Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:42, реферат
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Введение
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
1.1 Особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Педагогические условия использования культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет в процессе игровой деятельности
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1 Выявление уровня сформированости культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет
2.2 Система мер по воспитанию культурно-гигиенических навыков посредством игровой деятельности
Заключение
Список использованных источников
Формирование
культурно-гигиенических
Таким образом, исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента мы наметили дальнейшую работу по формированию культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы исследования.
2.2
Система мер по воспитанию
культурно-гигиенических
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
В процессе работы нами были применены наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом( не более 5-10 секунд).
Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет являются игры-занятия с куклой. Нами были спланированы и проведены следующие игры: «Кукла Катя проснулась» (Приложение 2), «Кукла Катя обедает» (Приложение 3). Были изготовлены настольно-печатные игры (Приложение 4).
Широко использовали мы в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Когда мы причесываем девочек мы читаем стишок:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
Гигиеническое
воспитание и обучение неразрывно связано
с воспитанием культурного
приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);
учить сервировать стол к чаю;
привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).
Обращать внимание на красоту правильного сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.
Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Воспитание
культурно-гигиенических
Однако
для более успешного
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным
условием формирования гигиенических
навыков у детей, воспитания привычки
к здоровому образу жизни является
высокая санитарная культура персонала
дошкольного учреждения. Где должны
быть созданы необходимые условия
для сохранения здоровья детей, полноценного
физического и гигиенического развития.
Заключение
К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.
Прежде
всего, необходимо вызвать у детей
желание действовать
Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.
Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.
Анализ
теоретических положений и
В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане рациональной организации обстановки в ДОУ переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей 5-6 лет в конкретных условиях детского учреждения.
Исходя
из анализа опытно-
Теоретико-
Воспитание
культурно-гигиенических
Список источников
Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков