Воспитание и развитие личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 16:13, доклад

Описание работы

В педагогике постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности:
биологический - этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения;
социологический - этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы.Однако личность - это целостная система, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.
Развитие личности - это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Файлы: 1 файл

Воспитание и развитие личности ребенка.docx

— 16.97 Кб (Скачать файл)

Воспитание и развитие личности ребенка

1.  В педагогике постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности:

биологический - этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения;

социологический - этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы.Однако личность - это целостная система, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.

Развитие личности - это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Для анализа возникновения и развития личностных черт paздeлим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.

2. Рефлексологическая теория  — естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в.  
Основатель Р. т., Бехтерев, изложил план ее построения в статье Объективная психология и ее предмет (1904).  
Р. т. определяется сначала как объективная психология, позднее — как психорефлексология, потом — как «рефлексология — особая биосоциальная наука.  
Возникнув первоначально в области психологии, Р. т. распространяется и на педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение (рефлексологическая педагогика и ортопедия, генетическая рефлексология, рефлексология масс, рефлексология искусства и творчества и др.).  
Наибольшую популярность Р. т. имела в середине 20-х гг.  
Тaк, в 1927 г. в вузах Украины преподавание психологии было временно заменено преподаванием рефлексологии.  
Следуя за И. М. Сеченовым, Р. т. исходила из положения о том, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях.

Предметом изучения Р. т. являются все рефлексы, протекающие с участием головного мозга.  
По замыслу Бехтерева, Р. т. должна была заменить психологию наукой о личности и проявлющейся во внешнем поведении ее соотносительной деятельности. 

В истории психологии существовало два направления в решении вопроса о движущих силах, источнике развития и становления личности. Эти направления получили название биогенетической и социогенетической концепций развития.

Биогенетическая концепция исходит из того, что развитие личности человека определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер. Согласно этой точке зрения, человек от природы имеет предрасположение не только к некоторым особенностям протекания эмоциональных реакции, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов (предрасположение к преступности у одних, к успехам в административной деятельности у других и т.п.). В человеке якобы от природы запрограммированы не только формы его психической деятельности, но и их содержание, изначально определены этапы психического развития и порядок их возникновения.

Биогенетическая концепция, представляющая личность человека лишенной собственной активности, продуктом действия фатальных биологических факторов, делала и педагога пассивным свидетелем рождения этих роковым образом предопределенных качеств личности. Разрешите ребенку быть эгоистом, позвольте ему лгать, обманывать, пока эти силы не исчерпают себя; яркие эгоистические поступки порождают у ребенка идею его «Я», – призывали биогенетики педагогов, оставляя за последними лишь право знать, какие качества личности должны фатально появиться у ребенка, и обязанность не препятствовать их появлению, а, наоборот, способствовать ему.

«Биогенетический закон» утверждает что онтогенез является сокращенным повторением филогенеза. Сторонники биогенетической теории психического развития утверждают, что психическое развитие индивида, отдельного человека, является повторением психического развития рода и усматривают в этом закон, предопределяющий все этапы психического развития ребенка.Сторонники биогенетической теории ссылались в обоснование своей концепции на биогенетический закон, сформулированный Мюллером и Геккелем применительно к эмбриональному развитию зародыша. Конкретно этот закон означает, что в течение зародышевого развития организм воспроизводит в своем анатомическом строении все основные стадии развития рода. Попытки обосновать биогенетическую концепцию психического развития опираются прежде всего на роль наследственности. Однако, онтогенез никак не является простым повторением филогенеза. Он имеет и свои собственные законы развития.

4. Диагностика развития

В педагогической практике все больше ощущается потребность в оперативной диагностике достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — как нельзя лучше объясняют необходимость диагностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Диагностика (от греч. dia — прозрачный и gnosis — знание) — общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области развития аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к духовному здоровью, а поэтому диагностика в области развития — дело чрезвычайно важное, требующее высокой квалификации и ответственности.

Физическое развитие человека диагностируется сравнительно просто. Для этого во всем мире применяются специально разработанные тесты (нормативы), по которым определяется степень развития как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как человек справляется с предложенными заданиями, делается вывод о достигнутом уровне, конкретных параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с возрастными возможностями. Примером теста физического развития можно назвать хорошо известный комплекс ГТО, в котором содержатся конкретные задания и нормативные показатели для каждой возрастной группы.


Информация о работе Воспитание и развитие личности ребенка