К
средствам словесной наглядности
относят записи, дополняющие речь,
словари, нотированное письмо. Моделирование
представляет собой алгоритм действий
по построению и использованию какой-либо
модели.
Широко
применяются также технические
средства обучения, такие как аудиовизуальные
средства и персональные компьютеры.
Все
используемые в процессе обучения средства
подбираются таким образом, чтобы
их применение было максимально доступным
и учитывало особенности излагаемого
материала и уровня развития учащихся.
5.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Обычной
педагогической подготовки для работы
с детьми, имеющими особые образовательные
требования, недостаточно. Осуществить
профессиональную педагогическую помощь
таким детям может педагог-дефектолог.
Профессиональная подготовка дефектолога
охватывает не только коррекционную и
классическую педагогическую сферу, но
и тесно сотрудничает с медициной, социологией,
психологией и другими научными областями.
Обязанности
педагога-дефектолога:
1)
проводить профилактическую работу;
2)
образовательную;
3)
коррекционную работу;
4)
педагогическую диагностику;
5)
планировать и осуществлять учебный
процесс;
6)
принимать участие в исследовательской
работе в своей сфере деятельности;
7)
постоянно повышать свой профессиональный
уровень.
За
рубежом впервые специалисты
по дефектологии появились в начале
XVII в. в Берлине. Там были открыты
курсы специальной подготовки преподавателей
для работы с детьми, имеющими нарушения
развития, при Берлинской королевской
школе глухонемых. В России такие курсы
впервые открылись в 1898 г. в Санкт-Петербурге.
На
сегодняшний день специальное педагогическое
образование подразделяется на тифлопедагогику
(для обучения слепых и слабовидящих детей),
сурдопедагогику (глухие и слабослышащие),
олигофренопедагогику (нарушения умственного
развития), логопедию (нарушения речи),
специальную дошкольную педагогику. Психологическое
сопровождение лиц с нарушениями развития
осуществляют специалисты, получившие
подготовку по специальной психологии,
а педагогические колледжи подготавливают
воспитателей для работы в дошкольных
и школьных системах специального образования.
Несомненно,
кроме профессиональных качеств, любой
педагог должен обладать определенными
моральными качествами, такими как доброта,
любовь к детям, ответственность, увлеченность
своей работой, инициативность и энергичность.
Работа с детьми, имеющими нарушения развития,
требует также гуманного и уважительного
отношения к своим воспитанникам, веры
в достижение поставленных целей, тактичности
и терпеливости. Дефектолог работает не
только с детьми и взрослыми, имеющими
нарушения развития, но и с родителями
таких детей. Педагог-дефектолог – это
главный человек, ответственный за социальную
адаптацию ребенка с ограниченными возможностями
в обществе.
Работа
дефектолога связана с определенными
профессиональными вредными воздействиями,
поэтому такой педагог должен
быть обладателем устойчивого психического
и физического здоровья и выносливости.
6.
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПАТРОНАЖ. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ
ПРОФИЛАКТИКА И РАННЯЯ
КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ
Медико-социально-педагогический
патронаж является неотъемлемой частью
специального образования и представляет
собой комплекс мер, направленных на преодоление
проблем лечения, обучения и воспитания
личности, имеющей нарушения развития.
Медико-социально-педагогический патронаж
является частью специального образования,
имеет такие цели, как: реализация и разработка
новых коррекционно-обучающих программ
для детей с нарушениями развития и их
семей; оказание комплексной помощи (медицинской,
психологической, педагогической) детям
с нарушениями развития; помощь в выборе
индивидуальной программы помощи и поддержки
для каждого ребенка с нарушениями развития;
привлечение внимания общественности
(в том числе при помощи СМИ) к проблемам
людей, имеющих ограниченные возможности
жизнедеятельности, и т. д.
Медико-социально-педагогический
патронаж реализуется различными как
государственными учреждениями и службами
(психолого-медико-педагогическими комиссиями,
психолого-медико-социальными центрами),
так и негосударственными образованиями
– благотворительными фондами, общественными
ассоциациями и др.
Одной
из важнейших задач медико-социально-педагогического
патронажа служат ранняя диагностика
и ранняя комплексная помощь, способствующие
предупреждению инвалидности (или снижению
степени ограничения жизнедеятельности).
И за рубежом, и в нашей стране существует
множество методик для диагностики и оказания
ранней помощи людям, имеющим нарушения
развития.
За
рубежом опыт оказания ранней помощи
более обширен, чем в России, в
результате можно наблюдать картину
практически полноценной жизнедеятельности
людей с нарушениями развития.
Как показывает опыт, ребенок с ограниченными
возможностями здоровья и жизнедеятельности,
воспитываемый в семье, может вести более
полноценную жизнь, чем его сверстники,
воспитывающиеся в различных учреждениях.
Огромное
значение имеет позиция, которую
принимает семья, имеющая ребенка с нарушениями
развития, готовность членов семьи принимать
ребенка таким, какой он есть. Специалисты
медико-социально-педагогического патронажа
проводят специальные занятия сре-бенком,
предлагают свою помощь в консультировании
семьи в различных вопросах, по адаптации
прежде всего членов семьи к тому, что
их ребенок не такой, как другие.
В
России оказание ранней помощи и диагностики
носит экспериментальный характер
и осуществляется посредством психолого-медико-социальными
центрами и службами. Достижение ими положительных
результатов предполагает дальнейшее
развитие системы ранней диагностики
и помощи в нашей стране.
Заключение
Специализированное
дошкольное образование закладывалось
в начале XX в. и получило свое основное
развитие в 1970-е гг. Именно в это время
были заложены основные принципы специального
дошкольного образования: организация
специализированных учреждений в зависимости
от вида отклонения, введение специальных
занятий и специализированного персонала
в штат педагогов, небольшая наполняемость
групп детей, бесплатность специального
дошкольного образования в отличие от
общеобразовательных учреждений.
На
сегодняшний день это широкая
система образовательных учреждений,
готовая предложить свою квалифицированную
педагогическую, медицинскую, социальную
помощь детям с нарушениями развития и
их родителям. В основном это детские сады
компенсирующего вида или компенсирующие
группы детских садов комбинированного
типа, а также центры развития ребенка.
За рубежом широко принято интегрирование
детей с нарушениями развития в детские
учреждения общеобразовательного типа.
В нашей стране такие инновации приживаются
с трудом из-за недостаточного специального
кадрового и материально-технического
обеспечения. Целесообразной такая интеграция
считается только применительно к аномальным
детям с уровнем развития, близким к нормальному.
Также в нашей стране существуют различные
образовательные учреждения для детей,
которым требуется психолого-педагогическая
и социально-медицинская помощи, оздоровительные
учреждения санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении, дошкольные
группы при специальных школах и школах-интернатах.
Все эти учреждения имеют необходимый
штат квалифицированного персонала, обладают
современными методиками и приемами коррекционно-развивающего
обучения, оснащены необходимым оборудованием.
Если
сравнивать состояние специального
образования советских времен и
настоящего времени, можно отметить
закрытость и изолированность системы
специального образования в связи
с существовавшей в советское время
установкой на снижение показателей неблагополучия.
Дети
с выявленными нарушениями распределялись
в зависимости от вида нарушения
в закрытые специализированные учреждения.
Обучению и воспитанию подвергались
только дети с определенными категориями
нарушений, такими как нарушения слуха,
зрения, и дети с некоторыми видами нарушения
интеллекта. Все остальные – дети с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой
сферы, с тяжелыми нарушениями интеллекта,
скомбинированными нарушениями – обучению
не подлежали, воспитывались в семьях
и оказание им государственной помощи
носило медицинский характер.
Список
использованной литературы:
- Бим-Бад
Б. М. Педагогические течения в начале
двадцатого века. М., 1994.
- В.А. Хлебников,
Т.Г. Михалева. Централизованное тестирование
в России: необходимость, возможность,
проблемы. (Школьные технологии, №1-2,
1999 г. с. 213 – 219.
- В.К. Загвоздкин.
Альтернативы Вальдорфской педагогики\\
Психологическая наука и образование.
2002, №1.
- Гончаров
Л. Н. Школа и педагогика США до второй
мировой войны. Гл. 4 — 5. М ., 1972.
- Джуринский
А. Н. Зарубежная школа: современное состояние
и тенденции развития. Гл. 1, разд. 2. Гл.
4, разд. 1—2. М., 1993. Джуринский А. Н. Зарубежная
школа: история и современность. Гл. III
. М., 1992.
- Джуринский
А. Н. Школа Франции XX столетия. Гл. 1 — 2.
М ., 1989.
- Ингенкамп
К. Педагогическая диагностика / Перевод
с немецкого.‑ M. 1991.
- Кашапов,
М. М. Психология педагогического мышления:
моногр. / М. М. Кашапов. – СПб.: Алетейя,
2000. – 463 с.
- Коджаспирова,
Г. М. Педагогический словарь. Для студ.
высш. и сред. пед. учеб. завед. / Г. М. Коджаспирова,
А. Ю. Коджаспиров. – М.: Academia, 2001. – 175 с.
– ISBN 5 – 7695 – 0445 – 5
- Кузьмина,
Н. В. Методы исследования педагогической
деятельности / Н. В. Кузьмина. – Л.: Изд-во
ЛГУ. Л., 1970. – 114 с.
- Кузьмина,
Н. В. Профессионализм педагогической
деятельности: методическое пособие /
Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. – Научно-исследовательский
центр развития творчества молодежи. –
Рыбинск, 1993. – 54 с.
- Л.Д. Старикова.
История педагогики и философия образования.
– Ростов на Дону, издательство «Феникс»,
2008.
- Лихачев,
Б. Т. Педагогическая деятельность. Сущность,
цели, содержание / Б. Т. Лихачев. – М.: Педагогика,
1986.
- М. Монтессори.
Мой метод. – М., ЭКСМО, 2002.
- Н.В. Микляева,
Ю.В. Микляева. Дошкольная педагогика.
Теоретико-методические основы коррекционной
педагогики. Под ред. В.И. Селиверстова.
– М., Издательство ВЛАДОС, 2008.
- Н.О. Пичугина
и др. Дошкольная педагогика. – Ростов
на Дону, издательство «Феникс», 2004.
- Основные
направления и тенденции развития педагогической
науки в конце XIX — начале XX вв.: Сб. научи,
тр. М.,1980.
- Очерки истории
школы и педагогики за рубежом (1917 — 1939).
М., 1982.
- Очерки истории
школы и педагогики за рубежом. Ч. II , гл.
VIII - IX. М .,1989.
- Паринова,
А. Обучили! Как измерить результат? / А.
Паринова // Управление персоналом.– 2006.–
№2 (132). – С32 – 34.
- Педагогика.
Учебное пособие для студентов
педагогических вузов и педагогических
колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого.
– М.: Педагогическое общество России,
1998. – 640с.
- Педагогический
контроль знаний как условие активизации
учебной деятельности:методические рекомендации.
– СПб. – 24 с.