Воспитание у старших дошкольников интера к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 01:06, реферат

Описание работы

Подготовить ребенка к школе - это значит воспитать у него осознание положительное отношение к учебной и общественной деятельности, помочь ему понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником, возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге; стремление научиться читать. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Понятие « школьная готовность» и её основные составляющие………………………………………………………………………………………………………
1.1 Виды готовности детей к школе…………………………………………………………………….
1.2 Особенности воспитания интереса к школе у старших дошкольников……….
1.3. Создание условий для подготовки детей к обучению в школе…………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 31.09 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный университет Машерова»

Полоцкий колледж

 

 

 

 

 

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе

                                                           Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Учащейся IV курса группы 41 В

                                                                           специальности 2-01 01 01

                                                                           Дошкольное образование

                                                                           Петровской  Валерии Константиновны

                                                                            Руководитель: Кравченко О. Ю.

                               

 

 

                                                Полоцк,2014

                                      

                                                СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. Понятие « школьная готовность» и её основные составляющие………………………………………………………………………………………………………

1.1 Виды готовности детей к школе…………………………………………………………………….

1.2 Особенности воспитания интереса к школе у старших дошкольников……….

1.3. Создание условий для подготовки детей к обучению в школе………………….. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...

 

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

                                                   

                                                ВВЕДЕНИЕ

    Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально - психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен. В старшей группе завершается длительная работа детского сада по всестороннему воспитанию детей и подготовки их к школе. Вся   воспитательно - образовательная работа в данной группе подчинена единой цели – обеспечивать высокий уровень общей и специальной готовности детей к школе. Внимание воспитателя направляется на то, чтобы все дети в полном объеме освоили программу, так как это является образовательным условием формирования полноценной готовности к обучению в школе. Характерной особенностью жизни детей данной группы является активное вовлечение воспитанников в ее организацию. У детей формируется чувство ответственности за сохранение оборудования, игрушек, пособий, за порядок в группе. С этой целью дети ежедневно участвуют в коллективной уборке в помещении группы, систематически ремонтируют пособия и книги, дежурят, участвуют в оформлении уголка книги, выставок детских работ, в оформлении группы к праздникам. В этой работе развиваются также эстетические чувства детей: они приучаются ценить эстетику обстановки, заботиться о ее сохранении, проявляют творчество в оформлении группы. Важной задачей в старшей группе является воспитание у детей активного интереса и стремления к обучению в школе. Решение этой задачи способствует общей направленности работы в данной группе на формирование готовности детей к школе, а также специальная работа, предусмотренная программой: экскурсии в школу, беседы с учителем, присутствие на торжественных сборах.

    Таким образом, вся система воспитательно - образовательной работы с детьми в подготовительной группе направлена на постепенную перестройку сознания, поведения, деятельности и личности старшего дошкольника в целях формирования активной всесторонней готовности детей к новым условиям школьного обучения.

 

 

 

 

Экспериментальная работа проводилась на базе: ГУО « Ясли - сад № 30» г. Полоцка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие « школьная готовность» и её основные составляющие……………………………………………………………………………………………………….

    1. Виды готовности детей к школе

   Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Меняется образ жизни ребенка, условия его деятельности, взаимоотношение со взрослыми и его сверстниками.  Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Переход ребёнка в школу - качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением ‹‹социальной ситуации развития››, и с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал ‹‹ кризисом семи лет ››. Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно - следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки [№11, стр.242].

    По мнению отечественных и зарубежных учёных, готовность ребёнка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включая в себя физическую, личностную и интеллектуальную готовность.

   Физическая готовность - это состояние здоровья, определённый уровень морфо - функциональной зрелости организма ребёнка, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

   Личностная готовность - это определённый уровень произвольности поведения, сформированность навыков общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, умение слушать и слышать другого, согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, работать в группе. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребёнок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Как уже отмечалось, эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребёнка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе.

   Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребёнка учиться, получать знания. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки и пр., желание получать отметки. И лишь позднее может появиться желание учиться, узнавать в школе что-то новое.

   Выделить не формальные, а содержательные аспекты школьной жизни ребёнку помогает учитель. Однако для того, чтобы учитель мог выполнять эту функцию, ребёнок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа. Эта форма отношений ребёнка со взрослыми получила название внеситуативно - личностного общения.

   Ребёнок, владеющий этой формой общения, воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Его требования выполняются точно и беспрекословно, на его замечания не обижаются, напротив, к критическим словам взрослого относятся с повышенным вниманием, на указанные ошибки реагируют по-деловому, стараются как можно быстрее их исправить, внеся в работу необходимые изменения. При током отношении к учителю дети способны вести себя на уроке в соответствии со школьными требованиями: не отвлекаться, не затевать с учителем разговоры посторонние темы, не выплёскивать свои эмоциональные переживания и т.д.

  Не менее важной стороной личностной готовности является способность ребёнка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути своей является коллективной.

   Личностная готовность предлагает также определённое отношение к себе. Для овладения учебной деятельностью важно, чтобы ребёнок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать своё поведение. Если самооценка ребёнка завышенная и недифференцированная, что характерно для дошкольника (он уверен, что он «самый лучший», что его рисунки, поделки и пр. «лучше всех»), о личностной готовности говорить не правомерно.

   Интеллектуальная готовность - это овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог), развитость образного мышления, воображения и творчества, основ словесно - логического мышления, овладения элементами учебной деятельности внутри специфически детских видов деятельности (конструирование, рисование, лепка, различные игры), выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения познавательных задач, наличие элементарного кругозорами компетенции (представление о мире людей, вещей, природе ит.д.) [№13, с.10].

   Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях. Ребенок, поступающий в школу должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

          

                      В интеллектуальную готовность включается:

1.запас знаний об окружающем  мире, важен не только их объем, но и качество.

2.представления, отображающие существенные  закономерности явлений, относящиеся  к разным областям действительности.

3.достаточный уровень развития  познавательных интересов – интереса  к новому, к самому процессу  познания.

4.определенный уровень развития  познавательной деятельности, психических  процессов.

   Эмоционально-волевая готовность. Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы – важная сторона психологической готовности к школе.

 

     С поступлением в школу ребёнок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определённого уровня познавательного развития. Ребёнок должен быть способен вставать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению.

     Для этого ребёнку необходимо владеть определёнными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр.).

   Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребёнка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

   Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, необходимо дать им определённые знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. Следует так же развивать у ребёнка любознательность, познавательные интересы и способность осознано воспринимать новую информацию [№14, с.210].

 

   Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать - всё это не может не отразиться на качестве обучения.   

   Личностная готовность – является стержнеобразующим компонентом. Она включает в себя:

1. Формирование  готовности к принятию новой  социальной позиции положения  школьника, имеющего круг важных  обязанностей и прав, выражается  в желании стать школьником, на  появление которого влияет отношение  близких взрослых к учению  как к важной содержательной  деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет  и отношение других детей, сама  возможность подняться на новую  возрастную ступень в глазах  младших и сравняться в положении  со старшими. И лишь затем появляется  желание учиться, узнавать что-то  новое, получать за свою работу  отметки.

2. Мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общих и моральных мотивов.

Большое место в формировании мотивационной готовности к школьному обучению Л.И.Божович уделяла развитию познавательной потребности. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания. Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению – произвольность поведения и деятельности, то есть возникновение у ребенка такой сферы потребностей и мотивов, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания, сознательно поставленным целям.

В качестве важнейших мотивационных новообразований дошкольного возраста выделяются следующие: сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии, а также появление новых по своему строению опосредованных мотивов. Эти новообразования – важнейшая предпосылка школьного обучения. В качестве важного новообразования дошкольного возраста Д.Б.Эльконин и Л.И.Божович указывают на возникновение моральных качеств, чувства долга.

3. начало формирования самосознания  и самооценки. Ребенка отличают  глобальное переживание собственной  ценности, вера в возможность  быта еще лучше, то есть возможность  самосовершенствоваться.

Продуктивная учебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению. Если самооценка школьника завышена и недифференцирована, нельзя говорить о личностной готовности к обучению[27,109].

Социально-психологическая (коммуникативная готовность) к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. По мере взросления старшего дошкольника все больше начинает привлекать мир людей, а не мир вещей. Он пытается проникнуть в смысл человеческих отношений, тех норм, которые их регулируют. Следование социально приемлемым нормам поведения становится для ребенка значимым, особенно если оно подкрепляется положительным окликом со стороны взрослых. Это становится содержанием общения ребенка с ними.

Поэтому коммуникативная готовность очень важна со взрослыми в ходе обучения в школе. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возраста форм общения:

1. внеситуативно-личностное общение  с взрослым, которое формирует  у ребенка умение внимательно  слушать и понимать его, воспринимать  в роли учителя и занимать  по отношению к нему позицию  ученика. Взрослый становится непререкаемым  авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на  его замечания не обижаются, напротив  стараются исправить ошибку.

Информация о работе Воспитание у старших дошкольников интера к школе