Воспитательная деятельность классного руководителя.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

Целью данного педагогического исследования является наиболее глубокое, подробное и точное рассмотрение воспитательной деятельности классного руководителя.

Файлы: 1 файл

к.р Воспитательная деятельность классного руководителя.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)


 

Содержание 
Введение

 

Организатором деятельности учащихся в классе и координатором  воспитательных воздействий является классный руководитель. Он является организатором  воспитательной работы в классе и  наставником учащихся, организует и  воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

Основополагающее значение в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим  направлением деятельности его является формирование у школьников основ  научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.

Классный руководитель выступает как основной организатор  нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Вполне понятно, что  деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.

Целью данного педагогического  исследования является наиболее глубокое, подробное и точное рассмотрение воспитательной деятельности классного руководителя.

 

 

 

Воспитательная деятельность классного  руководителя.

 

Основным структурным  элементом воспитательной системы  школы является класс. Именно здесь  организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного  руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Вариативна позиция  классного руководителя в детском  коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.

Сущность педагогической деятельности классного руководителя определяет основные функции его  воспитательной работы.

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка  в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому  развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса. Классный руководитель выполняет несколько функций. Рассмотрим наиболее важные функции классного руководителя.

- организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам) –состоит в активном содействии классному самоуправлению, развитию детской самодеятельности;

- воспитательную (формирование личности и коллектива);

- коммуникативную (организация общения);

-координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

- коррекционную (преобразование, изменение личности);

- экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

- административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов);

-идейно - воспитательная функция - проявляется как аналитико-обобщающая. Необходимость налаживать взаимодействие четырех коллективов (учащихся, учителей, родителей, общественности) подчеркивает значение функции координационно-информационной. Важность непосредственного доверительного контакта с детьми в целях своевременного снятия психических напряжений делает актуальной психологическую функцию.

- стимулирующее  - тормозящая функция - дает возможность активизировать общественно ценную деятельность детей и приостанавливать негативную;  
- импровизационно - творческая функция - обеспечивает классному  руководителю повышенную контактность, эффективность общения, целенаправленного взаимодействия с детьми.

В качестве важнейших функций ( от лат.functio  - исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторско- стимулирующая, объединительно- сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой их них.  
а) Когнитивно - иагностическая функция (от лат.cognitio – знание, познание; diagnos – определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процесс учебно-воспитательной деятельности.  
б) Организаторско - стимулирующая функция. Она обусловливается тем, что  участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся. Главное здесь – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы ( например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.  
в)  Объединительно-сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологических микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности учащихся  
г) Координирующая функция классного руководителя. Обусловлена она тем, что, поскольку, как уже отмечено выше необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе. В качестве проблем для такой работы могут выступать и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения и т.д.  
д) Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностной общении и т.д.

 

Цели воспитательного  процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребенка. Их можно подразделить на общие и частные.

Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребенок, а частные связаны с организацией деятельности учащихся.

 

Можно_выделить _следующие_закономерности_воспитания.  
1. Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.  
2. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие_–_через физические упражнения,  
Нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность, решение интеллектуальных_задач.  
3. Содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, классный  руководитель рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания  затрудняется и нарушается соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий классного руководителя в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности классного руководителя превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем классного руководителя.  
4. Хороший учитель чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество_и_свободный_выбор: 
- только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;  
- организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.

 
         Ситуация успеха – это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление – самое общее условие создания ситуации успеха,  
- воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влиянием. Скрытая позиция классного руководителя обеспечивается совместной деятельностью, интересом классного руководителя к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, уважительным и  демократическим стилем общения,  
- целостность личности предписывает классному руководителю целостность воспитательных влияний.

 

Формы работы классного руководителя с учащимися.

В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все  их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

- по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

- по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;

- по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

- по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

- по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

- по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

- по числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель - несколько групп, классов).

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей.

К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками  относятся прежде всего различные  дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления  агитбригад, походы, тур-слеты, спортивные соревнования и др.

 

Для практической работы классного руководителя больше всего  подходит следующая классификация методов воспитания:  
- методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждения);  
- методы упражнений (приручений), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);  
- методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения ( критика, поощрения, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики.

 

Критерии эффективности  работы классного руководителя.

Исходя из функций  классного руководителя, можно выделить две группы критериев (показателей) эффективности его работы.

Первая группа - результативные критерии, показывающие, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Результативные критерии отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии.

Вторая группа - процессуальные критерии, позволяющие оценить управленческие функции классного руководителя: как осуществляются педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения учащихся он организует.

Эффективен такой труд классного руководителя, в котором  высоки и процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетом  в работе служат позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях.

В школьной практике продолжает оставаться доминирующей оценка работы классного руководителя по внешним  и формальным показателям - успеваемость, документация, оформление кабинета и  т.д. По-прежнему недооцениваются педагогическое мастерство и авторитет учителя у детей, родителей и коллег.

 

От стиля руководства  классом, от стиля общения классного  руководителя с детьми во многом зависит  то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой. Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

 

Заключение

 

Воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей  целью всякого общества.

В своей работе я постаралась  отразить все особенности воспитания классного руководителя.

Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, я смогла выявить сущность деятельности классного руководителя, которая заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины. А также функции как руководителя педагогического процесса, закономерности воспитания, формы работы классного руководителя с учащимися и конечно же критерии эффективности работы классного руководителя.

Важнейшими функциями классного руководителя являются воспитание учащихся и социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Информация о работе Воспитательная деятельность классного руководителя.