Воспитание культурно-гигиенических навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:42, реферат

Описание работы

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
1.1 Особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Педагогические условия использования культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет в процессе игровой деятельности
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1 Выявление уровня сформированости культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет
2.2 Система мер по воспитанию культурно-гигиенических навыков посредством игровой деятельности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая Катя.docx

— 74.98 Кб (Скачать файл)

     Формирование  культурно-гигиенических навыков  должно осуществляться детским садом  в тесном контакте с семьей. В  данной группе отсутствует единая линия  в требованиях, в создании условий, которые совершенно необходимы для  выработки и закреплении у  детей культурно-гигиенических навыков.

     Таким образом, исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента мы наметили дальнейшую работу по формированию культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы исследования.

2.2   Система мер  по воспитанию  культурно-гигиенических навыков  посредством  игровой деятельности

     Для успешного формирования культурно-гигиенических  навыков необходимы следующие условия:

  1. организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
  2. разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
  3. многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;
  4. индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
  5. организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
  6. безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

     В процессе работы нами были применены  наглядные приемы обучения навыкам  – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом( не более 5-10 секунд).

     Существенной  частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей 5-6 лет являются игры-занятия с куклой. Нами были спланированы и проведены следующие игры: «Кукла Катя проснулась» (Приложение 2), «Кукла Катя обедает» (Приложение 3). Были изготовлены настольно-печатные игры (Приложение 4).

     Широко  использовали мы в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

     Для воспитания и привития у детей  хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

     Водичка, водичка,

     Умой  моё личико,

     Чтобы глазоньки блестели,

     Чтобы щечки краснели,

     Чтоб  смеялся роток,

     Чтоб  кусался зубок.

     Формирование  навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью  взрослых их устранять.

     Когда мы причесываем девочек мы читаем стишок:

     Расти, коса, до пояса,

     Не  вырони ни волоса.

     Расти, косынка до пят –

     Все волосыньки в ряд.

     Расти, коса, не путайся –

     Маму, дочку, слушайся.

     Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано  с воспитанием культурного поведения  и имеет следующие задачи:

     приучить  детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;

     уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

     учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);

     познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);

     учить сервировать стол к чаю;

     привлекать  внимание к заданному образцу  правильного общения во время  приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с  набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).

     Обращать  внимание на красоту правильного  сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.

     Детям, которые дежурят по столовой, нужно  не только уметь правильно накрыть  стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с  мылом, привести себя в порядок, причесаться.

     Воспитание  культурно-гигиенических навыков  включает широкий круг задач, и для  их успешного решения рекомендуется  использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с  выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое  напоминание детям о необходимости  соблюдать правила гигиены и  постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

     Однако  для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены  на протяжении периода дошкольного  детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском  саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог  сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков  для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление  о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны  и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с  природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые  игры. Интересны детям и литературные сюжеты "Мойдодыр”, "Федорино горе”  и др. На их основе можно разыгрывать  маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене  прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных  видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно  найти благоприятный момент для  гигиенического воспитания.

     Для закрепления знаний и навыков  личной гигиены желательно давать детям  различные поручения. Навыки детей  быстро становятся прочными, если они  закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям  было интересно, и чтобы они могли  видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и  т.д.).

     Обязательным  условием формирования гигиенических  навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала  дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия  для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести  воспитание культурно-гигиенических  навыков.

     Прежде  всего, необходимо вызвать у детей  желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное  помещение, мебель, соответствующая  возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать  соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать  ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

     Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет  быстро перейти к словесным указаниям  или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить  свои действия, ему гораздо легче  что-то сделать, поэтому в своих  требованиях надо стараться отвлечь  ребенка от ненужного действия и  переключить его на нужное.

     Если  постоянно пользоваться запретом: «Нельзя  брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

     Анализ  теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы. Была прослежена динамика изменения уровня сформированости культурно-гигиенических  навыков в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень сформированости культурно-гигиенических навыков детей был приблизительно одинаков. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Один ребенок достиг высокого уровня, также возросли показатели среднего уровня.

     В процессе работы были замечены такие  изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним  видом, по назначению использовать носовой  платок, без напоминания убирать  за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно  улучшили свое поведение во время  приема пищи. Малыши стали больше проявлять  инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга  или окружающей обстановке. Большинство  ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту  и порядок.

       Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане рациональной организации обстановки в ДОУ переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей 5-6 лет в конкретных условиях детского учреждения.

     Исходя  из анализа опытно-экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, овладение детьми 5-6 лет культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков, подтвердилась.

     Теоретико-методологическую базу исследования составили три  группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике. Ко второй отнесена учебная  литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая  литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой  проблематике.

     Воспитание  культурно-гигиенических навыков  у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  источников

  1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание №11. – 1989. – 17-21с
  2. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. – М: Изд.АСТ. – 1997. – 394с.
  3. Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская. – М: Просвещение. – 1991. – 207с
  4. Богина Т.Л. Режим дня в детском саду / Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова. – М: Просвещение. – 1987. – 95с
  5. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика /Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М: Академия. – 1997. – 240 с
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М: Просвещение. – 1991. – 160 с
  7. Буре Р.С. Воспитатель и дети. / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. – М: Просвещение. – 2001. – 121 с
  8. В детский сад пришла проверка: ваши действия / Под редакцией Савельевой Н.Ю. – Ростов н/Д: Феникс. – 2004. – 672 с
  9. Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г. – М: Просвещение. – 1988. – 256 с
  10. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И. – М: ТЦ Сфера. – 2003. – 132 с
  11. Игуменова Н.В. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование №1. – 2004. – 51-52 с
  12. Ипатова Ю.С. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей.// Дошкольное образование №11. – 2008. – 35-39 с
  13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М: Академия. – 2005. – 467 с
  14. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е.Ю. Конина. – М: Айрис-пресс. – 2007. – 132 с
  15. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам: Учеб пособие./Под редакцией Логиновой В.И. – М: Просвещение. – 1981. – 159 с
  16. Лурри Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Ю.Ф Лурри. – М: Просвещение. – 1991. – 263 с
  17. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В Менджерицкая. – М: Просвещение. – 1979. – 175 с
  18. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. – М: Педагогика. – 1987. – 256 с
  19. Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование №14. – 2004. – 13-17 с
  20. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М: Мозаика-Синтез. – 2007. – 240 с
  21. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М: Просвещение. – 1986. – 141 с
  22. Степаненкова Э.Т. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Э.Т. Степаненкова. – М: Мозаика-Синтез. – 2008. – 96 с
  23. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование №10. – 2008. – 53-59 с
  24. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание №9. – 1988. – 13-17 с
  25. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами / А.Н. Фролова. – К: Рад.шк. – 1987. – 144 с

Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков