Воспитание личности заикающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:42, реферат

Описание работы

Заикание существенно отражается на формировании личности. При хронификации этой речевой патологии часто наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.
По мнению В.Н. Мясищева (1960), личность раскрывается как сложная система отношений, она развивается в процессе ее деятельности и общения с другими людьми. Речь наиболее тесным образом связана с личностью человека, так как важнейшим проявлением языка является его коммуникативная функция, чаще всего реализуемая в процессе диалогического взаимодействия. Нарушение общения, которое наблюдается при заикании, меняет условия формирования личности, ее сознание и самосознание.

Файлы: 1 файл

Воспитание личности заикающихся.rtf

— 58.24 Кб (Скачать файл)

Âîñïèòàíèå ëè÷íîñòè çàèêàþùåãîñÿ ïîäðîñòêà îñóùåñòâëÿåòñÿ áëàãîäàðÿ èñïîëüçîâàíèþ ðàçëè÷íûõ âèäîâ ïñèõîòåðàïèè (îáùåé, ÷àñòíîé è ñïåöèàëüíîé) è ïñèõîëîãè÷åñêèõ òðåíèðîâîê.

Êðîìå ýòîãî, êàæäîå ëîãîïåäè÷åñêîå çàíÿòèå äîëæíî áûòü ïðîíèçàíî êàê ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèìè, òàê è ïñèõîëîãè÷åñêèìè âîçäåéñòâèÿìè, íàïðàâëåííûìè íà ïñèõîëîãè÷åñêóþ è ñîöèàëüíóþ àäàïòàöèþ çàèêàþùåãîñÿ.

 ýòîì âîçðàñòå, êðîìå îáùåãî ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ (îêðóæàþùàÿ îáñòàíîâêà), îñîáîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò ðàöèîíàëüíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ, êàê îäèí èç âèäîâ ÷àñòíîé ïñèõîòåðàïèè. Ýòîò âèä ïñèõîòåðàïèè ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ êàê êîëëåêòèâíî, òàê è èíäèâèäóàëüíî.

Ðàöèîíàëüíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ ñîñòîèò â ðàçúÿñíåíèè çàèêàþùåìóñÿ ñóùíîñòè åãî ðå÷åâîé ïàòîëîãèè, âîñïèòàíèè óáåæäåííîñòè â âîçìîæíîñòè èçáàâëåíèÿ îò ñóäîðîæíûõ çàïèíîê. Ýòîò âèä ïñèõîòåðàïèè ïðîâîäèòñÿ â âèäå áåñåä, â êîòîðûõ ïîä÷åðêèâàåòñÿ çíà÷åíèå ñîáëþäåíèÿ îçäîðîâèòåëüíîãî ðåæèìà, íåîáõîäèìîñòè ñîáëþäåíèÿ ïðàâèë "ðå÷åâîãî" ïîâåäåíèÿ. Ìåòîäàìè ðàöèîíàëüíîé ïñèõîòåðàïèè ó ïîäðîñòêîâ âîñïèòûâàþòñÿ òàêèå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè, êàê íàñòîé÷èâîñòü, òåðïåíèå, âûäåðæêà, óìåíèå ïðåîäîëåâàòü òðóäíîñòè â æèçíè. Öåëüþ ýòèõ áåñåä, â êîíå÷íîì ñ÷åòå, ÿâëÿåòñÿ èçìåíåíèå îòíîøåíèÿ ê çàèêàíèþ. Íåîáõîäèìî äîáèâàòüñÿ òîãî, ÷òîáû ðå÷åâîé äåôåêò â ñîçíàíèè ïîäðîñòêà íå áûë áû ïðåïÿòñòâèåì, òîðìîçÿùèì ðåàëèçàöèþ æèçíåííûõ ïëàíîâ. (Ïîäðîáíåå î ìåòîäàõ âîñïèòàíèÿ è ïåðåâîñïèòàíèÿ ëè÷íîñòè çàèêàþùèõñÿ ïîäðîñòêîâ ñì. "Çàèêàíèå ó ïîäðîñòêîâ", ñîñò. Ì.È. Áóÿíîâ, 1989.)

Ó âçðîñëûõ çàèêàþùèõñÿ ïðîöåññ âîñïèòàíèÿ ëè÷íîñòè ñâÿçàí ãëàâíûì îáðàçîì ñ ïåðåñòðîéêîé íàðóøåííûõ îòíîøåíèé ëè÷íîñòè. Ìíîãîïëàíîâîñòü êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé çàèêàíèÿ ó âçðîñëûõ ïðîÿâëÿåòñÿ â èçìåíåíèè ïðîöåññà îáùåíèÿ â ðÿäå åãî çâåíüåâ. Ïðåæäå âñåãî, ýòî èçìåíåíèå ýìîöèîíàëüíîãî îòíîøåíèÿ ê îáùåíèþ (ëîãîôîáèÿ); íåàäåêâàòíàÿ îöåíêà êîììóíèêàòèâíîé ñèòóàöèè è ñåáÿ êàê ñóáúåêòà îáùåíèÿ, èçáåãàíèå ðÿäà ðå÷åâûõ ñèòóàöèé, ñóæåíèå êðóãà ðå÷åâûõ êîíòàêòîâ.

 ñâÿçè ñ ýòèì íàðÿäó ñ ëîãîïåäè÷åñêîé êîððåêöèåé ñóùåñòâåííóþ ðîëü â ðåàáèëèòàöèîííîì ïðîöåññå ïðèîáðåòàåò ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîå è ïñèõîëîãè÷åñêîå âîçäåéñòâèå íà ëè÷íîñòü çàèêàþùèõñÿ. Ýòî ñïîñîáñòâóåò âîññòàíîâëåíèþ ëè÷íîñòíîãî è ñîöèàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ çàèêàþùåãîñÿ. Ïîìèìî îáùåé è ðàöèîíàëüíîé ïñèõîòåðàïèè, ó âçðîñëûõ çàèêàþùèõñÿ øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ ñïåöèàëèçèðîâàííàÿ àóòîãåííàÿ òðåíèðîâêà è ãèïíîòåðàïèÿ.

Ìåòîäû ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîãî è ïñèõîëîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ íà âçðîñëûõ çàèêàþùèõñÿ ïîäðîáíî îïèñàíû â ðàáîòàõ Â.Ì. Øêëîâñêîãî, 1994; Ë.3. Àðóòþíÿí, 1994; Ë. Ì. Êðîëÿ, Å.À. Ìèõàéëîâîé, 1985, Î.Í. Ðîìàíåíêî,1995 è äð.


Информация о работе Воспитание личности заикающихся