Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:20, доклад
Эстетическое воспитание рассматривается сегодня в системе образования РК как важнейший элемент целостной системы формирования личности. В настоящее время приобщение молодого поколения к ценностям своего народа приобретает социальную и культурную значимость. Педагогический и практический опыт учителей школ страны, ведущих работу по эстетическому воспитанию учащихся, показывает, что они своей творческой деятельностью способствуют эффективному решению задачи формирования всесторонне
развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Эстетическое воспитание – один из факторов формирования сознания и нравственности, развития творческих и художественных способностей молодого поколения.
ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАЗАХСКОГО НАРОДА
Канапина Алина Кайратовна
преподаватель кафедры «СПД»
Кокшетауский университет имени
Абая Мырзахметова
Hаши ученики вступают в самостоятельную жизнь в 21 веке. Значит уже сейчас нужно учить и воспитывать их так, чтобы они оказались на высоте тех требований, которые предъявит им жизнь, время, общество.
B связи с возникновением новых требований к уровню воспитания подрастающего поколения выдвинута необходимость появления педагога новой формации. Hеобходимо учитывать, что учитель новой формации будет работать с новым поколением учащихся, имеющих новые идеалы, ценности и цели. Это обстоятельство требует обновление содержания и методики учебно воспитательного процесса в школе, разработки и внедрения нетрадиционных, инновационных подходов и технологий в отечественном педагогическом образовании. Немаловажное значение в построении отношений с детьми имеет не только владение учителя методами научно-педагогических исследований, но и личностные качества и свойства педагога.
Эстетическое воспитание рассматривается сегодня в системе образования РК как важнейший элемент целостной системы формирования личности. В настоящее время приобщение молодого поколения к ценностям своего народа приобретает социальную и культурную значимость. Педагогический и практический опыт учителей школ страны, ведущих работу по эстетическому воспитанию учащихся, показывает, что они своей творческой деятельностью способствуют эффективному решению задачи формирования всесторонне
развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Эстетическое воспитание – один из факторов формирования сознания и нравственности, развития творческих и художественных способностей молодого поколения.
Tонкий ценитель музыкального искусства Б.Асафьев с необыкновенной теплотой отзывается о самобытной природе казахского мелоса: «...являясь чутко человечным художественным отражением действительности, казахская богатейшая мелодика всегда при своей жизненной свежести, жизнерадостности и конкретности (в смысле еѐ постоянной включенности в быт) оставляет впечатление глубоко философского синтеза, высокочеловечнейшего обобщения народной психики» [1].
Bплетенность эстетического восприятия в общее восприятие жизни, это постоянное присутствие художественно-эстетического момента в общении с миром во многом определяется и объясняется самим характером мышления, выраженного в языке. Такой способ целостного восприятия, обеспечиваемый одновременной деятельностью как левого, «отвечающего» за логическое мышление, так и правого, «ответственного» за эмоционально окрашенное образное представление, полушарий мозга, осуществляется уже на уровне непосредственного использования и восприятия самого языка. Это, в свою очередь, создает постоянно подкрепляемую и стимулируемую нейрофизиологическую основу характерных особенностей протекания мыслительного процесса, в котором эмоциональное не отделяется от рационального.
B связи с этим у казахов очень своеобразное понимание творческого акта. Считается, что только мгновенность его может адекватно отразить мгновенность озарения. К примеру, это нашло отражение в акынских сосязаниях – «айтысах», где поэты демонстрировали умение мгновенно реагировать на каждый выпад партнера стихами. Поэтому казахское искусство лаконично, и в нѐм имеет такое значение точность и единственность нужного штриха или действия, определяющая предельную условность или обобщѐнность рисунка или характеристики. Интенсивность внутренней духовной жизни — обязательная черта личности художника, она обеспечивает широту ассоциаций, особую символичность, когда за простотой формы открывается сложная и глубокая мысль. Иными словами, спонтанность, естественность непроизвольного творческого акта подготовлены и обеспечены высоким уровнем культуры всей предшествующей психической деятельности художника, они имеют глубокое культурное обоснование, возникая отнюдь не на пустом месте.
Kазахская профессиональная музыкальная культура, далекая от западно-европейской, имеет ряд особенностей, обусловленных формами бытования. Об отличии культур по основополагающим типологическим характеристикам хорошо сказано известным казахстанским музыковедом, профессором А.Мухамбетовой: «По социальным - устный профессионализм и профессионализм письменной традиции, по стилевым - монодия и многоголосие, по историко-типологическим - культура феодального типа и современная, прошедшая стадию развития в условиях капитализма, по географическим - культуры восточного и западных народов, не имеющих контактных связей» [2].
Западно-европейская музыкальная традиция является письменной, казахская традиционная музыка сформировалась и достигла расцвета в условиях устного функционирования. Система нотной записи, исторически развившаяся в недрах европейской музыкальной культуры, представляет собой знаковую систему, наглядную запись музыки. На основе внутренних слуховых представлений нотная запись адекватно преобразуется в реально звучащую музыкальную ткань. Структура механизма музыкального творчества может быть раскрыта на основе взаимодействия внемузыкального содержательного стимула, системы музыкального интеллекта и письменной нотной фиксации музыкального текста, как процесса, протекающего в сознании музыканта
B соответствии с иным типом казахской музыкальной культуры модель музыкально-слуховой деятельности приобретает иное содержание структурных компонентов. Устное функционирование казахской народной музыки выработало свои традиции музыкально-слуховых представлений, обусловленных принципиальным отличием - бесписьменностью.
Песня по своей природе является первичной музыкальной формой, т.к. для еѐ звукового выражения человеку не требовалось иного инструмента кроме собственного голоса. Вокальная природа песни определяет типичные для нее свойства: диапазон в пределах объѐма голоса, преобладание поступенного движения, мелодическую текучесть, диктуемые естественностью звукообразования, преимущественно умеренные темпы, обусловленные артикуляционными возможностями, метроритмическую свободу и т.д.
Xудожественные ценности ранних общественных формаций исключительно устойчивы, что на много веков определяют специфику фольклора. Песни вобрали в себя все, чем живут люди: их радость и горе, заветные думы, стремления, мечты о счастье, жизненную борьбу, и с большой художественной силой отразили многовековую историю казахского народа. Из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа и др.) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального песенного искусства.
Глубина поэтического содержания, мелодическое, ладо-интонационное и метро-ритмическое богатство говорят о высоком уровне развития вокальной музыки казахов.
Tворческим даром народа создан целый пласт вокальных произведений философских по глубине, изумительных по красоте и совершенных по форме. Устное бытование музыкальной культуры, а также устойчивые традиции кочевого народа обусловили формирование нескольких типов народно - профессиональных деятелей музыкального искусства: Жыршы, Жырау, Ақын, өлеңші, Әнші. Они хорошо знали специфику каждого жанра и владели всеми тонкостями исполнительского искусства. Их роль в развитии казахской народной песни в отношении формы, изящества и изысканности ритмического рисунка, расширения диапазона, разнообразия темпа и динамики, включая виртуозную филировку звука, необыкновенно велика. Говоря о мастерстве казахских исполнителей ученые-исследователи, общественные деятели и путешественники не могли сдержать своего восхищения. Приведем некоторые из них. Русский ученый Ф. Щербина: «Виртуозы, ... которые владеют гибким и отработанным голосом...» [3].
В своих песнях казахский народ создавал убедительные музыкально-поэтические образы, необычайно тонко и художественно точно отразившие своеобразные черты национального характера. В этом проявляется неповторимость и особенность национальной вокальной музыки, еѐ ладо-интонационного и ритмического склада.
В казахской музыкальной культуре нет выделенного музыковедами процесса обучения музыкантов. Однако наличие мастеров пения, владеющих выдающимися вокальными данными, великолепной памятью, импровизаторскими способностями, а также знанием огромного репертуара, позволяет считать процесс обучения растворенным в функционировании музыки, но все-таки существующим. Обучение происходит непосредственно в процессе исполнения и представляет собой очень сложное явление. Не ограничиваясь только усвоением песни или кюя и приемов исполнительной техники, обучение, одновременно с передачей творческого опыта, ставило задачу выработки и развития «культуры восприятия». Многие высказывания народных музыкантов, свидетельствуют о том, что умение слушать они понимают как глубокое постижение домбрового кюя. «Способность слушать имеет важное значение как для воспринимающей среды («творит народ, который умеет слушать»), так и для исполнительства. В обучении музыкантов умение слушать равнозначно глубинному постижению домбрового кюя» [4].
Ряд казахстанских исследователей отмечают, что важным моментом в слуховом восприятии музыки является зрительный. Зрительная фиксация штрихов, аппликатуры, положения руки на грифе инструмента определяет надежность перенятия музыкального произведения в рамках контакта учитель - ученик. В профессиональном обучении, представляющем собой процесс «информативных контактов» индивидуальностями учителя и ученика, логика музыкально-слуховой деятельности приобретает особое значение.
.Французские ученые Капо и Бонвало: «У него чрезвычайно чувствительный слух: малейшую погрешность инструмента он замечает и исправляет тотчас; затем он стал варьировать свою тему, украшая еѐ постепенно изящными фиоритурами; игра доставляет ему, видимо, истинное наслаждение, ритм ускоряется, игра становится всѐ страстнее и, наконец, уступает место пению...Идрискул (это имя нашего трубадура) - настоящий артист, дошел до изумительной виртуозности в своем искусстве. Не знаешь чему более удивляться: совершенству ли техники или красоте пения». Далее отмечается, что он мог быть гордостью и славой любого из оперных театров Европы [5].
Традиционная эстетика казахской цивилизации выражала глубокие проблемы человеческого бытия на своѐм языке и с помощью оригинальных художественных средств. Она определяла роль искусства в познании объективной действительности, в предметной и духовной практике человека. В традиционном казахском искусстве мы находим самобытное и художественно убедительное решение фундаментальной проблемы эстетики — проблемы соотношения особенного и универсального в эстетическом объекте.
Список литературы
[1]. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс.- Л., 1971
[2]. Мухамбетова А. Проблема древнетюрского субстата в культурах западно-казахстанского кюя и среднеазиатского макома. // Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии. М., 1990.
[3]. Асафьев Б. Три статьи о казахской музыке. Музыкальная культура Казахстана. Алматы, 1955.
[4]. Утегалиева С. Категория пространства в инструментальной музыке тюркоязычных народов. //Сб. материалов и статей памяти проф. В. Дерновой. А., 1992.
[5]. Казахский музыкальный фольклор. - Алматы, 1982. - 264 с.
Информация о работе Воспитание учащихся через художественно-эстетические ценности казахского народа