Воспитание у восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:33, доклад

Описание работы

В VI – IX вв. в Среднем Поднепровье складывается союз восточнославянских племен, на основе которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.79 Кб (Скачать файл)

Воспитание у восточных славян

В VI – IX вв. в Среднем Поднепровье  складывается союз восточнославянских племен, на основе которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве.

Славяне, по описанию древних  историков, были высокого роста, стройные, с русыми волосами. Среди других народов они выделялись силой, выносливостью  и смелостью. Сражались они в  пешем строю, мечом и копьем, в  простых рубахах, а то и полуголые, без кольчуг и доспехов. Попав  в плен, они никогда не выдавали союзников, терпели пытки и умирали  без жалоб, мольбы и стонов. Никто  не отваживался идти войной на славян, в своих лесах они были непобедимы.

Но вообще славяне не любили воевать. Они пасли на лугах стада, корчевали лес, пахали землю, жили в  деревянных избах, ели простую пищу. Все соседи знали об их гостеприимстве. Уходя из дома, славянин никогда  не запирал дверь, а на столе оставлял еду на случай, если в его дом  зайдет гость.

Славянские женщины носили длинные одежды, украшенные бисером. Они славились красотой и преданностью. Когда умирал муж, жена обычно лишала себя жизни, не желая оставаться одной.

Славяне любили плясать, петь песни и слушать старинные  предания. Но больше всего славяне  ценили свободу. Они не терпели над  собой никакого насилия и в  мирное время жили без вождей. В  некоторых славянских племенах все  же были верховные правители, их выбирали после долгих совместных обсуждений и советов старейшин. Будущий  правитель должен был явиться  перед народом в лохмотьях  и босой. Он становился перед собранием  народа и клялся перед всеми хранить  веру предков, защищать сирот и соблюдать  справедливость. После этого народ  присягал своему правителю и давал  клятву послушания. Если же правитель  нарушал клятву, его тут же прогоняли.

Все пахотные земли, луга, леса, реки и собранный урожай считался у древних славян общим. Пользовались им все вместе. Пленных славяне  не превращали во врагов, а, заставив отработать несколько лет, отпускали домой  или предлагали остаться, быть свободными и равными со всеми.

Наряду с сохранением  родоплеменных традиций у восточных  славян постепенно происходили существенные перемены, которые были следствием серьезных социальных изменений. Дробление  общины на семьи, усиление имущественных  и сословных различий вело к превращению  равного и всеобщего воспитания в семейно-сословное.

В результате имущественного и сословного разделения постепенно были сформированы четыре основных социальных слоя: общинники-земледельцы, ремесленники, знать и дружинники, языческие  жрецы. Каждому социальному слою соответствовали свои педагогические традиции, программы и методы воспитания.

Однако, основой развития воспитания всех слоев населения  и славянской культуры в целом, было язычество – официальная религия  древних славян. Язычество – религия, основанная на поклонении многим богам  и обожествлении сил природы (воды, огня, земли, ветра и др.), животных, растений и деревьев. Одни славянские племена верили в силы космоса  и природы, другие – в Рода, третьи – в души умерших предков и  т. д., что обуславливало многообразие различных обрядов и ритуалов.

Основу народного мировоззрения  составляла мифология, в которой  отразились представления о миропорядке, о том магическом, таинственном, с чем была связана вся жизнь  славянина.

Самые древние боги у древних  славян не имели имен, а известны были только Род, отожествляющий мужское  начало, и Рожаницы, отождествлявшие  начало женское, дающие жизнь всему  живому. Позже они стали наделяться многообразными силами и получили в  разных племенах разные имена.

Но, уже к X веку на Руси установился  более организованный культ, в котором  выделись высшие божества, почитаемые практически всеми племенами. На высшем уровне находились семь основных богов: Перун (бог грозы и молний), Велес (покровитель скота и богатства), Хорс (бог летнего и зимнего  солнцестояния у юго-восточных  славян), Даждьбог или Стрибог (бог  солнца), Мокошь или Макошь (загадочное женское божество, богиня плодородия и покровительница семейного  очага). Эти божества составляли так  называемый Владимиров пантеон и  в честь этих богов князь в 980 г. поставил на холме «кумиры» –  идолы.

На более низком уровне находились такие персонажи языческой  мифологии как: Ярило, Купала, Коляда, Лада и др. Ярило, был олицетворением мужского начала и связывался с обеспечением плодородия, прибытка урожая. Купала –  персонаж, также «ответственный»  за плодородие. Его обязательными  атрибутами являлись вода и огонь. Купала – тряпичная или соломенная кукла  сжигалась в конце праздника, что связывалась с последующим  воскресением, с плодородием и  сезонным обновлением природы.

Коляда – персонаж, связанный  с новогодними праздниками. Его  праздник приходился на 24 декабря (7 января) – пик зимнего солнцестояния. Песни-колядки содержали пожелания  благополучия дому и семье; праздник носил карнавальный характер: надевались вывернутые наизнанку тулупы, раскрашивались лица.

Широко известный персонаж славянской мифологии – Лада, которая  покровительствовала красоте, любви  и браку. Празднования в ее честь  проводились весной (1 мая) и в  начале лета.

На самом низшем уровне находились Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной, Кикимора и многие др. В представлениях древних славян мир был заполнен разнообразными духами, под покровительством которых  находилось все вокруг. Вера в этих духов была самой прочной, и память о них сохранилась до нашего времени  в фольклоре, обрядах, поверьях, заговорах  и пр.

Таким образом, в сознании людей, живших в глубокой древности, мир был заселен множеством добрых и злых духов, помогавших или вредивших  им. Человек робел перед необъяснимыми  явлениями и силами природы и  искал заступничества у богов.

Жрецы, волхвы и кудесники  служили посредниками между людьми и божествами, были служителями языческих  богов. Они руководили обрядами, приносили  богам жертвы от имени народа, составляли календари и хранили в памяти историю племен и мифы.

Языческие представления  о мире сохранились в памяти людей  и наше время. Они проникали и  в систему воспитания древних  славян: дети приобщались к старинным  праздникам, утверждались в вере языческие  персонажи, действия, заклинания. Желая  предотвратить негативные поступки детей, родители запугивали детей различными мифологическими персонажами. С  самого детства ребенок попадал  в атмосферу чего-то таинственного  и волшебного, сам участвовал в  создании рукодельных вещей с  языческой символикой.

Носителями лучших идеалов  оказывались персонажи эпоса  и сказок. Иван Крестьянский Сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец и другие герои были образцами физической силы, трудолюбия, геройства, мудрости, выносливости, свободолюбия, взаимопомощи и взаимовыручки. Древние славяне  не знали рабства, поэтому в их сознании не было традиции «ломать  шапку» перед князем. Устное народное творчество, передаваемое из поколения  в поколение, породило определенную мораль и систему нравственных ценностей, в передаче которых и состоял  смысл воспитания.

Главной задачей древних  славян, живших первобытной общиной, было воспитание таких качеств, необходимых  в нелегкой трудовой деятельности, для преодоления враждебных сил  природы и защиты племени от чужеземных племен.

Эту функцию осуществляла в определенной степени народная педагогика, которая вводила подрастающее поколение в мир природы, передавая  вековые приметы, помогавшие избежать неурожая, спастись от природных стихий.

Особую роль в воспитании играли различные обряды и инициации. Важной функцией обрядов оказалась  передача детям определенных советов  для жизни, труда, поведения. Многовековые истины нравственного и трудового  воспитания передавались словесно, путем  различных пословиц и поговорок.

Первой естественной воспитательницей ребенка выступала мать. От нее  ребенок в виде пестушек, потешек, закличек, сказок, поговорок, колыбельных, заговоров и др. впервые воспринимал  обычаи, традиции, родной язык, представления  о родной природе.

До трех-четырех летнего  возраста мальчики и девочки находились под опекой матери. Роль матери в  воспитании на протяжении всего периода  детства была весьма важной. Вот  отчего вступавшего во взрослую жизнь  человека называли «матерым», т. е. воспитанным  матерью.

В три-четыре года дети в семьях крестьян и ремесленников выполняли  посильную работу, помогали старшим, прежде всего, матери. Детей знати  часто отдавали на воспитание в другую семью или семью родственников. Такой обычай именовался «кормильством» или «кумовством».

С семи лет ребенок переходил  в возраст отрока, длившийся до 14 – 15 лет. По истечении отрочества девочки оставались под присмотром матери, а мальчики-подростки оказывались  под опекой отца. В семье рядового общинника они помогали в земледельческих  работах, в семье ремесленника овладевали ремеслом, в семье дружинника –  учились ратному искусству.

Письменность у древних  славян (ее появление) относиться еще  до официального принятия христианства. Это подтверждают тексты договоров  русских князей с Византией (907, 911 и 944 гг.) и археологические данные (гнездовский сосуд с надписью «горухша» - горчица), а также писало, (орудие письма на бересте) из Новгорода 953 – 972 гг. и многое другое.


Информация о работе Воспитание у восточных славян