Воспитание личности в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:48, доклад

Описание работы

Воспитание личности в Японии очень отличается от традиционного воспитания в России. Те грубые фразы, которые легко услышать на наших детских площадках: "ты плохо себя ведешь", "сейчас я тебя накажу" невозможно представить там. Даже если маленький японский мальчик будет драться с мамой или рисовать фломастером на белой двери магазина никаких строгих наказаний и выговоров не последует. До 5-6 лет ребенку здесь разрешено все. Такие либеральные традиции воспитания совершенно не укладываются в наши представления о том, как надо воспитывать детей.

Файлы: 1 файл

Воспитание личности в Японии.docx

— 16.72 Кб (Скачать файл)

Московский государственный  университет культуры и исскуств

Факультет: социально-культурной деятельности

Кафедра: педагогики и психологии

Дневное обучение (очное)

 

 

 

 

 

Доклад

По дисциплине: теория обучения и воспитания

                                  На тему:  «Воспитание в Японии»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:  студентка 1 курса

 

Группа №03109

 

                                                                      Нестерова Анастасия Александровна

 

                                                                           

                                                                                     Проверил:  Баковкина О.А.

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Воспитание личности в  Японии очень отличается от традиционного  воспитания в России. Те грубые фразы, которые легко услышать на наших  детских площадках: "ты плохо себя ведешь", "сейчас я тебя накажу" невозможно представить там. Даже если маленький японский мальчик будет  драться с мамой или рисовать фломастером на белой двери магазина никаких строгих наказаний и  выговоров не последует. До 5-6 лет  ребенку здесь разрешено все. Такие либеральные традиции воспитания совершенно не укладываются в наши представления о том, как надо воспитывать детей.

 

Основы воспитания в японском обществе терпимое и доброжелательное отношение к маленькому ребенку. При этом при такой вседозволенности в детстве взрослые японские граждане отличаются умением жить интересами коллектива или фирмы и законопослушностью.

 

То, что россияне считают  мелкими правонарушениями: пиво за рулем, конфликт с дракой на празднике, проезд на запрещающий знак или сигнал светофора для японца нарушение правил, совершение которого невозможно. Жить необходимо по правилам. Нарушить правила ("потерять лицо") нельзя. Этому в Японии учат детей с раннего детства, это основы воспитания.

 

На самом деле воспитание личности в японском обществе построено  так, что такой результат –  естественное следствие всех этапов воспитания, которые проходит ребенок  от рождения до 15 лет. В 15 лет, по-мнению японцев, человек становится способным сам отвечать за свои действия и уже может жить самостоятельной жизнью. Как у них это получается?

Система воспитания в Японии.

 

Воспитание личности в  раннем детстве чрезвычайно мягкое, детям обычно ничего не запрещают  и самое строгое наказание  – это услышанное неодобрение  или предостережение матери, если то, что он делает опасно или маме больно. Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям и в общественных местах. И дома, и в саду очень  много времени уделяется усвоению манер, ритуалов, вежливых выражений, которыми богата речь японцев. Еще японские родители могут пригрозить ребенку, что поменяются с соседями, у которых замечательные  дети. Эти традиции воспитания помогают воспитывать послушание с раннего  детства.

 

В Японии принято обращаться по-царски с ребенком до 5-6 лет. Дальнейшее воспитание становится более строгим, к ребенку предъявляются высокие  требования на занятиях и в детском  саду и в школе. А общение с  ребенком, достигшим 15 лет будет  уже как с равным.

Все начинается с семьи.

 

Основы воспитания закладываются  в семье. Традиции воспитания в Японии таковы, что отдавать детей в детский  сад в раннем возрасте не принято. Конечно, есть ясли, которые принимают  детей с года, но родители должны обосновать невозможность воспитывать  ребенка до 3 лет дома. Обычно японские матери работают несколько часов  в день, а отец полностью поглощен жизнью своей фирмы и уделяет  ребенку внимание только на выходных.

