Воспитание нового поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 17:41, реферат

Описание работы

Воспитание нового поколения представляет собой отдельную, особо сложную проблему, которая становится национальным делом. Сегодня подростка нужно защитить от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, научить достойно жить в меняющемся социуме, создавая «островки безопасности» в различных объединениях и проектировать дружественную социальную среду. С другой стороны, молодого человека надо ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций. Объединить эти два важнейших направления в единую концептуальную задачу – основная обязанность классного руководителя.

Файлы: 1 файл

Воспитание нового поколения представляет собой отдельную.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Воспитание нового поколения представляет собой отдельную, особо сложную проблему, которая становится национальным делом. Сегодня подростка нужно защитить от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, научить достойно жить в меняющемся социуме, создавая «островки безопасности» в различных объединениях и проектировать дружественную социальную среду. С другой стороны, молодого человека надо ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций. Объединить эти два важнейших направления в единую концептуальную задачу – основная обязанность классного руководителя.

Процесс воспитания в нашем коллективе  осуществляется в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников (детей, родителей, педагогов, представителей общественных объединений и организаций) на разных уровнях: класс – школа – семья – микрорайон – город – регион. 
А каким должен быть современный классный руководитель? 
 Какова его роль в современном воспитательном процессе?

Этот вопрос волнует, наверно, каждого из нас. Ведь деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе образовательного учреждения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением государство, общество, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

В МОУ СОШ №29 42 классных руководителя. Это педагоги с большим стажем работы, имеющие в большинстве своём высшую и первую квалификационную категорию, это педагоги, которые в достаточной степени владеют технологией формирования классного коллектива, непосредственно в  текущем учебном году данное направление деятельности осуществлялось через реализацию комплексной целевой программы «Мой самый классный класс!». На ней я остановлюсь позднее. Возможно, кто-то смог ознакомится во время электронной презентации в фойе.

В нашем коллективе сложилась определённая система методической и психолого-педагогической поддержки института классного руководства. Очень важно постоянно наращивать, обогащать свой воспитательный потенциал. Мы стараемся рассматривать на семинарах, заседаниях методического объединения самые насущные вопросы, то новое, чем должны владеть сами  и чему должны научить своих воспитанников. Это педагогический совет «Духовное и нравственное воспитание школьников», что очень актуально. Семинары: «Культура учителя», «Социальное проектирование в воспитательном процессе школы» Это психолого-педагогические семинары с психологом  по теме «Учитель – ученик» и «Педагогическая ситуация».

Но сколько бы мы не читали, не учились, главное не забывать о мнении детей. Ведь классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом.  

Как  роль классного руководителя оценивают сами дети? 
Исследования по данному вопросу проводятся ежегодно в каждой школе, так как в результате мы получаем оценку воспитательного потенциала классного руководителя от учащихся и на  её основе мы работаем над своим профессиональным ростом.

  • Диагностика воспитанности учащихся (Н.П. Капустин)
  • Изучение эффективности воспитательных средств.
  • Методика межличностного взаимодействия педагога и воспитанника (Л.В.Байбородова).
  • Методика изучения удовлетворенности родителей работой  образовательного учреждения (Е.Н.Степанов).
  • Классный руководитель глазами воспитанника.
  • Методика определения уровня  развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И. Рожков)

 

   
Одна из самых эффективных диагностик «Классный руководитель глазами воспитанника». Нами было предложено оценить 3 позиции: отношения с группой, организация дел  в группе и обобщающая характеристика.

Отвечая на первый вопрос большинство ребят, отмечают, что Важным качеством является умение не довести ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку. Приоритетными для настоящего классного руководителя являются принятие каждого ребенка, уважение его как личности.

На второй вопрос самая широкая палитра ответов: от него мы узнаем много нового, с ним посещаем театры, музеи, стадионы; классный руководитель помогает при решении проблем в классе; заступается за нас; является хорошим примером в жизни и т.д.

Из высказываний учащихся полученных на третий вопрос видно, что они придают большое значение личностным качествам классного руководителя. У каждого ребенка есть свое мнение на этот счет. Одни считают, что это надежный, искренний, честный, порядочный. Другие – модный, аккуратный,  терпеливый, скромный, не слишком молодой и не слишком старый.

Но вместе с тем важны и профессиональные  качества: образованность, общий кругозор, эрудиция.

Воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает и благодарности окружающих.

Сегодня работать очень сложно. Перед каждым педагогическим коллективом стоит вопрос: как спланировать работу, как сбалансировать работу всех участников образовательного процесса.

В нашей школе уже есть  положительный опыт работы.

Для реализации в полном объеме  воспитательных задач, поставленных на 2010-2011 учебный год была  разработана и утверждена на методическом совете  комплексная целевая Программа  "Мой самый классный класс". Эта программа направлена  на развитие коммуникативно-организаторских, интеллектуальных  и творческих способностей, повышение социальной значимости и престижа активного образа жизни детей и подростков, формирование культуры межличностного общения. 
Программа была рассчитана на учебный год и на 3 возрастные группы: младшие школьники, среднее звено и старшеклассники.

Программа включала в себя 4 этапа:

1 этап: «Мой класс самый дружный» направлен на развитие коммуникативных умений и навыков, сплочения коллектива, формирования мотивации коллективно-творческой деятельности. (фотокросс: «Моя Родина – Марий Эл», «Мы за здоровый образ жизни» и «Самый уютный уголок нашей школы», фестиваль компьютерных презентаций «В гостях у класса»)

2 этап: « Мой класс самый творческий» направлен на выявление творческих способностей обучающихся. (фестиваль агитбригад «Здоровое поколение – будущее России»  и Новогодние спектакли малышей)

3 этап: «Мой класс самый интеллектуальный» направлен на развитие и выявление интеллектуальных способностей, и вовлечение в социально-значимую деятельность. ( интеллектуальные бои и ярмарка социальных проектов «Учимся делать добро», направленная на улучшение благосостояния школы)

4 этап: «Мой самый здоровый и спортивный  класс» направлен на формирование здорового образа жизни  и вовлечение обучающихся  к занятиям физической культуре и спортом, участие в экологических акциях.

5 этап. Перед  проведением итогового праздника оценивается успеваемость обучащихся и их активность в различных школьных мероприятиях по следующим критериям:

  • «Успехи класса в учебе» - процент качества знаний;
  • «Активность класса» - подготовка школьных мероприятий и участие в них
  • «Дисциплинированность класса» - опоздания, пропуски уроков без уважительных причин, внешний вид, поведение на уроках и переменах, дежурство по школе и столовой;
  • «Спортивные достижения» - количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях, участие в общешкольных и городских соревнованиях;
  • «Трудовые дела» - санитарное состояние классного кабинета, порядок на прикрепленной территории школьного участка.
  • «Интересная жизнь класса» - внутриклассные мероприятия, праздники, участие в них родителей, специалистов города.

В течение всего учебного года  отслеживалась работа обучащихся с классным уголком, где отражалась деятельность органов самоуправления классных коллективов. Каждый классный коллектив в апреле 2011года сдал краткую информацию о проведённых классных  и общешкольных мероприятиях  «Летопись класса» (описание, фотографии и т.д.  в виде портфолио).

На итоговом празднике «Учителями славится Россия, ученики приносят славу её» были определены победители. Младшие школьники награждены бесплатной экскурсией в музей города, средние и старшие экскурсией по городу.

Работая по данной программе, мы старались всю деятельность обучающихся  включить в одну цепочку:

Сегодня ты — член творческой группы, к твоему мнению прислушиваются и уважают, ты выполняешь задания, которые нужны всем, без тебя не состоится презентация, на тебя надеются, тебе доверяют, ты не подведешь. 
Ты — ученик класса, в котором есть законы и традиции, которые ты соблюдаешь и развиваешь. 
Ты — ученик школы, ты много знаешь о школе, тебе не безразлична ее судьба 
Ты — учишься в микрорайоне Собатхей, житель города Йошкар - Олы, во время субботника ты преображаешь город, следишь за порядком вокруг своего дома, гордишься своими земляками. 
И, наконец, ты — гражданин России, великой страны. 
Такая цепочка, по моему мнению, способствует осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества.

Словом, главная задача воспитания и воспитателя – «формировать» не ум, не мышцы и физические умения, не чувства, не волю, не коммуникабельность, а мотивы и мотивационную сферу личности ребенка, т.е. его желания, стремления, потребность быть социальным, человечным, нравственным, которые подкреплены умом и чувством, волей и привычкой.

Конечно, ни одно мероприятие не обошлось без сотрудничества с семьёй. Родители становятся непосредственными участниками воспитательного процесса в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. Примером может служит деятельность родителей 3-го класса. Под руководством родителей дети участвуют в театральных постановках и выступают на уровне города, республики, региона.  Школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия становятся местом семейного отдыха.

Я считаю, что современный классный руководитель должен идти не рядом со своими учениками, а вместе с ними. Быть участником,  а не наблюдателем и контролером. Только совместно поддерживая и помогая друг другу: дети, родители и мы педагоги сможем решить любую сложную ситуацию. 
Для «Нашей Новой Школы» требуется новый учитель: энергичный, творческий,  инициативный, способный чувствовать движение души ребенка и чутко на них реагировать.  
Пытливыми и дерзкими глазами 
Ребенок наблюдает нашу жизнь 
Он в мир пришел, остался вместе с нами 
Его учить, воспитывать взялись… 
И вот растут, и слепнут наши дети 
Не видя ни чудес, ни красоту 
И поколенья сгинут на планете 
Убив живое и забыв про чистоту 
Ну, что же, таково наше сознанье 
Лишь нам решать, меняться или нет 
Нет смысла ни в любви, ни в покаянье 
Есть действие и где-то в нем ответ...

 


Информация о работе Воспитание нового поколения