Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социаль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:00, реферат

Описание работы

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром. Однако эти отношения опосредованы взрослыми людьми, семьей, коллективом, обществом. В то же время только анализ содержания развивающейся деятельности ребенка может объяснить ведущую роль воспитания, воздействующего на деятельность ребенка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего развитие его психики и сознания.

Файлы: 1 файл

принципы.docx

— 27.65 Кб (Скачать файл)

 

В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую  роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей  активность, самостоятельность и  инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности  воспитанников.

 

Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания  детей, учить их выполнению тех или  иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. От него зависят  развитие детской самостоятельности  и самовоспитание детей. На определенном возрастном этапе воспитанник в  полной мере начинает проявлять себя как субъект деятельности, в том  числе по совершенствованию себя как личности. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности  школьников является развитие самоуправления.

 

Начиная организацию детской  деятельности со всемерного поощрения и развития инициативы и самодеятельности школьников, необходимо постоянно корректировать стиль отношений с ними в соответствии с их возрастающей самостоятельностью. В то же время следует избегать идеализации сил и возможностей детей, стихийности и самотека. Успех дела здесь решает педагогическое руководство, логика которого с необходимостью приводит к построению и реализации педагогических систем, рождающих творческую активность, инициативу и самодеятельность учащихся. С этой целью во всех сферах деятельности, как в учебной, так и во внеучебной работе, они должны быть по возможности поставлены перед необходимостью делать выбор, принимать самостоятельные решения, активно участвовать в их выполнении. В стремлении к развитию детского самоуправления необходимо ставить увлекательные цели и вызывать потребность в коллективной деятельности; отказаться от чрезмерной регламентации, ненужной опеки, администрирования, подавления инициативы, самостоятельности и творчества; опираться на доверие, разнообразить виды поручений; обеспечивать своевременную смену позиций руководства и подчинения.

 

Важнейший принцип организации  детской деятельности - уважение к  личности ребенка в сочетании  с разумной требовательностью к  нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны  как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А. С. Макаренко: как можно больше требований к  человеку, но вместе с тем и как  можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно  возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного  процесса, задачами всестороннего развития личности. Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная твердая  требовательность обращена одинаково  ко всем учащимся. Это, однако, не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требовательность гибкой, индивидуализированной. Опыт показывает, например, что нецелесообразно использовать требование в жесткой, категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и безответственному. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она не реалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ученика. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.

 

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые плохо учатся, ленятся, пренебрежительно относятся к интересам коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью криков, упреков и нотаций. Но это стремление можно поддержать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

 

Выявляя в ученике положительное  и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает  процесс становления и возвышения личности. Если ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и поведении школьника замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив сверстников.

 

Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и  последовательно раскрывается в  формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической  гипотезой, пусть даже с некоторым  риском ошибиться.

 

Успешная реализация принципов  единства требований и уважения к  личности, опоры на ее сильные стороны  возможна лишь при соблюдении еще  одного принципа - согласованности  требований школы, семьи и общественности. Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность  педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью.

 

Единство и целостность  учебно-воспитательного процесса обеспечиваются тесным взаимодействием всех педагогических систем. Нетрудно себе представить, что  если воспитательные влияния, исходящие  от этих систем, будут не сбалансированы, действовать в различных направлениях, а то и противоположных, школьник приучается рассматривать нормы  и правила поведения как нечто  необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему усмотрению. Трудно достичь, например, успеха в учебно-воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка и организованности, а другие проявляют нетребовательность и либерализм.

 

Условиями осуществления  этого принципа являются следующие: обеспечение системы в предъявлении требований; последовательное усложнение требований; закрепление и совершенствование  ранее предъявлявшихся требований; настойчивость в предъявлении требования.

 

Управление деятельностью  воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Осознание ребенком своего успеха в каком-то одном деле и  ожидание перспектив его развития является могучим источником нравственного  достоинства, моральной стойкости  в преодолении трудностей и в  других делах. Ту сферу деятельности, в которой воспитанник наиболее ярко проявляет себя, надо умело  использовать для его духовного  подъема. Задача педагога - помочь каждому  школьнику наметить личные близкие, средние и далекие перспективы  личностного роста и соотнести  их с перспективами развития коллектива, общества.

 

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников  имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного  действия. Сущность и проявления прямого  педагогического действия (воздействия) очевидны, в то время как параллельное действие наглядно не представлено. Сущность же его в том, что, воздействуя  не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог  искусно превращает его из объекта  в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто  бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной  личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.

 

На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется общественное мнение, которое  выполняет регулирующие функции  в системе коллективных и межличностных  отношений. Сила и авторитет общественного мнения тем выше и влиятельнее, чем больше сплочен и организован ученический коллектив. Он складывается не сам собой, а под руководством учителей и в результате совместных целесообразно организованных коллективных действий.

 

Взаимосвязь принципов воспитания и обучения в педагогическом процессе. Принципы воспитания и обучения тесно  взаимосвязаны между собой, функционируют  как целостная система. Они проявляются  одновременно в любом элементе педагогического  процесса, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов  обеспечивает успешное определение  задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов  и умаление роли других неизбежно  приводят к снижению эффективности  педагогического процесса в целом.

 

При изолированном рядоположенном рассмотрении действия принципов педагогического  процесса не раскрываются его диалектика, взаимодействие и борьба противоположных  сил и тенденций в нем. Принцип  научности всегда выступает в  единстве с требованием доступности  и посильности; принцип сознательности и активности неразрывно связан с  требованием управляющей роли педагога; принцип прочности и действенности  результатов, в свою очередь, предполагает обеспечение сознательности и активности и т.д.


Информация о работе Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социаль