 

Среди детских садов Японии выделяются элитные сады при престижных университетах, и попасть туда считается  величайшим счастьем. Родители готовы платить огромные деньги за поступление, а дети проходят сложнейшее тестирование. Дальнейший путь таких детей уже  предопределен, поступление в университет  гарантировано. Но таких садов немного.

 

Обычные детские сады также  предлагают занятия, но основная их задача – научить ребенка быть частью коллектива.

 Воспитание личности  в Японии – это в первую  очередь воспитание коллективистов. Здесь много времени уделяется  хоровому пению, прикладному творчеству, спортивным играм и играм в  группах. Интересные традиции  воспитания, непривычные нам –  полное отсутствие сравнений  и соревнований между детьми. Здесь не выделяют наиболее  способных детей и не поощряют  лидеров. Основные задачи, которые  решает воспитание личности - научиться  работать в группе, жить интересами  коллектива.

 

Основы воспитания выносливости – ежемесячные походы всем детским  садом в интересные места на целый  день. Еще интересная особенность  японских детских садов и школ – это ежегодная смена воспитателя  и учителя и изменение состава  классов и групп. Зачем? Считается, что это позволяет детям лучше  научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми. А также  помогает детям, у которых не сложились  отношения с воспитателями, не чувствовать  себя непринятыми.

 

Самым страшным наказанием для маленького японца является противопоставление го группе. "Если ты будешь делать так, с тобой не будут дружить" –  это самое страшное, для ребенка, которого всю жизнь учили подчиняться  коллективу. Так воспитываются дети, которые, став взрослыми, будут готовы самоотверженно работать на благо корпораций.

Мальчики и девочки.

 

Традиции воспитания мальчиков  и девочек в японском обществе отличаются. Сын – опора семьи. Воспитание личности будущего мужчины  связано с традициями самураев, воспитанием  мужества и умения переносить невзгоды. В Японии считается, что мужчине  нечего делать на кухне, это дело женщин. Зато мальчикам полагается посещать после школы различные кружки и занятия, что не является нужным для девочек.

 

Основы воспитания японских детей – многочисленные традиционные праздники. Среди них и такие, которые можно позаимствовать любой  стране: День физкультуры и День благодарности труду, день мам (аналог 8 марта) и день пап. А еще есть праздник мальчиков и отдельный  День девочек.

 

В день мальчиков изображения  разноцветных карпов поднимаются в  воздух. Почему именно эта рыба ассоциируется  с мальчиками в Японии? Карп способен долго плыть против течения и  это символ готовности будущего мужчины  к преодолению трудностей жизни. Раньше этот день был днем посвящения в самураи. А день девочек несет  иную смысловую нагрузку: в этот день принято делать разноцветные красивые рисовые лепешки, похожие на тортики, украшенные фигурками императорской четы.

Прогресс и воспитание личности.

 

Япония - страна с богатыми традициями, в которой ритуальная сторона играет очень важную роль. С другой стороны всем известно о высочайшего уровня технологиях, которыми славится японская промышленность. Отчасти такой прогресс объясняется нацеленностью японцев на коллективные ценности и интересы. Культивируемое с детства уважительное отношение к труду, принцип "не выделяйся", делают из японцев трудолюбивых, удивительно вежливых и послушных работников.

 

С другой стороны японцы с большим энтузиазмом принимают  идею раннего развития детей и воспитание личности в Японии представляет собой уникальный сплав традиционной основы воспитания и стремления развить в ребенке творчество, характер и мышление как можно раньше. Масару Ибука – японец, создатель организации "Обучение талантов", автор сенсационной книги "После трех уже поздно" считает, что основное воспитание личности происходит до 3 лет. Не все знают, что он - создатель фирмы "Сони". В Японии методики раннего развития имеют большую популярность, и это приносит свои плоды. Сочетание древнейших традиций и современных методик воспитания личности - рецепт успеха Японии.


Информация о работе Воспитание личности в Японии