Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 13:42, контрольная работа
1. Понятие воспитания, взаимовоспитание, самовоспитание, перевоспитание: сущность и взаимосвязь. Структура процесса воспитания.
2. Виды воспитания, задачи каждого из видов.
3. Особенности воспитания дошкольников.
Иркутский Институт Повышения Квалификации Работников Образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Педагогика
Вариант № 6.
Тема: «Воспитание в структуре целостного
педагогического процесса»
Воспитание— это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданских, политических, морально-психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предложенными обществом социальными и педагогическими требованиями. В широком смысле слова понятие «воспитание» охватывает весь процесс подготовки подрастающего поколения к жизни, включая образование и обучение. Взаимовоспитание происходит в общении.
Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание— это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В. А. Сухомлинский). Задача школьного воспитания — разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся.
Для решения этих задач используются следующие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Существуют приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др. Широко известны системы аутотренинга, соединяющие в себе психологические и религиозно-философские элементы самосовершенствования.
Самовоспитание может иметь следующую структуру: проявление потребности, стремления к самосовершенствованию; самоанализ; самооценка; составление плана действий; деятельность по осуществлению плана; применение методов, приемов, средств самоизменения: самовнушение, самопоощрение, самонаказание; самоприказ; самоконтроль и др.; и снова деятельность. Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование Я-концепции личности. Под последней понимается система представлений личности о себе, образ «Я», на основе которого строится взаимодействие с другими и отношение к себе. Воспитание в школе и в семье должно служить формированию позитивной Я-концепции.
Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, понимаемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях. А. С. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В перевоспитании нуждаются ученики (называемые трудными), имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Причиной этого являются, как правило, ошибки в семейном и (или) школьном воспитании, влияние малых социальных групп.
Процесс перевоспитания строится по такому алгоритму: установление причин отклонения в развитии и поведении ученика, формулирование проблем в его воспитании, определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившихся стереотипов поведения, активизация сознания и деятельности ребенка в учебе, досуге, применение системы требований, поощрение, наказание, стимулирование, контроль.
Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважения его индивидуальности, учета истории его становления, развития, принцип опоры на положительные качества ребенка.
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание рассматривается как в широком, так и в узком смысле. Воспитание имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий. Его сущность определялась в разных экономических формациях по-разному. О воспитании говорили как о процессе усвоения общественно-исторического опыта, т.е. воспитание считали частью социализации человека. Под воспитанием потом стали понимать процесс управления развития человека.
Воспитание – это деятельность воспитателей по созданию условий для культурного становления и саморазвития личности, иначе – деятельность педагога по организации жизни ребёнка на уровне культуры. Воспитание – это процесс целенаправленного взаимодействия и организации деятельности с целью привития определённых качеств ребёнку и самореализации личности. В последнее время в науке на первый план выходит процесс образования. Теперь под образованием начинают понимать воспитание и обучение личности, но в национальных традициях России приоритетное значение играет воспитание.
В понятии «воспитание» в классической педагогике принято выделять 2 основных аспекта:
1. Социальный (в широком смысле). Воспитание – общественное явление воздействия общества на личность, т.е. влияние на человека всех формирующих его факторов (социализация)
2. Педагогический (в узком смысле).
Воспитание – это
Можно выделить следующие особенности и характеристики воспитания: Целенаправленность, многофакторность, длительность и непрерывность, неравномерность, двусторонность, деятельностный характер, динамичность, диалектичность. Воспитание – индивидуально-творческий процесс,
Целостность и системность воспитания
Субъекты Цель↔Содержание↔Методы и формы↔результат
Среда (деятельность) Управляемость движущими силами воспитания являются противоречия. Принято выделять внутренние и внешние. Внутренние – между потребностями и возможностями личности; между поведением и сознанием; между внутренними и внешними требованиями (борьба мотивов). Внешние – между стихийным и целенаправленным воздействием; между школой и семьёй и др. Преодолевая противоречия, личность развивается. Сущность воспитания отражает внутренние связи и отношения, которые характеризуют воспитание и проявляются в закономерностях и принципах.
Закономерности воспитания – это наиболее
существенные, необходимые, стабильные,
объективные связи между различными факторами,
характеризующими процесс воспитания.
Главная характеристика закономерностей
– объективность. Процесс формирования
личности (воспитание) социально обусловлен.
Зависит от совокупности объективных
и субъективных факторов окружающей среды.
Формирование личности происходит на
основе важнейших социальных форм жизни
человека – деятельности и общения. Воспитательный
процесс представляет собой постоянную
трансформацию внешних влияний во внутренние
процессы личности (мотивы, установки,
отношения). Неравномерность развития
ребёнка и формирование его личности.
Единство и взаимосвязь процессов воспитания,
обучения и развития. Воспитательный процесс
осуществляется при условии единства
влияния на сознание, чувства и поведение
личности. Из закономерностей воспитания
следуют принципы воспитания. Они определяются
из закономерностей и целей воспитания,
а также возникают из обобщённого педагогического
опыта. Совокупность принципов обеспечивает
успешное содержание методов и форм воспитания.
Принципы воспитания – это основные положения,
которые определяют главные требования
к процессу воспитания. В каждой воспитательной
системе можно разработать свои принципы:
Целенаправленность, Систематичность
и последовательность воспитания, Гуманистический
характер воспитания, Сознательность
и активность, Возрастной индивидуальный
подход воспитания, природосообразность
воспитания, Связь воспитания с жизнью
и трудом, Воспитание в коллективе, Культуросообразность
воспитания.
Сущность, структура, характерные черты процесса воспитания. Движущие силы и психологические основы процесса воспитания. Теории воспитания.
Понятие процесса воспитания ввел в педагогику А. С. Макаренко. Он был противником стихийности в воспитании и рассматривал его как особым образом организованное «педагогическое производство» растущего человека.
Структуру процесса воспитания представляет взаимосвязь и взаимообусловленность следующих компонентов:
Диагностика воспитанности личности → постановка целей и задач воспитания → определение содержания воспитания → выбор методов, форм, средств воспитания → анализ результатов воспитания.
Движущими силами процесса воспитания является выявление и разрешение противоречий: между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями; между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования; между школой и семьей; между словом и делом; между преобладанием словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности и др.
Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое. С позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, т. е. перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план, в ее убеждения, установки, поведение, требования, предъявляемые личностью к самой себе. В связи с этим процесс воспитания рассматривается как последовательность следующих его отдельных частей:
• процесс педагогического воздействия на личность;
• процесс принятия этого воздействия личностью;
• процесс самовоспитания личности в соответствии с внешними требованиями.
На сегодняшний день имеется значительное разнообразие теорий воспитания. Анализ позволяет объединить их в две группы. Первая группа - это авторитарные теории, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Вторая – гуманистические теории, в которых процесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, как процесс самоактуализации.
Например, бихевиоризм понимает воспитание как модификацию поведения, как выработку поведенческих реакций. Данный подход не ориентирует ребенка на развитие собственной внутренней мотивации поведения.
Неотомизм, как религиозная теория воспитания, рассматривает его как процесс воспитания человеческих добродетелей, которые трактуются в духе традиционных религиозных догм о смирении, терпении, скромности.
В основе теории прагматизма лежит идея формирования таких качеств, которые необходимы личности для достижения жизненного, карьерного успеха.
В рамках системно-ролевой теории воспитание понимается как процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.
Умственное воспитание
Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание , будущее, на достижение которого направляются его усилия.
Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.
Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.
Задачи умственного воспитания :
Физическое воспитание
Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания:
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.
Информация о работе Воспитание в структуре целостного педагогического процесса