Воспитательная система
Льва Николаевича Толстого
Толстой уделял большое внимание раскрытию
сущности принципа свободы в воспитании
и обучении детей, предложив свое
решение проблемы. Уже на раннем
этапе становления педагогических
взглядов Толстой указывал на то, что
необходимо изучить главный «критериум»
педагогики - свободу: «...Нам необходимо
изучать все те условия, которые способствовали
совпадению стремлений образовывающего
и образовывающегося; нам нужно определить,
что такое есть та свобода, отсутствие
которой препятствует совпадению обоих
стремлений и которая одна служит для
нас критериумом всей науки образования».
Во-первых, Толстой рассматривал вопрос
о свободе с точки зрения организации
народного образования в стране. Толстой
считал, что царское правительство не
должно лишать крестьян права свободно
устраивать свои школы и самим выбирать
учителей и предметы. Он высказывался
против какого-либо принуждения человеческой
личности. В статье «О народном образовании»
(1874 год) он делал соответствующий вывод:
«В народной школе точно также право это
определять то, чему надо учиться, с какой
бы стороны мы ни рассматривали этот вопрос,
принадлежит народу...» Касаясь понимания
свободы в деле организации школ, Лев Николаевич
писал, что нельзя государственным путем
принудительно насаждать систему школ
в стране, напротив, надо дать народу возможность
свободно осознать и проявить свою волю
в деле образования и строить школы так,
как этого хочет народ; под «народом» Толстой
подразумевал широкие массы крестьянства.
Он глубоко верил в творческие способности
народа. В работе «О народном образовании»,
написанной в 1862 году, он подчеркивает
природное стремление простых людей к
знаниям и нежелание правительства идти
навстречу простому люду в вопросах образования:
«Потребность образования лежит в каждом
человеке; народ любит и ищет образования,
как любит и ищет воздуха для дыхания.
Правительство и общество сгорают желанием
образовать народ, и, несмотря на все насилие,
хитрости и упорство правительств и обществ,
народ постоянно заявляет свое недовольство
предлагаемым ему образованием и шаг за
шагом сдается только силе». Во-вторых,
Толстой развивал идею о свободе выбора
как основополагающий принцип, определяющий
сущность воспитания и обучения, взаимоотношения
учителя и учащихся в школе. Именно с этой
точки зрения мы рассмотрим толстовскую
идею свободы более подробно ниже. Необходимо
отметить, что убеждения Толстого претерпевали
изменения вместе с эволюцией его философских
взглядов и гражданской позиции. В ранних
педагогических статьях Толстой понимал
под традиционным воспитанием умышленное
и принудительное формирование сознания
учащихся. В своей работе «Воспитание
и образование он пишет: «Воспитание есть
принудительное, насильственное воздействие
одного лица на другое с целью образовать
такого человека, который нам кажется
хорошим». Он резко противопоставлял воспитание
образованию: «...Образование есть свободное
отношение людей, имеющее своим основанием
потребность одного приобретать сведения,
а другого - сообщать уже приобретенное
им». Сущность образования он видел в элементарном
усвоении детьми фактических знаний, сообщаемых
в школе. Свободное воспитание Толстой
понимал в 60-х годах как процесс самопроизвольного
раскрытия высоких нравственных качеств,
изначально присущих детям, процесс обогащения
их сознания при осторожной помощи педагога,
который не имеет права «принудительно»
влиять на формирование взглядов детей.
«Критериум свободы» выражал в педагогике
Л.Н. Толстого новый тип общения и подхода
к личности ребенка. Если один учитель
видит свою задачу только в том, чтобы
научить ученика решать задачи, второй
- чтобы научить детей правописанию и синтаксису
и т. д., то вскоре школа, общество, семья
будет пожинать печальные плоды пренебрежения
нравственной идеей обучения. Толстого
прежде всего интересует личность человека,
его нравственный облик и место на земле,
«в человечестве и вселенной», формирование
всей личности ребенка, а не отдельных
его черт ума и характера. Толстой добивался
пробуждения всех творческих возможностей
ученика, используя при этом не принуждение,
а возбуждение интереса ученика. Возбуждение
интереса в обучении - это усиление многостороннего
умственного и нравственного воздействия
на основе внимания к личности ученика.
Такое бережное, уважительное отношение
к ребенку помогает раскрыть все его творческие
силы, способности, склонности. В статье
«О народном образовании» Толстой писал:
«В той мысли, что для успешного обучения
нужно не принуждение, а возбуждение интереса
ученика, согласны все педагоги противной
мне школы. Разница между нами только та,
что это положение о том, что учение должно
возбуждать интерес ребенка, у них затеряно
в числе других, противоречащих этому
положению о развитии, в котором они уверены
и к которому принуждают; тогда как я возбуждение
интереса в ученике, наивозможнейшее облегчение
и потому непринужденность и естественность
учения считаю основным и единственным
мерилом хорошего и дурного учения». Толстой
уделял большое внимание обстановке на
уроке. Дети в Яснополянской школе видели
перед собой не обычного учителя, а своего
лучшего друга, помощника во всех радостях
и бедах, которого, оказывается, вообще
не стоит бояться. Добиваясь максимального
учета жизненного опыта, знаний, умений
и навыков своих учеников, Толстому удавалось
создать у детей чувство радости от малейшего
шага вперед, уверенности в преодолении
трудностей. По мнению Толстого, свобода
является для учителя своеобразным средством
проверки, насколько удовлетворительна
постановка преподавания в школе, то есть
насколько учитель удовлетворяет запросы
детской души, детской любознательности.
Чем глубже педагог знает детскую душу,
тем свободнее чувствуют себя дети на
его уроке. Он отмечал: «... Граница этой
свободы сама собой определяется учителем,
его знанием, его способностью руководить
школой... мера этой свободы есть только
результат большего или меньшего знания
и таланта учителя». Свобода развивает
у детей чувство ответственности, правдивости,
сознательного отношения к своим обязанностям.
Кроме того, свобода - эта цель развития
педагогики, согласно Л.Н. Толстому: «Всякое
движение вперед педагогики, если мы внимательно
рассмотрим историю этого дела, состоит
только в большем приближении к естественности
отношений между учителем и учениками...».
Итак, можно отметить основные
педагогические и общегуманистические
идеи Толстого:
«1) взгляд на ребенка как
гармоническое и целостное существо;
ребенок - цель, а не средство образовательного
процесса;
2) обеспечение школой условий
проявления и развития в ребенке
его положительной сущности;
3) ориентация содержания образования
на гармонию человека и мира,
единство рационального, эмоционального
и волевого начал;
4) свобода и выбор деятельности
обучающего в пределах разумного;
5) опыт как один из методов
образования и воспитания; признание
за каждым педагогическим коллективом
права на эксперимент;
6) формирование своего свободного
отношения к жизни и знаниям; самостоятельность
как способность сделать собственный
выбор, исходя из принципов этики ненасилия;
7) недопустимость сдерживания общего
развития ученика (опережающее
обучение);
8) целесообразность и доступность
добываемых знаний, но главное - формирование
понятийного аппарата, исходя из возрастных
особенностей ребенка и принципов, говоря
современным языком, развивающего обучения;
9) непрерывность образования, переходящего
в самообразование и саморазвитие».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Л.Н. Толстой по-новому
взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность
видения Толстого создавало условие для
свободы творчества и защищало его от
схематизма и однозначности. Лев Николаевич
показал, что взгляд взрослых на ребенка
должен быть подлинно гуманистическим,
то есть содержать в своей основе любовь
как способ мировосприятия и мироотношения.
Это наше большое счастье, счастье всего
человечества, что Толстой обратился к
вопросам педагогики. Задача школы, семьи,
общества - развивать в человеке гуманистические
задатки и потребность жить согласно идеям
сохранения и продолжения жизни. Школа
должна стать школой реального бытия человека
и в то же время работать на перспективу
духовного обновления. Именно такая возможность
кроется в самом содержании учения Льва
Николаевича Толстого. Согласно концепции
Л.Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу
выбора, делает осознанный шаг в сторону
величия разума и чувства, постепенно
созидает свой Путь жизни. Осмысленный
выбор своего жизненного пути - это ли
не основная задача школы?! Дело не в профориентации,
не в перекачке информации от одного к
другому, а в формировании такого статуса
личности, когда духовно сильная личность
готова к испытаниям, может отстоять достоинство,
сделать сознательный нравственный выбор.
Сегодня школа, отражая противоречивость
общественного развития, должна идти несколько
впереди общественного развития. Только
тогда она будет формировать личность,
созидающую жизнь и творчески работающую
на будущее. Л.Н. Толстой ведет нас путями
педагогических исканий, учит видеть истинное
счастье в раскрытии индивидуальности
каждого ученика. Теперь, столько лет спустя
после смерти великого педагога, мы многое
можем по-новому понять, оценить; Л. Н. Толстой
предстает перед судом времени в величии
своего гуманизма и мудрости. И поэтому
его имя как великого педагога-гуманиста
бессмертно.