Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 21:19, лекция
Воспитание является объектом исследования в педагогической науке наряду с обучением и образованием. В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия.
Воспитание
и формирование личности
Воспитание является объектом исследования
в педагогической науке наряду с обучением
и образованием. В педагогической литературе
встречается множество различных определений
этого понятия.
В теории воспитания в подходах к определению
понятия «воспитание» можно выделить
два направления:
В основе первого - взгляд на человека
как на объект педагогического процесса,
т. е. важнейшими факторами развития человека
признаются внешние воздействия, формирующие
личность. Этому направлению соответствуют
следующие определения:
-- воспитание — деятельность, направленная
на развитие личности (её отношений, черт,
качеств, взглядов, убеждений, способов
поведения) и формирование определённых
установок, принципов, ценностных ориентаций
(Ю.К.Бабанский, А.В.Петровский, А.В.Мудрик).
При таком подходе цель воспитания — гармоничное
и всестороннее развитие личности в соответствии
с внешне заданными нормативами. В этом
случае учебно-воспитательный процесс
недостаточно учитывает фактор саморазвития
личности.
Другое направление в педагогике связано
с развитием гуманистических идей, рассматривающих
человека как субъект воспитания.
Белорусские ученые в понятие «воспитание»
вводят структурные элементы: ценности
воспитания, воспитательную среду, воспитательный
процесс.
Ценности воспитания — это значимые для
человека и общества природные, материальные
и нравственно-духовные объекты или явления,
выступающие социокультурными образцами
жизни, на которые сориентированы теории,
технологии и способы социально-педагогической
деятельности.
Воспитательная среда — это такая организация
социальной среды, когда все многообразие
человеческих взаимоотношений и материальных
объектов в осознанной или неосознанной
форме несет в себе воспитательные функции.
Воспитательный процесс — целесообразно
организованный процесс взаимодействия,
направленный на удовлетворение потребностей
его участников.
Культура общества является источником
принципов воспитания, она определяет
его характер, цели и содержание. Воспитание
как элемент национальной культуры имеет
все ее основные признаки, его содержание
детерминировано культурой конкретного
народа и общества. Другим фактором воспитания
является культура каждой отдельной личности,
с которой взаимодействует воспитанник.
Культура общества, каждого участника
учебно-воспитательного процесса создает
ту насыщенную социокультурную среду,
которая питает развивающуюся личность
и создает условия для ее самореализации.
Важнейшим условием для воспитания является
способность человека к саморазвитию.
Потенциальные возможности развития человека
заложены природой. Развитие психических
функций происходит в ходе физиологического
развития под влиянием стихийных социальных
отношений и целенаправленных воздействий,
которые либо стимулируют, либо замедляют
развитие личности в течение всей жизни.
Саморазвитие детерминировано потребностями
и мотивами личности.
Воспитание как педагогическая деятельность
строится на соответствующих закономерностях
и методологических принципах, ставит
адекватную цель.
субъективных факторов.
Цель воспитания — формирование социально,
духовно и морально зрелой творческой
личности, субъекта своей жизнедеятельности.
Социально, духовно и морально зрелая
творческая личность — личность с высоким
уровнем культуры, обладающая творческим
потенциалом, способная к саморазвитию
и саморегуляции, с присущими ей качествами
гражданина, патриота, труженика и семьянина.
Процесс воспитания может быть эффективным
и малоэффективным. Его характер определяется
не только культурой общества и микросреды,
но и субъектами воспитания, включенными
в этот процесс, их целями, мотивами, установками,
уровнем культуры в целом.
Воспитание осуществляется через воспитательный
процесс — целенаправленный процесс взаимодействия:
индивид—индивид, индивид—группа, индивид—коллектив.
Этот процесс организуется и осуществляется
в различных социальных институтах: семье,
воспитательных (детском доме, интернате),
образовательных (школе, гимназии, лицее),
профессионально-технических (колледже,
училище) учреждениях, высших учебных
заведениях, секциях, клубах, музеях, театрах,
детских объединениях и организациях.
Наиболее целенаправленно и эффективно
воспитание осуществляется при специально
организованном взаимодействии субъектов,
направленном на реализацию педагогических
целей, — воспитательном или педагогическом
процессе.
В традиционной педагогике существует
условное разделение учебного и воспитательного
процессов. Это разделение связано с представлением
о ведущей роли обучения в развитии личности.
Традиционная педагогика школу рассматривает,
прежде всего, как «школу обучения». Гуманистическая
педагогика выступает за «школу развития»,
где понятия «педагогический» и «воспитательный»
считаются близкими по значению, часто
употребляется термин «воспитательно-образовательный
процесс».
Таким образом, воспитательный процесс
— это целенаправленный процесс взаимодействия
педагогов и учеников, сущностью которого
является создание условий для самореализации
субъектов этого процесса.
