Воспитание трудных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

Цель исследования: Изучить особенности воспитательной работы с трудными подростками.
Гипотеза исследования: каждый ребенок обладает такими качествами личности, сформированными в семье, школе, в процессе общения со сверстниками, которые и определяют его поведение в обществе. У педагогически запущенных детей, в результате кризисного состояния семьи и низкого уровня обучения и воспитания, доминируют те качества личности, которые и определяют его негативное отношение к обществу. Определенные качества личности, возможно скорректировать при помощи специальных методов воспитательной работы.

Файлы: 1 файл

Воспитание трудных подростков.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся влечет за собой  вопрос: как все это осуществить  организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и является узловой проблемой индивидуализации в воспитании. В аристократической системе домашнего обучения и воспитания (классический пример – воспитание Эмиля у Ж.-Ж. Руссо), где воспитание было индивидуальным, эта проблема могла возникнуть только в том смысле, способен ли учитель понимать индивидуальные особенности своего ученика. Среди учителей распространено мнение о том, что уменьшение коллектива учащихся в классе улучшает возможности индивидуализации. Однако и относительно малое количество учащихся само по себе автоматически не обеспечивает учета индивидуальных особенностей учащихся. В повседневной практике довольно часто встречаются случаи, когда в классе с относительно малым числом учащихся возможности индивидуализации не используются. Вместе с тем имеются учителя, которые и в условиях больших классов сумели весьма успешно осуществить индивидуализацию в процессе воспитания учащихся, в особенности, когда они находят поддержку в виде организационных и материальных средств. Разумеется, и у этих учителей открылись бы более благоприятные условия, если количество учащихся в классе было бы меньше. На первом этапе индивидуализации необходима диагностика изучения учащихся, их индивидуальных особенностей. Для этого используются специальные психолого-педагогические методы. Самые распространенные в практике – наблюдение, анкетирование, беседа и изучение продуктов деятельности учащихся.

Наблюдение - планомерное целенаправленное восприятие педагогических процессов, явлений и фактов с целью их изучения. Педагоги чаще всего используют так называемое включенное наблюдение, когда они изучают учащегося в процессе его воспитания, взаимодействуют с ним.  
Беседа – метод исследования, при котором педагог, опираясь на жизненный опыт и отношения школьников, с помощью вопросов и анализа ответов узнает индивидуальные качества и особенности каждого ученика, мысленно их группирует, и на этой основе индивидуализирует процесс обучение и воспитания.

Беседуя с трудными подростками, педагог  может отметить особенности их интереса к обсуждаемому вопросу, эмоциональные  реакции, осведомленность в тех  или иных вопросах. Проведение беседы с учащимися требует соблюдения ряда условий: 
- во-первых, надо очень четко представлять цель беседы, продумать форму и место проведения. - во-вторых, беседу должен проводить человек, пользующийся у трудного подростка уважением и доверием, или опытный специалист, хорошо знающий психологию учащихся и владеющий искусством общения с ними. *

- в-третьих, абсолютно недопустим назидательный тон, подчеркивание возраста, жизненного опыта человека, проводящего беседу, его положение, должности. У детей подросткового возраста, особенно трудных подростков, это, как правило, вызывает отрицательную реакцию. 
Беседа большей частью преследует решение таких задач: ближе познакомиться с подростком, понять и выявить его особенности и воздействовать на него путем разъяснения, внушения, убеждения. Исключительно важную роль играет изучение результатов деятельности подростков – их сочинений, учебных записей в тетрадях и т.п. Оценивая результаты деятельности, педагог получает возможность судить и об успешности его учения, и об особенностях умственного развития, и о нравственно-волевых качествах. 
Анкетирование – метод исследования, результатом проведения которого являются сведения об учащихся, их способностях и возможностях, знаниях в тех или иных областях.

 Анкетирование является эффективным средством для быстрого получения информации об учениках. Есть немало и других методов изучения особенностей учащихся – тесты, социометрия и др. но их использование требует более тщательной подготовки.

                                             

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

                                      

                                           Вывод

 

Слово «трудный» в школе повторяют  постоянно. Трудное время, трудные семьи, трудные дети. Также обращаем внимание на кризисное состояние общества, семьи, низкий уровень гуманизации обучения и воспитания. Акцентируем внимание на социально-экономических, медико-биологических и других причинах трудного детства. И это часто заслоняет проблему педагогического долга и компетентности. Апеллируем к причинам глобального масштаба, опускаясь на уровень педагогического пессимизма. Но, к счастью, в каждой школе есть психологи и педагоги, опыт которых служит подтверждением того, что педагогическими средствами можно добиться многого. Путь профилактики трудного детства, возможность решения проблемы естественными педагогическими средствами представляется наиболее гуманным и рациональным.

Сейчас стало традицией «сбрасывать  педагогические проблемы на психологическую  службу. Что делать с трудными? Один психолог, даже самый замечательный  погоды не сделает. Нужны и другие квалифицированные специалисты, чтобы каждый на своем месте нашел себя, стал мастером.

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Литература

 

    1. Сластенин В.А. Педагогика. – М., АСАДЕМА, 2004г.
    2. Борисов Г.Б. В мире подростка. – М., 1980г.
    3. Российский общественно-педагогический журнал «Народное образование» №2. – М., 2006г.
    4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., Владос, 2004г.
    5. Славина Л.С. Трудные дети / Под редакцией В.Э. Чудновского. – М., 1998г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Воспитание трудных подростков