Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 20:55, реферат

Описание работы

В ходе исследования были поставлены задачи:
Изучить теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
Рассмотреть формы взаимодействия ДОУ с родителями, в том числе в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Разработать педагогический проект системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретическое исследование проблемы воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города
1.1 Исследование теории вопроса воспитания нравственно-патриотических чувств у детей
1.2 Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
1.3 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Глава II. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
2.1 Методология и принципы построения работы
2.2 Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Воспитание нравственно.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники [13].

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

 

Глава II. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

 

2.1Методология  и принципы построения работы

 

Методология ознакомления дошкольников с родным краем базируется на конкретных научных подходах.

Системный подход – важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии – представлен на разных уровнях:

Окружающий мир – как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром;

Усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного ландшафта (системообразующий фактор – деятельность человека);

Усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.

Культурологический подход – подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. В связи с этим были определены функции образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного «педагогического фильтра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информации, с другой – хранителя культуры, способного транслитировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.

В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае условно также было разделено на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города), олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе [10].

Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В соответствии с этим был определен один из основных критериев отбора знаний исторического характера для дошкольников, образно названный «принцип айсберга». Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое. Исходя из этого мы посчитали важным познакомить детей с историей возникновения Калининского района., биографиями замечательных людей, прославивших наш район, в честь которых были воздвигнуты памятники (………).

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены конкретные принципы.

Энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.).

Уникальность места – как выразитель краеведческого подхода в социокультурном аспекте. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.

Интеграция знаний (Н.Ф.Виноградова) – установление соотношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира [4]. Единство содержания и методов.

Динамика преемственности связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

Комплексность – содержание концентрируется в темах-комплексах «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности района, города», «История Санкт-Петербурга» и т.д.

 

2.2 Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

 

Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

 

Цель

Форма взаимодействия

Сентябрь, «Моя семья»

Средняя группа

1.Знакомить дошкольников  с терминами и отношениями  родства.

2. Воспитывать у ребенка  любви и привязанности к своей  семье.

Совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представленной родословной, привычками и семейными традициями

Старшие группы

1. Знакомить детей с  понятием «родословная», учить детей  принципам составления восходящей родословной («от себя».

2.Воспитывать интерес  к своим корням, родословной.

Совместное с родителями составление восходящей родословной, презентация ее на групповом собрании

Октябрь, «Мой город»

Средняя группа

1.Продолжать знакомство  детей с родным городом, закрепить знание домашнего адреса и адреса детского сада.

2.Воспитывать интерес  к родному району.

Совместное с родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад.

Старшие группы

1.Продолжать знакомить с районом, где находится детский сад, его особенности и достопримечательности.

2. Познакомить с историей  возникновения Калининского района.

3.Воспитывать уважение  к труду взрослых по благоустройству  района.

Работа с картой города, выделение на карте родного района, сада, домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы.

Совместный выход на работу по благоустройству родного района, сада, двора.

Ноябрь, «Природные и культурные объекты города»

Средняя группа

1.Познакомить детей с  особенностями расположения города, расширить представление о значении  рек и мостов в жизни города.

2.Прививать интерес к  профессиям, связанным с водным транспортом.

Продолжать работу с макетом: обозначить реки, мосты.

Экскурсия с родителями по реке на экскурсионном водном транспорте.

Подготовить фоторепортаж с отчетом об экскурсии для показа на родительском собрании группы.

Старшие группы

1. Познакомить с памятником, площадью, историей возникновения и названия площади.

2. Познакомить с биографией  знаменитости района.

3. Уточнить знания о  том, как в городе увековечена  память о тех, кто его прославил.

Продолжать работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь с историей которых познакомились.

Экскурсии к памятнику.

Подготовить презентацию с отчетом об экскурсии с материалами об истории возникновения памятника, площади для показа на родительском собрании группы.

Декабрь, «Транспорт, промышленность нашего города»

Средняя группа

1. Углубить представления  детей о транспорте города, научить  классифицировать транспорт по  назначению, среде передвижения (наземный, водный, воздушный).

2. Познакомить детей с  транспортом на маршруте от  дома к детскому саду.

С помощью родителей сделать интерактивную презентацию «Маршрут от дома к детскому саду».

Старшие группы

1. Познакомить с промышленностью  города (тяжелой, пищевой).

2. Научить дифференцировать  продукцию предприятия (тяжелой, легкой, пищевой промышленности).

3.Развивать интерес к  труду взрослых, связанному с  промышленным производством.

