Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 05:50, курсовая работа
Цель исследования: изучить условия патриотического и нравственного воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса. Задачи исследования: 1)изучить и проанализировать теоретические основы патриотического и гражданского воспитания в России; 2)определить специфику работы по патриотическому и гражданскому воспитанию с учащимися профессиональных училищ;
Процесс гражданского воспитания, прежде всего, должен в себя включать создание таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувство любви к Родине, восхищение ее героической историей, мужественностью и храбростью патриотов. Богатый материал по этим вопросам содержит программа по истории. Большое эмоциональное влияние оказывают литературные произведения. Реально переживать чувство привязанности к родной земле помогает краеведческая работа, походы и паломнические поездки к святым местам.
Чувство любви к Родине должно быть обязательно осмыслено подростками. Этому способствует создание ситуаций для его проявления в различных видах деятельности и поведения. Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно — художественные концерты, организация поисковой работы и т. п. Важно, чтобы эта работа проводилась не абстрактно, а способствовала осознанию учащимися таких конкретных патриотических проявлений и качеств личности, как преданность Родине, отвага, мужество, храбрость, подвиг, честь, достоинство и т. д.
Вместе с тем необходимо, чтобы у учащихся развивалось и такое чувство, как привязанность к родным местам. Способствовать этому может создание педагогами ситуаций, сопровождающихся яркими эмоционально — чувственными переживаниями.
Необходимо формирование у учащихся и способности к волевым проявлениям в области патриотизма. Основным средством здесь должно стать умелое включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения: уход за памятниками воинам, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование юбилейных дат, связи с воинскими частями и т. п.
Военно-патриотическое воспитание - сложное, многостороннее явление, имеющее свою специфику и своеобразие различных форм внеклассной работы. Формы работы должны отвечать следующим общим требованиям:
• во-первых, быть значимыми, впечатляющими, способными вовлечь в деятельность весь коллектив учащихся;
• во-вторых, согласованными со всеми звеньями системы воспитания;
• в-третьих, насыщенными глубоким патриотическим содержанием;
• в-четвертых, способствовать развитию интересов и потребностей учащихся, проявляющихся в патриотической деятельности;
• в-пятых, располагать возможностями для постоянного усложнения этой деятельности.
Содержание патриотизма включает в себя:
• чувство преданности к тем местам, где человек родился;
• уважительное отношение к родному языку;
• заботу об интересах Родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
• гордость за ее социальные и культурные достижения;
• отстаивание ее свободы и независимости;
• уважительное отношение к ее историческому прошлому.
Военно-патриотическое воспитание учащихся происходит в процессе обучения образовательным предметам, во время занятий в военно-спортивных кружках, секциях, студиях, учреждениях дополнительного образования, которые учащиеся посещают по своему личному выбору.
Проявления русского патриотизма уникально, имеет глубокие исторические корни. Опытные педагоги воспитывают патриотические чувства учащихся, используя примеры воинского и трудового героизма земляков. Источниками краеведческого материала является непосредственное общения ребят с людьми, которые отстаивали Родину и сами совершали ратные подвиги; приглашение ветеранов войны на уроки живой истории; встречи с воинами интернационалистами; участниками боевых действий и др.
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик- это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
1.3. Основные проблемы воспитания нравственности и патриотизма современной молодежи России
За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям».
Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество.
Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.
Идея патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов [1, с. 10].
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [8, т. 2, с. 160].
И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла» [4, с. 218].
В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3, т. 3, с. 24]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [5, с. 185].
Патриотизм – это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.
Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.
А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души [1, с. 48-49]. Отсюда, по мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм – составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [1, с. 10].
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [9].
Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Основными функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества» [1, с. 46-47].
Принципы патриотизма - одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности.
Информация о работе Воспитание нравственности и патриотизма у учащихся