Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 17:16, курсовая работа
Целью данной работы является узнать изучение опыта работы вуза по воспитанию у студентов культуры здорового образа жизни.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие конкретные задачи:
1. Раскрыть сущность культуры здорового образа жизни.
2. Рассмотрение плана воспитательной работы Волжского филиала МАДИ (ГТУ), в частности, направления формирования культуры здорового образа жизни и оценка ее эффективности.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания культуры здорового образа жизни
1.1 Понятие «здоровье», его содержание и критерии
1.2 Роль физкультуры в развитии личности
1.3 Составляющие здорового образа жизни
Глава 2 Опыт работы Волжского Филиала МАДИ по формированию у студентов здорового образа жизни
2.1 Цели и задачи воспитательной работы
2.2 Здоровый образ жизни в программе воспитания студентов Волжского филиала МАДИ
2.3 Студенты о культуре здорового образа жизни
Заключение
Список использованной литературы
Основная цель воспитательной работы, это:
- воспитание гражданина новой России – личности высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой, способной к профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения;
- формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
- совершенствование условий для творческой самореализации личности и для проведения досуга студентов во внеурочное время;
- создание полноценной социально – педагогической воспитывающей среды.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи воспитательной деятельности:
- формирование гражданского и патриотического сознания студентов, организация работы совета по патриотическому воспитанию;
- изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультативной помощи;
- сохранение и приумножение культурных ценностей и традиций Филиала, МАДИ(ГТУ), Республики и России в целом;
- проведение научно – просветительских, физкультурно – спортивных и культурно – массовых мероприятий, организация досуга студентов;
- информационное обеспечение студентов, создание студенческой газеты Волжского филиала МАДИ (ГТУ);
- формирование навыков здорового образа жизни , проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение асоциального поведения студентов (профилактика правонарушений, наркомании, ВИЧ – инфекции, СПИД, табакокурения, алкоголизма и т.д.);
- организация и проведение мероприятий среди студенческой молодежи по запрету курения в помещениях и на территории Филиала;
- проведение рейдов боевой студенческой дружины (БСД) совместно со службой безопасности (СБ) Волжского филиала МАДИ (ГТУ) по недопущению воровства и хищения имущества;
- развитие органов студенческого самоуправления, организация обучения студенческого актива;
- развитие института кураторства.
2.2 Здоровый образ жизни в программе воспитания студентов Волжского филиала МАДИ
Воспитание здорового образа жизни в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
Учебные занятия являются основной формой физического воспитания. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания.
Работы по профилактике антисоциальных явлений и формированию здорового образа жизни:
- разработка программы по профилактике табакокурения среди студенческой молодежи;
- организация встреч студентов с представителями правоохранительных органов, УФСН по ЧР и лечебно-профилактических организаций ЧР, экскурсии в наркодиспансер;
- участие студентов в Республиканском месячнике «Молодежь за здоровый образ жизни» (конкурс стенгазет, конференция «Молодежь против наркотиков», встречи с представителями лечебно-профилактических учреждений, экскурсия с студентами в ГУЗ «Наркологический диспансер», спортивные мероприятия среди студенческих групп и факультетов, выставка научно-публицистической литературы)
- проведение лекций на темы: «О вреде алкоголизма», «О профилактике кишечных инфекций», «Оказание первой доврачебной помощи при травмах, ранениях, отравлениях»;
- проведение лекций на темы: «О вредных привычках», «О здоровом образе жизни», «Профилактика венерических заболеваний»;
- проведение межфакультетского фестиваля конкурса «Скажи наркотикам: «НЕТ»;
- выпуск информационного материала (плакаты, бюллетени) о здоровом образе жизни;
- участие в конкурсе плакатов «Твой разумный выбор» совместно с Калининской администрацией г. Чебоксары;
- Организация экскурсий первокурсников в УФ СНК по ЧР.
Организация работы социально-психологической службы:
- разработка программы «Образование и здоровье» по следующим направлениям (диагностическое, коррекционно-профилактическое, консультативное, образовательно-методическое);
- разработка рекомендаций по формированию здорового образа жизни студентов с учетом их индивидуальных склонностей и психофизических особенностей;
- проведение тренингов на повышение психической устойчивости студентов в период сессий;
- разработка методического материала и рекомендаций для выявления лиц, имеющих социальную патологию(злоупотребляющих алкоголем, табакокурением, наркотикам);
Спортивно массовая работа:
- участие во «Всероссийском дне бега-Кросс нации»;
- проведение спартакиады среди учебных групп, факультетов Волжского филиала МАДИ (ГТУ) по различным видам спорта;
- привлечение студентов к участию в универсиаде среди ВУЗов г.Чебоксары;
- участие в традиционной л/а эстафете на призы газеты «Советская Чувашия»;
- участие в открытом чемпионате г.Чебоксары по в/борьбе среди мужчин;
- проведение соревнований по лыжным гонкам среди факультетов;
- участие в чемпионате города Чебоксары по волейболу среди мужских и женских команд;
- участие в соревнованиях по мини-футболу «Футбол-игра народная»;
- участие в чемпионате России СБЛ по баскетболу среди женщин;
- проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в рамках акции «Лыжня зовет»;
- организация спортивно-массовых мероприятий в рамках месячника оборонно- массовой и спортивной работы;
- проведение соревнований среди факультетов по «пейнт болу»;
- спартакиада среди вузов Поволжья по футболу;
- участие студентов Филиала в месячнике по оборонно- массовой работе по плану города и района;
Немаловажную роль в здоровом образе жизни играет патриотическое воспитание, в нашем вузе на такую тематику проводятся следующие мероприятия:
- оформление стенда «Наши традиции»
- организация участия студентов в осенних и весенних экологических субботниках
- организация экскурсии в с. Шоршелы
- участие в месячнике оборонно-массовой работы(встреча с представителями ГВК, в\ч г.Чебоксары и т.д.)
- организация встреч студентов с участниками ВОВ
- участие студентов в возложении цветов к Вечному огню
- организация участия в конкурсе плакатов «Салют Победы»
- встреча с представителями-ветеранами дорожно-транспортного комплекса
- участие в праздничном концерте, посвященном Дню Республики и т. п.[5]
Правильно продуманная система воспитания здорового образа в студенческой жизни будет способствовать как оздоровлению подрастающих поколений, так и комплексному подходу в осуществлении идейно-нравственного, трудового и эстетического воспитания.
2.3 Студенты о культуре здорового образа жизни
Исследование о культуре здорового образа жизни студентов проводилось с группой УП-18,28. Исследование проводилось в виде опроса.
В опрос были включены следующие вопросы:
- По- вашему, что такое здоровый образ жизни?
- Какие мероприятия проводятся в филиале по формированию культуры ЗОЖ?
- Как часто вы участвуете на таких мероприятиях?
- Считаете ли вы их эффективными?
В общем количестве было опрошено 20 студентов. Из которых 15 девушек и 5 юношей. Были получены следующие результаты:
Для всех опрошенных ЗОЖ - это когда человек отказывается от вредных привычек (т.е. не курит, не употребляет алкоголь и т.п.) и активно занимается спортом.
Многие из опрошенных знают, какие мероприятия проводятся в филиале по формированию здорового образа жизни. Ими были перечислены: выпуск стенгазет, плакатов, организация разных спортивных мероприятий (футбол, волейбол, баскетбол, соревнования по армрестлингу, по гиревому спорту, лыжные гонки, веселые старты, кросс нации, лыжня России и т. д.), встречи с представителями правоохранительных органов, Студ Весна, Мисс-МАДИ и т. п.
Многие студенты ответили, что они редко принимают участие в мероприятиях проводимых в вузе, а некоторые ответили, что не могу в них участвовать по состоянию здоровья.
Многие сказали, что мероприятия проводимые в нашем филиале являются эффективными, а некоторые даже считают, что они помогают адаптироваться в институте. И лишь единицы ответили, что мероприятия не эффективны.
По результатам опроса можно сделать следующие выводы, что все мероприятия, которые проводятся в нашем филиале являются эффективными и играют огромную роль в воспитании культуры здорового образа жизни.
Так же все мероприятия, которые проводятся в вузе помогают многим студентам приобщится к студенческой жизни и для многих студенческая жизнь становится яркой и незабываемой.
Заключение
На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха), не ходит пешком, кушает с книгой. А спроси у него: “Что же такое здоровье?” Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас (задавшего этот вопрос) только где-нибудь в кардио - или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет поздно.… И начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше… Но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности? Наверное, нет. Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.
Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что здоровый образ жизни общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь,- не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.
Утверждение здорового образа жизни – важная общегосударственная задача. Всеми силами способствовать ее решению - долг всех людей, каждого жителя нашей страны.
Список использованной литературы
1. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. «Путь к здоровью». Москва.,1987.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985г.
3. Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М, 1990г.
4. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа—вуз». - Барнаул, 2000г. - 48с.
5.План воспитательной работы Волжского филиала МАДИ (ГТУ) на 2009-2010 учебный год.
6. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. 2-е изд. - М., 1994. - 400 с.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью. Особая роль в решении этой задачи отводится системе образования, организации взаимодействия межведомственных учреждений города по организации оздоровительной работы..
Много внимания уделяется физическому воспитанию, системе физкультурно-оздоровительной работы, комплексному подходу, включающему различные компоненты здорового образа жизни.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.
Для успешной реализации задач воспитательно-оздоровительной работы необходимо не только специально организованная деятельность, но и личный пример всех участников воспитания ребенка – педагогов, родителей. Родители и педагоги – это единомышленники, и вопросы оздоровления они решают вместе.
1. Бестужев - Лада И.В. Прогнозирование образа жизни // Проблемы социалистического образа жизни. М.,1997.
2. Брейхман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л.: Наука.1987.
3. Вайнер Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии// Валеология. - 1997. -№4 – С.5-7.
4. Воробьев В.И. Здоровье в твоих руках // Биология в школе. – 1995. - №2. - С. 11-15.
5. Давиденко Д.Н. Основы здорового образа жизни человека //Вестник Балтийской академии. – 1996. – Вып.9. – С.15-23.
6. Дмитриев А. А., Жуковин И. Ю. Некоторые концептуальные положения валеологической работы во вспомогательной школе//Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. - 1999.
7. Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы//Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. - Красноярск: РИО КГПУ, 1999.
8. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996.
9. Иванюшкин А.Я. «Здоровье и болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. - Т.45. - №4. - С.29.
10. Исхаков В.И. Этюды о здоровье: Ибн Сина и его античные предшественники. Ташкент 1987. - С 26-27.
11. Казначеев В.П. Некоторые проблемы хронических заболеваний //Вестн. АМН. СССР. 1975. - № 10. - С.8 - 15.
12. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982.
13. Карепова Т. Г. , Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!» // Психолог в детском саду. -2006. -№3. - с. 52-80.
14. Келле В.Ж. Ковальзон М.Я Теория и история проблемы теории исторического процесса. - М., 1981.
15. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. - СПб.: ДЕАМ, 1998.
16. Крысько В.Г., Саракуева Э.А. Введение в этнопсихологию: Учебно-метод. Пособие для студентов. – М: Институт психологии,1996.. 68.
17. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. – М.:Физкультура и спорт, 1951.
18. Лисицин Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Проблемные лекции. - М.: Медицина, 1992.
19. Лисицин Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М.: Мысль, 1989.
20. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры, 1997, №6, С.26-37.
21. Малая медицинская энциклопедия. Т. 3., м., 1966. - С. 886.
22. Маш Р.Д., Л.М. Сойбельман Л.М. О путях совершенствования преподавания раздела «Человек и его здоровье» // Биология в школе. - 1988. -№1. – С.19.
23. Николаев В.Р. Физкультура как фактор укрепления здоровья // Биология в школе. - 1985. -№5. - С.53.
24. Остроумов А.А. Избранные труды. М., 1950.
25. Пирогов Н.И. Об учреждении гимнастического института. Избранные педагогические сочинения./ Сост. А.Н.Алексюк, Г.Г.Савенок. – М.: Педагогика, 1985.
26. Плетников Ю.К., Шевченко В.Н. Исследования в области исторического материализма // Вопросы философии. - 1981. - № 1. – С. 34.
27. Пономарева И.Н. Общая экология. Книга для учителей и студентов педагогических вузов. Пермь, 1994. – 177с.
28. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васиьевой,В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. ,2005.
29. Тагдиси Д.Г., Мамедов Я.Д. Механизм выздоровления. – М.: Знаний, 1984.
30. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. - М.: Флинта: Наука. 1999. – 248 с.
31. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – М-Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950. – С. 24.
32. Хакунов Н.Х. Физическая культура в системе образования М.: Советский спорт, 1994. – С. 19.
33. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие д/студ. Высш. пед. уч. завед. -2-е изд. -М.: Изд. центр “Академия”, 2004. - 208с.
34. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 245с.
Информация о работе Воспитание культуры здорового образа жизни