Цель воспитательного процесса — ориентация
школьников на самовоспитание, саморазвитие,
самореализацию.
По своей структуре воспитательный процесс
может рассматриваться как последовательная,
непрерывная смена следующих друг за другом
воспитательных ситуаций, которые являются
основным элементом воспитательного процесса.
Воспитательная (педагогическая) ситуация
— это конкретное состояние педагогической
системы в определенный промежуток времени.
Организация воспитательного процесса
на основе идей гуманистической педагогики
— сложная задача, ибо от педагогов требуется
не только знание этих идей, но и принятие
их как собственных убеждений, на которых
базируется мастерство организации взаимодействия
с воспитанниками.
Важнейший результат воспитания — готовность
и способность человека к самоизменению
(самостроительству, самовоспитанию) и
его воспитанность.
Воспитанность личности определяется
не отдельными качествами, а их совокупностью,
нравственным содержанием и направленностью,
уровнем развития. Воспитанность — это
свойство личности, характеризующееся
совокупностью достаточно сформированных
социально значимых качеств, в обобщенной
форме, отражающих систему отношений человека
к обществу и коллективу, умственному
и физическому труду, к людям, самому себе.
Воспитанность предполагает нравственный
характер отношений, которые отражаются
в присущих воспитанному человеку качествах:
культуру поведения, этикет (соблюдение
правил поведения в регламентированной
форме) и культуру общения. Преобладание
отрицательных черт в поведении определенной
личности позволяет говорить о ее невоспитанности.
В воспитанности проявляются, с одной
стороны, нравственные требования общества,
которые отражаются в его моральном сознании,
в нормах, принципах и идеалах, с другой
— усвоенные каждым отдельным человеком
принципы, направляющие, регулирующие
и контролирующие его действия и поступки.
В процессе самоконтроля и регулирования
поведения и деятельности нормы и принципы
закрепляются и становятся качествами
личности, характеризующими воспитанность.
Признаком становления воспитанности
выступает самостоятельное принятие правильного
поведенческого решения, степень проявления
саморегуляции.
Самостоятельность выражается в умении
ставить перед собой цели и задачи, принимать
решения; делать оправданный, обоснованный
выбор способов деятельности. Тенденция
к осуществлению самостоятельных волевых
поступков на основе усвоенных нравственных
принципов и норм, моральных убеждений
и привычек отражается в саморегуляции.
Таким образом, самостоятельность в организации
деятельности и саморегуляция поведения
рассматриваются как основные признаки
становления воспитанности. Это чрезвычайно
важные признаки и потому, что завершается
борьба мотивов, проявляется поведение
в конкретных обстоятельствах.
Воспитание является действенным, если
оно переходит в самовоспитание. Поэтому
одним из главных показателей эффективности
воспитания личности выступает её потребность
и способность к самовоспитанию. Высокие
требования, которые предъявляет жизнь
к современному специалисту, вынуждают
его постоянно заниматься самовоспитанием.
Самовоспитание — деятельность человека,
направленная на изменение своей личности
в соответствии с сознательно поставленными
целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самовоспитание предполагает определенный
уровень развития личности, ее способности
к ее анализу своих поступков и поступков
других людей.
Предпосылки организации самовоспитания:
- отношение человека к своим потенциальным
возможностям;
- правильность самооценки;
- умение видеть свои недостатки
Самовоспитание предполагает использование
таких приемов:
- самообязательство (добровольное задание
самому себе осознанных целей и задач
самосовершенствования, решение сформировать
у себя те или иные качества);
- самоотчет (ретроспективный взгляд на
пройденный за определенное время путь);
- осмысление собственной деятельности
и поведения (выявление причин успехов
и неудач);
- самоконтроль (систематическая фиксация
своего состояния и поведения с целью
предотвращения нежелательных последствий).
Самовоспитание осуществляется в процессе
самоуправления, которое строится на основе
сформулированных человеком целей, программы
действий, контроля за выполнением программы,
оценки полученных результатов, самокоррекции.
Самоопределение представляет собой сознательный
выбор человеком своего жизненного пути,
целей, ценностей, нравственных норм, профессии,
условий жизни.
К методам самовоспитания относятся:
- самопознание. Самопознание включает:
самонаблюдение, самоанализ, самооценку,
самосравнение.
- самообладание. Опирается на самоубеждение,
самоконтроль, самоприказ, самовнушение,
самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
- самостимулирование. Предполагает: самоутверждение,
самоободрение, самопоощрение, самонаказание,
самоограничение.
Самоанализ, самооценка, самоконтроль,
саморегуляция, самоубеждение являются
основными приемами самовоспитания.
4. Социализация личности
В гуманитарные науки термин «социализация»
пришёл из политэкономии, где его первоначальным
значением было «обобществление» земли,
средств производства и т.п.
наук.
Попутно отметим, что почти до 60 гг. 20 в,
говоря о социализации, почти все учёные
имели ввиду развитие человека в детстве,
отрочестве и юности. Лишь в последние
десятилетия детство перестало быть единственным
фокусом интереса исследователей, а изучение
социализации распространилось на взрослость
и даже старость.
Анализ многочисленных концепций социализации
показывает, что все они так или иначе
тяготеют к одному из 2-х подходов, расходящихся
между собой в понимании роли самого человека
в процессе социализации.
Первый подход предполагает пассивную
позицию человека в процессе социализации,
а саму социализацию рассматривает как
процесс его адаптации к обществу, которое
формирует каждого своего члена в соответствии
с присущей ему культурой. Этот подход
может быть назван субъект-объектным (общество
– субъект воздействия, а человек – его
объект). У истоков этого подхода стояли
французский учёный Эмиль Дюркгейм и американский
– Талкот Парсонс.
Сторонники второго подхода исходят из
того, что человек активно участвует в
процессе социализации и не только адаптируется
к обществу, но и влияет на свои жизненные
обстоятельства и на самого себя. Этот
подход можно определить как субъект-субъектный.
Основоположниками такого подхода можно
считать американцев Чарльза Кули и Джорджа
Герберта Мида.
Основываясь на субъект-субъектом подходе
социализацию можно трактовать как развитие
и самоизменение человека в процессе усвоения
и воспроизводства культуры, что происходит
во взаимодействии человека со стихийными,
относительно направляемыми и целенаправленно
создаваемыми условиями жизни на всех
возрастных этапах.
Сущность социализации состоит в сочетании
приспособления и обособления человека
в условиях конкретного общества.
Приспособление (социальная адаптация)
– процесс и результат встречной активности
субъекта и социальной среды (Ж Пиаже,
Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование
требований и ожиданий социальной среды
по отношению к человеку с его установками
и социальным поведением; согласование
самооценок и притязаний человека с его
возможностями и с реалиями социальной
среды. Таким образом, адаптация – это
процесс и результат становления индивида
социальным существом.
Обособление – процесс автономизации
человека в обществе. Результат этого
процесса – потребность человека иметь
собственные взгляды и наличие таковых
(ценностная автономия), потребность иметь
собственные привязанности (эмоциональная
автономия), потребность самостоятельно
решать лично его касающиеся его вопросы,
способность противостоять тем жизненным
ситуациям, которые мешают его самоизменению,
самоопределению, самореализации, самоутверждению
(поведенческая автономия). Таким образом,
обособление – это процесс и результат
становления человеческой индивидуальности.
Социализация осуществляется с помощью
широкого набора средств, специфичных
для определенного общества, социального
слоя, возраста человека. К ним можно отнести
способы вскармливания младенца и ухода
за ним; методы поощрения и наказания в
семье, в группах сверстников, в учебных
и профессиональных группах; разнообразные
виды и типы отношений в основных сферах
жизнедеятельности человека (общение,
игра, познание, предметно-практическая
и духовно-практическая деятельности,
спорт).
Типы социализации:
- стихийная – стихийное влияние разнонаправленных
обстоятельств жизни;
- относительно направляемая – влияние
со стороны государства;
- относительно социально контролируемая
(воспитание) – целенаправленное создание
условий для развития человека;
- самовоспитание.
В любом обществе социализация человека
имеет особенности на различных этапах.
В самом общем виде этапы социализации
можно соотнести с возрастной периодизацией
жизни человека. Существуют различные
периодизации и рассматриваемая нами
также не является общепринятой. Она весьма
условна, но достаточно удобна с социально-педагогической
точки зрения.
Младенчество (от рождения до 1 года), раннее
детство (1-3), дошкольное детство (3-6), младший
школьный возраст (6-10), младший подростковый
( (10-12), старший подростковый (12-14), ранний
юношеский (15-17), юношеский (18-23), молодость
(23-30), ранняя зрелость (30-40), поздняя зрелость
(40-55), пожилой возраст (55-65), старость (65-70),
долгожительство (свыше 70).
Социализация человека во взаимодействии
с различными факторами и агентами происходит
с помощью ряда механизмов. Существуют
различные подходы к рассмотрению механизмов
социализации. Г. Тард считал основным
механизмов подражание. В.С. Мухина рассматривает
в качестве механизмов социализации идентификацию
и обособление личности, а. А.В. Петровский
– закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации
и интеграции в процессе развития личности.
Обобщая имеющиеся точки зрения, можно
выделить несколько универсальных механизмов
социализации которые можно объединить
в 2 группы: 1) психологические и социально-психологические;
2) социально-педагогические.