Продолжать работу с картой: при помощи моделей обозначить предприятия тяжелой и пищевой, легкой промышленности, расположенные в районе, либо на которых работают родители.

Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях.

Январь, «Архитектура нашего города»

Средняя группа

1. Научить дифференцировать  здания по назначению (детские  сады, школы, магазины, больницы, театры  и т.д.).

2. Познакомить с разными формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и спорта и т.д.).

3. Научить взаимосвязи  между назначением здания и  его архитектурой.

Подготовить репортаж с воскресной прогулки с видами разных домов, особняков, кинотеатров и т.д. родного района.

Старшие группы

1.Закрепить представления  детей об архитектуре современных  зданий.

2.Познакомить с главным  памятником архитектуры района.

3.Воспитывать интерес  и уважение к труду людей  строительных профессий.

Групповая экскурсия с родителями к памятнику, фоторепортаж с экскурсии.

Февраль, «Воинская слава России»

Средняя группа

1. Познакомить детей с  памятником защитникам Отечества  района.

2. Сформировать представление  об армии (о родах войск, о службе  в мирное время).

3. Познакомить с российским  флагом.

4.Воспитывать уважение  к защитникам Отечества и гордость  за страну.

Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ.

Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Старшие группы

1.Закрепить представления  детей об особенностях службы  солдат в мирное время.

2.Познакомить с памятниками  защитникам Отечества.

3.Познакомить с историей  российского флага.

4. Воспитывать уважение  к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги  соотечественников.

Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ.

Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Март, «Народные промыслы»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство  детей с народными промыслами  России.

2. Научить различать их  и сравнивать.

3. Воспитывать интерес  к народным промыслам родного  края.

Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов.

Старшие группы

1. Закрепить знания детей  о народных промыслах.

2.Познакомить с историей  возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес.

 

Апрель, «Природа родного края»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство  детей с природой ближайшего  окружения.

2. Научить различать реки  и озера в разные времена  года; знакомить с правилами поведения  на воде.

3.Научить понимать и  ценить красоту природы родного  края.

С помощью родителей подготовить и провести беседу-презентацию по обучению детей правилам поведения на воде.

Старшие группы

1.Продолжать знакомство  детей с местом отдыха –  парковой зоной, с особенностями  ландшафта.

2.Расширить и уточнить  представления детей о водных  просторах города, о водном транспорте, научить сравнивать реки, озера, моря.

3.Воспитывать чувство  уважения к труду людей, которые  заботятся о красоте мест отдыха  в городе.

4.Дать представление о  неповторимой красоте просторов  родного города.

Экскурсия по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.

 

Оформление газеты «Природа родного края» с материалами по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, фотографиями с экскурсии.

Май, «Достопримечательности нашего города»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с достопримечательностями города, района.

2. Познакомить с гербом  города Санкт-Петербурга.

3. Развивать чувство любви  к родному городу.

Экскурсия по достопримечательностям района, фоторепортаж с экскурсии

Старшие группы

1.Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны в Калининском районе.

2.Познакомить с историей  государственного герба России.

3.Дать знания о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину в годы Великой  Отечественной войны.

Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны в Калининском районе.

Семейная викторина « Памятники нашего города».


 

Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса патриотического воспитания проводится в начале работы, в середине года и по окончании учебного года. Естественно, что для сопоставимости диагностических показателей их набор должен оставаться в течение эксперимента неизменным. Методика обработки и интерпретации результатов на протяжении всего периода исследовательской работы тоже не должна меняться.

В экспериментальной программе патриотического воспитания детей дошкольного возраста Пименовой Л.В. даны показатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессе соответствующей педагогической диагностики. С этой целью используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности. Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство причастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.

 

Заключение

 

В соответствии с задачами исследования были изучены теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Было выяснено, что единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует, но большинство современных педагогов тактируют это понятие как систематическое воздействие, процесс, направленный на приобщение детей к ценностям конкретного общества, формирование у них моральных качеств, убежденности в значимости нравственных норм. Нравственно-патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам.

Работа по тому направлению ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.

Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.

Предложенная программа взаимодействия работы специалистов ДОУ и родителей, направлена на воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Основные принципы построения программы:

Энциклопедичность;

Уникальность места;

Интеграции знаний;

Единства содержания и методов;

Динамика преемственности связей;

Комплексности.

Содержание программы концентрируется в темах-комплексах «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности района, города», «История Санкт-Петербурга» и т.д., содержит разнообразие форм взаимодействия с родителями (от прямого непосредственного, до косвенного участия родителей).

 

Список литературы

 

Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92

Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985

Информация о работе Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста