детей к окружающей среде
Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все её аспекты - социальный, предметный компонент природы - оказывают развивающее воздействие. Новая отечественная программа - "Детство", по которой работает наш детский сад - опирается на выработанный за многие десятилетия советской дошкольной педагогикой эталон хороших материальных условий, которые могут обеспечить полноценную в содержательном отношении и разнообразную по форме деятельность детей.
После появления "Концепции воспитания детей дошкольного возраста", провозгласившей новый, личностно - ориентированный взгляд на ребёнка, создаются концепции развивающей среды дошкольного учреждения. Поэтому большое внимание уделила проектированию развивающей среды, в которой дети могут общаться с природой: наслаждаться красотой растений и поведением животных, наблюдать их видоизменения, участвовать в выращивании молодняка, в уходе за всем живым, что живёт и растёт на территории образовательного учреждения.
В связи с тем, что специфическими чертами методики экологического воспитания дошкольников являются: непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, "живое" общение с природой, животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения, переделала зону природы. Теперь в нашей группе объекты природы максимально приближены к детям. Намного удобнее ребятам стало ухаживать за растениями и животными, наблюдать за их жизнью. Самый распространённый объект в детском саду - это аквариум с рыбками. Чтобы создать модель природного водоёма, мини-экосистему, в которой все компоненты (вода, освещение, растения, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие, поменяла аквариум на больший вместимостью 60 литров. Совместно с родителями приобрели компрессор для подачи воздуха, фильтр для очистки воды, лампу для подсветки (чтобы лучше росли водные растения), разные виды рыбок.
Отношение к природе
- гуманное, познавательное, эстетическое
- теснейшим образом связано с
содержанием осваиваемых
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребёнка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Я стараюсь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
Видовой состав растений выращенный мною совместно с детьми разнообразный: амариллис, аспарагус Шпренгери, бальзамин (огонёк), бегония крапчатая, сансевьера (щучий хвост), узамбарская фиалка (разного цвета), кактусы (в круглом аквариуме, чтобы не поранились дети), молочай, алоэ, фикус, герань и др. Дети с удовольствием ухаживают за ними: протирают от пыли, опрыскивают, рыхлят, участвуют в размножении и пересадках. Важны не количество, а ухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление. Считаю, что комнатные растения - это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться - их существование с человеком взаимовыгодно. Многолетней практикой замечено, что растения хорошо себя чувствуют, развиваются, когда в группе между детьми и взрослыми складываются благоприятные взаимоотношения, в помещении спокойная обстановка, с растениями общаются - часто подходят и смотрят на них, любуются, говорят им приятные слова. В подготовительной группе провожу с детьми акцию: "Вырастим подарок для мамы к празднику". Большую радость, удовлетворение получают не только дети, но и взрослые.
Кроме постоянных растений и животных, у нас в группе находятся временные объекты природы. Например, мини-огород на окне - лук, овёс, петрушка, укроп, салат выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и петрушка - это реальная витаминная добавка в питание детей. Каждый год сеем комнатные помидоры. Весной выращиваем вместе с детьми рассаду летников (астры, бархатцы, календула) для клумбы на участке.
В конце зимы провожу опыт по выгонке веток деревьев. Осенью поставили с ребятами опыт по выгонке луковичных цветов (посадили тюльпаны).
Создание стационарной
развивающей экологической
Обучение дошкольников
в совместной деятельности по созданию
необходимых условий для
Наблюдению, как важному методу познания природы, придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания. Сущность наблюдения - в чувственном познании природных объектов различными формами восприятия (тактильное, зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое). Содержание наблюдений за растениями и животными складывается из следующих моментов:
Наблюдения провожу в форме циклов. Это имеет ряд достоинств:
При наблюдении за
сезонными изменениями природы
в старшей группе использую стационарный
календарь природы, в подготовительной
- попробовала воспользоваться
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, использую несложные опыты. Они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Опыт всегда ставлю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда (Приложение №2). Главным принципом в проведении опыта считаю - опыт не должен нанести вред или ущерб животному или растению. Результаты опытов дети зарисовывают в таблицах .
Один из важнейших
компонентов экологической
Разработала экологическую
тропу - специальный маршрут в
природу. Именно экологическая тропа
позволяет понять общую связь
живого организма с внешней средой,
наблюдать жизнь живых
Важной считаю работу
по формированию экологической воспитанности
не только у детей, но и у родителей
воспитанников. Привлекаю их к участию
в разных природоохранных мероприятий:
ко "Дню птиц" родители изготовили
скворечники, на "День земли" поделились
семенами цветов для клумбы, совместно
с детьми готовили поделки из природного
и бросового материалов к "Осенней
ярмарке". Провела несколько
В результате совершенствования
развивающей экологической
Ведущим личностным
достижением детей стало
Приложения.
Информация о работе Воспитание гуманного отношения детей к окружающей среде