Воспитание в младенчестве и раннем детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 16:42, реферат

Описание работы

Первые, заложенные в младенчестве зерна воспитательных воздействий дают всходы в течение всего детства. Иными словами, то, "что посеяно в младенчестве, впервые произрастает в ем возрасте и продолжает расти в детстве, а плоды развития личности в это время пожинаются в течение всей жизни человека. Таково реальное значение начального этапа воспитания ребенка, приходящегося на младенческий и ранний возраст,

Файлы: 1 файл

Воспитание в младенчестве и раннем детстве, Немов.docx

— 31.66 Кб (Скачать файл)

Воспитание в младенчестве и раннем детстве

Признаки личности у ребенка впервые появляются в возрасте около трех лет. Однако это не означает, что именно в это время необходимо по-настоящему начинать воспитание. Оно фактически идет с первых месяцев жизни ребенка, и только его внешние результаты появляются к началу дошкольного возраста.

Первые, заложенные в младенчестве зерна воспитательных воздействий дают всходы в течение всего детства. Иными словами, то, "что посеяно в младенчестве, впервые произрастает в ем возрасте и продолжает расти в детстве, а плоды развития личности в это время пожинаются в течение всей жизни человека. Таково реальное значение начального этапа воспитания ребенка, приходящегося на младенческий и ранний возраст,

Беспомощность младенца, бедность его психологических и поведенческих реакций иногда создают иллюзию того, что в этом возрасте с ребенком как личностью ничего существенного не происходит. Это нередко порождает благодушие, ведет к необоснованному выводу о том, что в этом возрасте еще рано заниматься воспитанием ребенка.

Попытки напрямую связать практику физического ухода за детьми в ранние годы их жизни с дальнейшим личностным развитием детей успеха не имели. Значимой для воспитания является не сама по себе эта практика, а социальные установки родителей, их отношение к воспитанию детей и их общение с ними.

Характер отношения матери с ребенком в первые месяцы его жизни определяет последующее личностное развитие самого ребенка. Многие личностные качества передаются от матери к ребенку в младенчестве. Но генотипический механизм здесь не срабатывает. Передаются качества, связанные с человеческими эмоциональными взаимоотношениями: потребность в общении, открытость в общении, стремление к сближению с людьми, доверие, привязанность, или противоположные этим качества.

Во втором полугодии у ребенка проявляется особое личностное качество, сохраняющееся потом в течение всей жизни – привязанность к людям. Младенец начинает симпатизировать и находиться рядом, обращаться за помощью к определенным людям. Человек, ставший объектом младенческой привязанности, способен оказывать на ребенка сильное воспитательное воздействие. Для развития детской привязанности важна способность взрослого «чувствовать» ребенка, чутко отзываться на его сигналы. Дети привязываются сильнее к тем людям, которые эмоционально положительно на них реагируют.

С первого года жизни необходимо активно приучать ребенка к дисциплине и аккуратности.

В общении с младенцем нужно все делать во время (не опаздывать, и не забегать вперед), а также не делать за ребенка то, что он может сделать сам.

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Наступление раннего возраста связано с открывающимися возможностями для воспитания у детей таких ценных личностных качеств, которые наряду с интеллектуальными способностями, знаниями, умениями и навыками определяют успехи детей в различных видах деятельности. Это – самооценка, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, самостоятельность, инициатива, стремление к признанию (честолюбие). Ранний возраст представляет собой начало сензитивного периода формирования всего этого важнейшего комплекса личностных качеств человека.

Сравнивая себя с окружающими людьми, многие дети уже в возрасте около трех лет имеют определенную самооценку. Если она правильная, т.е. соответствует реальным положительным и отрицательным личностным свойствам, которые имеются у ребенка, то он быстрее продвигается в своем развитии. Если самооценка оказывается неверной (что часто случается, когда ребенка неоправданно много хвалят или ругают), то нередко наступает задержка в психическом развитии. Ребенок с заниженной самооценкой обычно не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания и усилий там, где бы вполне мог добиться успеха, ребенок с завышенной самооценкой, напротив, переоценивает свой возможности и также не очень старается. О правильности самооценки у детей необходимо начинать заботиться примерно с полуторагодовалого возраста.

Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивает взрослый. Именно взрослый в это время формирует самооценку ребенка. Родителям или воспитателям особенно важно следить за тем, чтобы их оценки, даваемые детям, были правильными. Значения таких слов, как «хорошо», «плохо», «молодец», и ряда других понимают уже полуторагодовалые-двухлетние дети. Их использование взрослым в общении с ребенком прямо влияет на формирующуюся самооценку ребенка. Большую роль в этом процессе играют побуждения ребенка со стороны взрослого к оцениванию других детей, людей и самого себя. Если ребенок ошибается в оценке, взрослый должен его поправить и объяснить, почему тому или иному человеку или самому ребенку нужно дать другую оценку.

 В одно время с самооценкой в онтогенезе складывается уровень притязаний, т.е. величина тех успехов, на которые рассчитывает ребенок в различных видах деятельности. Уровень притязаний зависит от того, каких результатов добивается ребенок сколько часто его преследуют неудачи и как оцениваются успехи и неудачи. Для того чтобы уровень притязаний был адекватным, необходимо также стремиться к тому, чтобы частота успехов ребенка примерно соответствовала частоте его неудач.

Нормальный уровень притязаний обычно имеют дети, которые не испытывают частых неудач, воспитываются в атмосфере доброжелательности и терпимости. Излишне опекаемые дети, лишенные поведенческой свободы и независимости, нередко имеют заниженный уровень притязаний. Ребенок, выросший в атмосфере строгости, воспитываемый исключительно методом поощрений и наказаний, может иметь умеренно высокий уровень притязаний. Наконец, ребенок, рано испытавший множество удач, капризный нередко обладает завышенным уровнем притязаний. Самооценка и уровень притязаний взаимосвязаны в развитии, но сами по себе лишь в малой степени определяют те усилия, которые ребенок прилагает в решении разнообразных задач. Эти усилия больше зависят от особого личностного качества, которое называется потребностью в достижении успехов. Ранний возраст выступает как начало сензитивного периода ее воспитания.

Д.Макклелланд показал, что формирование с раннего возраста самостоятельности и чувства ответственности у детей, развитие у них стремления к достижению успехов положительно связаны с социально-экономическим развитием страны, где живут эти дети. Став взрослыми, люди, воспитанные подобным образом, начинают проявлять соответствующие положительные качества личности в своей профессиональной работе и тем самым способствуют развитию экономики своей страны.

Потребность в достижении успехов у ребенка раннего возраста начинает складываться под влиянием системы поощрений и наказаний, применяемых для стимулирования ребенка в его деятельности. Если практика воспитания такова, что взрослые обращают особое внимание на успехи ребенка и почти не реагируют на его неудачи, то у ребенка формируется и закрепляется именно потребность в достижении успехов. Такой ребенок с удовольствием берется за любое дело, непременно старается добиться в нем успеха и заслужить похвалу. Особенно сильно его стремление к успехам проявляется в том случае, когда в практической деятельности он соревнуется с другими детьми.

В том случае, если взрослый в процессе воспитания игнорирует успехи ребенка и чаще наказывает его за неудачи, то у ребенка складывается и закрепляется иное мотивационное качество личности: стремление избежать неудачи. Такой ребенок берется за качественное выполнение тех или иных заданий или стремится выиграть соревнование лишь под угрозой страха наказания, и хотя он при этом может добиться успеха, но внутренне к нему по своей инициативе не стремится. Успех стимулируется поощрением, вызывает у ребенка положительные эмоции, и, стремясь еще раз их пережить, ребенок вновь старается добиться успеха. Таков циклический психологический механизм действия поощрений, которые стимулируют развитие у детей потребности в достижении успехов.

Для воспитания у ребенка трудолюбия не безразлично, что доминирует в системе его стимулирования: поощрения или наказания. Для того чтобы в раннем детстве у ребенка формировалась и укреплялась потребность в достижении успехов, необходимо в стимулировании его практической деятельности руководствоваться следующими правилами:

1.  Всеми возможными мерами поддерживать и детей положительные аффективно окрашенные связанные с достижениями успехов в практической деятельности.

2.  Способствовать осознанию ребенком этих как связанных именно с успехами.

3.  Укреплять и повышать стимулирующую роль переживаний через их соединение с актуальными целями и интересами.

Развитию мотива достижения успехов у детей способствует постановка перед ними достаточно сложных, но реалистических с точки зрения возможности их решения задач, знание детьми своих сильных и слабых сторон (адекватная самооценка), вера в возможность достижения успеха, умение намечать план и последовательно реализовывать программу действий, ведущих к успеху, а также получать и пользоваться обратной информацией о достигнутых результатах. Все это – общие мотивационно-психологические требования к развитию мотивации достижения успехов. В рудиментарной, простейшей форме большинство из них может быть реализовано в работе с детьми раннего возраста. Иными словами, всякая воспитательная программа, рассчитанная на развитие потребности в достижении успехов, должна учитывать функциональную зависимость, существующую между этой потребностью, самооценкой и уровнем притязаний. Важно также, чтобы причины своих успехов и неудач ребенок научился видеть в себе самом, в своем старании или его отсутствии, в прилагаемых усилиях или собственной пассивности, т.е. необходимо добиться того, чтобы с раннего детства у ребенка формировался внутренний локус контроля.

Оказалось, что желание родителей видеть своих детей стремящимися к достижению успехов далеко не всегда совпадает с поведением и мотивацией самого ребенка. У детей сверхтребовательных родителей больше выражен мотив избегания неудачи, чем мотив достижения успехов. Выяснилось, что оптимальным для ускоренного развития мотивации достижения успехов у детей является такой период их жизни, когда у ребенка уже сформировалась выраженная аффективная реакция на успех и неудачу, но вместе с тем эта реакция еще является достаточно общей, не связанной со специфическими социальными ситуациями.

Лучшие результаты в воспитании мотивации достижения успехов получаются в том случае, когда родители правильно оценивают способности своих детей, и худшие – тогда, когда способности детей сильно завышаются или занижаются родителями. К этому следует добавить необходимость предъявления ребенку умеренных требований, так как чрезмерная требовательность не ведет к развитию сильной мотивации достижения успехов даже в случае адекватной оценки детьми своих способностей.

Более сильный мотив достижения, ориентированный на успех, складывается, по-видимому, тогда, когда успех ребенка сопровождается его похвалой и демонстрацией со стороны взрослого человека, общающегося с ребенком, своего личного расположения к нему. При этом неудачи ребенка, в особенности те, по поводу которых он сам сильно переживает, как бы не замечаются взрослым, но вместе с тем к ребенку предъявляются достаточно высокие требования, касающиеся качественных и количественных результатов его деятельности.

Для младших детей преобладание положительных или отрицательных эмоций имеет большее значение, чем для детей старшего возраста. Для последних важнее уровень родительских стандартов, о которых они могут прямо или косвенно судить по тому, за что их поощряют или наказывают родители. Высокие стандарты достижений, устанавливаемые родителями для детей, сказываются на их мотивации достижения успехов. Такие родители более эмоционально реагируют на успехи детей: положительно при удачах и отрицательно при неудачах.

Установлено, что если матери поощряют старание детей, то, оказавшись в детском дошкольном учреждении, такие дети сами начинают проявлять повышенную инициативу в играх и учении.

В раннем детстве у детей формируется еще одно важное качество, которое вместе с уже рассмотренными полезными личностными свойствами играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. На базе данного качества возникают такие достоинства, как настойчивость, целеустремленность, работоспособность, уверенность в себе и многие другие. С данным качеством также Ввязано становление ответственности и чувства долга у человека.

Еще одним важным свойством является самостоятельность ребенка в суждениях и поступках. Благоприятные условия для воспитания данного качества также складываются в раннем детстве. Уже к трем годам ребенок открыто заявляет о своих претензиях на самостоятельность, и взрослому необходимо это вовремя заметить и поддержать.

Следует также стимулировать каждую попытку ребенка к совершению самостоятельных действий: самостоятельность мышления, самостоятельность в принятии решений, самообслуживание, самостоятельность в практических действиях и т.п. Воспитание самостоятельности должно постепенно распространяться от сравнительно простых к более сложным действиям и ситуациям, последовательно вести к расширению жизненного опыта ребенка.

Существенное значение для дальнейшего развитии личности имеет не только раннее воспитание самостоятельности но также соответствие требований, предъявляемых ребенку, его возможностям и уже достигнутому уровню интеллектуально-личностной зрелости. Заметим, что раннее воспитание самостоятельности у детей, опережающее естественный ход их развития, придает особый вес внешней оценке достижений ребенка при формировании у него мотива достижения успеха.

Информация о работе Воспитание в младенчестве и раннем детстве