Воспитательная система как условие развитие личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать современные воспитательные системы для выяснения особенностей их влияния на развитие личности младшего школьника.
Объект: воспитательные системы.
Предмет: воспитательная система как условие развитие личности младшего школьника.
Задачи:
Проанализировать литературу по теме курсовой работы.
На основании анализа литературы выяснить, что такое воспитательная система.
Установить влияние воспитательных систем на развитие личности ученика младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

ЧЕРКАСОВА 1.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Под влиянием улучшения  обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происходят в совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механическая память, причем они сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных школьников определенные затруднения. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они предпочитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учебе. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глубокому осмыслению знаний и развития логической памяти.

Успешная организация  учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать школьное учение более занимательным.

Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю  занимательность и что у детей  нужно формировать понимание своих школьных обязанностей. Об этом, в частности, писал К.Д.Ушинский:

Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, делать ради удовольствия исполнить свою обязанность.

Важными особенностями  характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В  дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и теперь игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших  школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Некоторая внешняя повернутость морального сознания и недостаточный уровень развития самосознания имеют своим следствием то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников оказывается слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются импульсивно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. В то же время следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников.

В воспитании и развитии младших школьников большое значение имеет личность учителя, а также влияние родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят в решающей мере определяют успех воспитания [14, c. 86-90], [13, c. 356-401], [12, c. 378-399].

4. Влияние системы  воспитания на развитие личности  ученика младшего школьного возраста

 

Психические процессы

 

ВС вальдорфских школ

ВС школ глобального  образования

ВС «Справедливое сообщество»

 

ВС школы диолога  культур

Гуманистическая ВС современной массовой школы

 

ВС школы-комплекса

Восприятие

2

1

0

3

2

1

Внимание

3

2

2

3

3

2

Память

3

3

3

3

2

3

Мышление

3

2

2

3

3

3

Речь

3

2

1

3

1

2

Воображения

3

0

1

2

2

1

Работа над культурой

3

2

1

3

2

2

Работа с родителями

3

1

2

1

1

0

Самостоятельность

3

3

3

3

3

2


 

 

0-практически не уделяется  внимание;

1-уделяется, но не в достаточной степени;

2-идет интенсивная  работа;

3-уделяется по максимуму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ различных зарубежных и российских современных воспитательных систем показывает, что в их основе лежат различные философские, психологические, педагогические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление развивать личность в гармонии с обществом и самой собой.

Воспитательная система  может быть создана в рамках любой  школы как образовательного учреждения, но она не обязательно является атрибутом  последнего. Школа может не иметь сложившейся воспитательной системы, охватывающей всех педагогов и школьников.

Воспитательные  системы - системы открытые, связанные и зависящие в своем развитии от среды, ее социальных, этнических, культурных, природных характеристик. Это обстоятельство предполагает знание среды, ее воспитательного потенциала, возможностей его повышения за счет максимального использования среды и превращения ее в воспитательное пространство.

Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается  и совершенствуется в целях личностного развития школьников и зависит, главным образом, от совместных усилий педагогов, детей и их родителей.

При выполнении курсовой работы была проанализирована литература, посвященная воспитательным системам, среди них разработки: В.А. Караковского, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова, Е.И. Соколовой.

Этот анализ позволил выяснить, что существует множество определений понятия «воспитательная система», они ориентированы на комплекс воспитательных целей. Каждая воспитательная система определенным образом влияет на развитие  личности, чтобы показать степень этого влияния нами составлена сводная таблица, обобщающая  изученный материал, отражающий степень влияния воспитательных систем на разные характеристики личности ученика.

Таким образом, задачи курсовой работы решены и её цель достигнута.

Список  литературы

 

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: "Академия", 2002. - 576 с.
  2. Библер В.С. Школа диалога двух культур: Идеи, опыт, перспективы. - Кемерово, 1993.
  3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня/ Под ред. Н.А. Селивановой. - М., 1998.
  4. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. - М.: «Новая школа», 1992. - 80 с.
  5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Л.Н. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: «Новая школа», 1992. - 160 с.
  6. Теория и практика воспитания: Учеб. пособие/ Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, О.В.Еремкиной. – Рязань: «Академия», 1997. - 288 с.
  7. Учебно-воспитательные комплексы - новый тип школы для XXI века/ Под ред. И.Ф. Исаева. - Белгород, «Просвещении» 2001. - 272 с.
  8. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США / А.И.Пискунова, А.Н.Джуринского. - М., 1989. с. 234
  9. Безрукин М.М., Болотова В.А. Научное издательство: «Большая Российская Энциклопедия» 2002.
  10. Воспитательные системы школ: проблемы управления. Очерки програматической теории/ Под. ред. В.А. Караковского, Л.Н. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - М., 1997.
  11. Воспитательные системы школ: Собрание статей/отв. Ред. Л.И. Новикова. – М.: Педобщество РСФСР, 1991.
  12. Р.С. Немов., Психология. 2 часть. - М.: «Владос» 1998. - 608с.
  13. Абромов Г.С.,  Возрастная психология. - М.: «Академия» 1998. - 704 с.
  14. Блонский П.П., Психология младшего школьника. - М.: «Академия» 1997. - 144 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Воспитательная система как условие развитие личности младшего школьника