Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:30, реферат

Описание работы

Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности.

Содержание работы

Введение
Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов
Педагогические условия формирования умственной активности дошкольников
Методы и приемы формирования умственной активности детей дошкольного возраста
Заключение

Файлы: 1 файл

Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.docx

— 31.25 Кб (Скачать файл)

Воспитание умственной активности у детей дошкольного  возраста

 

План

Введение

Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных  педагогов и психологов

Педагогические условия  формирования умственной активности дошкольников

Методы и приемы формирования умственной активности детей дошкольного  возраста

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем  умственного развития, способной  эффективно усваивать знания и применять  их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как  именно активность ума является одним  из основополагающих свойств личности. Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.

Ребенок умственно развивается  тогда, когда ему предоставляется  возможность открывать, творить, рассуждать, спорить. В исследованиях Т.И.Бабаевой, Л.А.Венгера, Н.Ф.Виноградовой, А.В.Запорожца, А.А.Люблинской, Н.Н.Поддьякова, А.И.Сорокиной и др. подчеркивается мысль о том, что деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения новой задачи. Установлено, что чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает.

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях доказана важность применения различных форм и методов развития умственной активности детей в процессе дошкольного образования. Использование  этих форм и методов теснейшим  образом связано с процессом  обновления научной, методической и  материальной базы воспитания и обучения на указанных уровнях образования. Цель контрольной работы – рассмотреть  особенности воспитания у детей  умственной активности.

1. Характеристика  умственной активности детей  дошкольного возраста в исследованиях  отечественных педагогов и психологов

Психолого-педагогические исследования Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина и др. доказывают, как важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса собственную активность ребенка, характеризующуюся преобладанием инициативности над реактивностью. В работах М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, А.М.Матюшкина, В.С.Юркевич и др. умственная активность постоянно связывается с деятельностью, а в структуре деятельности - прежде всего с таким ее звеном, как потребность. По мнению Д.Б.Богоявленской, И.А.Петуховой, умственная активность определяется как "потребность в умственной деятельности".

В исследованиях Н.С.Лейтеса представлена более широкая формулировка, указывающая на то, что умственная активность во многом выражает "природно обусловленную потребность в умственных усилиях". При этом речь идет прежде всего о широкой любознательности, какими бы психологическими средствами она не реализовывалась: интеллектуальными, перцептивными или даже чисто сенсорными. Взаимосвязь активности с потребностями деятельности обуславливает их неразрывную связь с эмоциональными переживаниями. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, В.С.Юркевич и др. Подчеркивается мысль о том, что активность рождается из состояния, имеющего насыщенный эмоциональный тон.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что центральное  ядро умственной активности составляют когнитивные функции и процессы (А.А.Люблинская, А.М Матюшкин и др.). В исследованиях А.М.Матюшкина раскрывается позиция, позволяющая понять, что умственная активность не подчиняется строгим законам тренировки. Ее основу составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов умственной активности со стороны другого человека (воспитателя, родителя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов умственной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения. В работах Т.И.Бабаевой, Л.М.Маневцовой, Е.В.Проскуры и др. рассматриваются различные педагогические условия, способствующие развитию умственной активности детей: организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний; разнообразие интеллектуальной и практической деятельности ребенка; создание атмосферы напряженной коллективной работы; связь нового материала с имеющимся личным опытом детей.

Существуют различные  подходы к выделению показателей  умственной активности детей: инициативность и стремление к самостоятельному поиску решения задач (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, О.М.Дьченко, Н.Н.Поддьяков и др.); умение ставить перед собой новые познавательные цели и достигать их в процессе активного поиска (Т.И.Бабаева, Л.В.Занков, Е.В.Проскура и др.); самостоятельное построение детьми простейших моделей отношений между понятиями (ЛА.Венгер, О.М.Дьяченко, С.А.Лебедева. Н.Г.Салмина, Е.Е.Сапогова, и др.); умение находить творческие, нестандартные способы решения задач (Н.Е.Веракса, В.Т.Кудрявцев, А.А.Нестеренко, А.М.Страунинг и др.).

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме диагностики  умственного развития детей (Л.А.Венгер, Н.И.Гуткина, И.В. Дубровина, АГ.Лидерс, А.К.Маркова, Т.Д.Марцинковская, Н.И.Поливанова, И.В.Ривина, Г.А.Урунтаева и др.) позволило осуществить подбор психодиагностических методик и отнести к основным показателям умственной активности детей 6-7 годов жизни следующие из них: наличие эмоционально-положительного отношения ребенка к умственной деятельности и ярко выраженного желания заниматься ею; системность мышления (содержательная направленность анализа объекта, с одной стороны, конструктивно-преобразующий момент действия, с другой стороны); самостоятельность в поиске решения проблемных ситуаций, использование новых способов умственной деятельности; умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, строить простейшие умозаключения.

2. Педагогические  условия формирования умственной  активности дошкольников

Умственное развитие - это  совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи  с возрастом, обогащением опыта  и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется  речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими  способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное развитие ребенка  осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими  он усваивает язык, а вместе с  ним и сложившуюся систему  понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Умственное развитие дошкольника  происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.

Современная педагогическая наука считает, что основными  показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого  мышления и овладение способами  познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Чтобы правильно организовать воспитание умственной активности дошкольников, надо знать закономерности и возможности  их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация  и методы умственного воспитания. Отечественная психология и педагогика занимаются изучением закономерностей  и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти  пути оптимального решения задач  воспитания умственной активности: максимально  использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить  перегрузки, которая может вызвать  общее угнетение организма, - с  другой.

Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и  воспитания. Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что  необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного  и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются  содержание и методы умственного  воспитания в разные периоды дошкольного  детства и др.

К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными  мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать  некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки  учебной деятельности. Полноценное  умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается  как в создании соответствующих  условий для этого, так и в  осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.

Воспитание умственной активности - это целенаправленное воздействие  взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение  доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков  и умений, развитие познавательных способностей.

Особенно велика роль воспитания умственной активности в подготовке детей к школе. Овладение запасом  знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного  обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

В "Программе воспитания в детском саду" определены следующие  задачи воспитания умственной активности детей дошкольного возраста: формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни; развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и  навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Рассмотрим каждую из этих задач.

Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: "Разве не тогда я  приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так  быстро, что во всю остальную жизнь  я не приобрел и одной сотой  того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние".

Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они  могут быть поверхностны, нередко  ошибочны. Ребенок думает, что "облако - это вата", а "звезды - электрические  лампочки". Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. В книге К. И. Чуковского "От двух до пяти" приведено немало детских  высказываний, свидетельствующих о  пытливости ума ребенка.

Задача педагога состоит  в последовательном увеличении у  детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с  доступными им общественными явлениями  и событиями: трудом советских людей, с общенародными праздниками; с  Москвой - столицей Советского государства, с некоторыми народами, живущими в  нашей стране. Детей знакомят с  жизнью и деятельностью В. И. Ленина и его соратников. Ознакомление с  общественными явлениями и событиями  способствует воспитанию у детей  интереса к общественной жизни страны, формированию чувства любви к  Родине и основ интернационализма.

Важной задачей воспитания умственной активности является развитие познавательных психических процессов - ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи.

Познание окружающего  мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем  богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском  саду большое внимание уделяется  сенсорному воспитанию.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для  выражения своих мыслей и понимания  высказанного другими. Овладение речью  дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а  не только путем непосредственного  восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие  задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического  строя, развитие связной речи.

В дошкольном возрасте у  детей формируется способность  сознательного запоминания, увеличивается  объем памяти; задача состоит в  том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется  развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. В первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением  жизненного опыта и развитием  мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается  словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей  аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность  глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

Информация о работе Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста