Воспитательная система в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:07, реферат

Описание работы

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Воспитательная система имеет следующую структуру:
1. Цели – совокупность идей, для реализации которых она создается.
2. Деятельность, обеспечивающая ее реализацию.
3. Субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий.

Содержание работы

Введение
1. Классификационная характеристика
2. Целевые ориентации
3. Цели и задачи воспитательной деятельности
4. Модель личности выпускника
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Реферат: Воспитательная система в школе

 

Оглавление:

 

Введение

1. Классификационная характеристика

2. Целевые ориентации

3. Цели и задачи воспитательной  деятельности

4. Модель личности выпускника

5. Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

С целью усиления эффективности воспитания ребенка современная школа стремится создать воспитательную систему. В каждой школе она имеет свои отличительные особенности, свое лицо.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Воспитательная система имеет следующую структуру:

1. Цели – совокупность  идей, для реализации которых  она создается.

2. Деятельность, обеспечивающая ее реализацию.

3. Субъект деятельности, ее организующий и в ней  участвующий.

4. Отношения, рождающиеся  в деятельности и общении.

5. Управление, обеспечивающее  интеграцию компонентов в целостную  систему и развитие этой системы.

Главная цель воспитания – это модель личности выпускника, которая рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.

Школа должна стремиться выпускать из своих стен выпускника, который соответствовал бы параметрам модели личности.

Современная школьная воспитательная система (технология) представляет единство взаимосвязанных элементов: целей, субъекта, деятельности, среды, управления. Воспитательная технология представляет комплекс моделей, интегрированный на основе локальных условий.

1. Классификационная характеристика:

 

1. Уровень и характер  применения.

Метатехнология - как государственная образовательная политика; отраслевая – как технология управления образовательной системой; модульно- локальная технология обучения и воспитания;

2. Философская основа - амбивалентная, многокультурная;

3. Методологический подход - демократический, социокультурный, деятельностный;

4. Ведущие факторы развития  – психогенные;

5. Научная концепция освоения  опыта - Интериоризаторская, развивающая

6. Ориентация на личностные сферы и структуры:

1)СЭН – сфера эстетико  – нравственных качеств,

2)СУМ – самоуправляющих  механизмов личности.

7. Характер содержания  и структуры - светский, гуманитарный, валеологический, экологический, гибкий, проникающий.

8. Вид социально- педагогической деятельности - социализации, поддержки, адаптации, коррекции, культурологическая;

9. Тип управления социально- воспитательным процессом - программного, самоуправления, самовоспитания, создание  компьютерного управления;

10. Преобладающие методы - творческие, диалогические (интерактивные), деятельные, саморазвития, мультимедиа;

11. Организационные формы - альтернативные: открытые, клубные, интегративные;

12. Подход к ребенку  и характер воспитательных взаимодействий:  

Сотрудничество, сотворчество, свободного воспитания, деятельный, личностно-ориентированный, арт - технологии.

13. Направление модернизации  воспитательной системы.

Модернизация на основе гуманизации и демократизации отношений, активизации деятельности, организации и методической аранжировки, усиление социовоспитательных функций, самовоспитания.

14. Категория объектов:

Все категории с дифференциацией по уровню, по интересам.

2. Целевые ориентации.

 

1 уровень - цели государственной  образовательной политики, которые  определены Законом РФ « Об образовании», «Федеральной программой развития образования в России на 2000-05 гг.», « Национальной доктриной образования РФ», «концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12- летней школе)», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года:

- формирование физически  здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности ( патриота  России, уважающего традиции и  культуру своего и других народов, права и свободы человека, ответственность  перед собой и обществом);

- формирование целостного  научного мировоззрения (экологическая  культура, вхождение в открытое  информационно - образовательное пространство);

- разностороннее развитие  детей (их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования), создание условий для самореализации личности.

2 уровень - региональные  социально- воспитательные цели, ориентированные  на национальную, этническую региональную  культуру как среду, питающую  духовное и нравственное развитие ребенка, где семье отводится приоритетная роль в воспитании детей: главная- создание единого сельского воспитательного пространства, где налицо социально- педагогические условия:

  1. Приоритетность воспитания в деятельности субъектов поселковой социальной политики.
  2. Интеграция ресурсов сельской среды для оптимального использования ее воспитательного потенциала и обеспечения многообразия пространств самореализации субъектов.
  3. Сформированность и развитие системы социального партнерства.
  4. Включенность субъектов поселковой среды в реализацию задач воспитания.
  5. Сформированность и развитие локальных воспитательных систем разного уровня.
  6. Приоритетность технологий, обеспечивающих педагогическую поддержку и помощь семье в воспитании и развитии индивидуальности детей.

3 уровень - цели развития  школы, касающиеся средств и способов  воспитания, создающие комплексную  программу развития:

Включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм.

Формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности.

Развитие какой- либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуротворческого процесса.

Приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников, к традициям и народным ремеслам.

Включение школьников в современные формы хозяйствования ( участие в создании технических и коммерческих проектов).

Организация культурно - досуговой деятельности в воспитывающей среде социально- педагогического комплекса «Внешкольник».

4 уровень - цели как планируемые  результаты развития личности школьника, отражающиеся в модели личности выпускников школы.

На новый период они сформулированы как цели социализации школьников, на основе компетентного подхода:

  1. Научить учиться. Результат - образованный и творческий выпускник.
  2. Научить жить. Результат - адаптивный и самостоятельный выпускник.
  3. Научить работать и зарабатывать. Результат - успешный выпускник.
  4. Научить жить вместе. Результат - демократ, гражданин, гуманист.

3. Цели и задачи  воспитательной деятельности.

 

ЦЕЛЬ: в процессе обучения в школе воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию.

ЗАДАЧИ:

- формирование готовности  и способности личности выполнять  систему социальных ролей;

- приобщение к национальной  и мировой культуре, развитие  духовности;

- воспитание патриотов, граждан  правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности;

- формирование у детей  культуры межличностных отношений;

- развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;

- воспитание здорового  образа жизни, развитие детского  и юношеского спорта;

- профилактика асоциального  поведения детей и молодежи, детской

беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;

- укрепление взаимодействия  с семьями учащихся;

- поддержка детей из  неблагополучных семей, семей социального  риска, детей, попавших в трудную  жизненную ситуацию.

Основные направления воспитательной деятельности:

1. ЗДОРОВЬЕ - организация  деятельности по формированию здорового образа жизни, организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума.

2. СЕМЬЯ - организация работы с семьей, организация совместной деятельности семьи и школы, работа по половому просвещению учащихся, защищенность ребенка в семье.

3. ИНТЕЛЛЕКТ - формирование  целостной и научно обоснованной  картины мира, развитие познавательных  способностей.

4. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ – формирование самосознания, активной жизненной позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.

5. ОТЕЧЕСТВО - гражданско-патриотическое  воспитание учащихся, изучение национальных традиций, деятельности детских общественных организаций.

6. ПРИРОДА – организация  деятельности по защите природы, экологическому воспитанию, организация природосообразной деятельности.

7. ТРУД - организация трудовой  и профориентационной деятельности  учащихся, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность.

Главная задача педагогического коллектива – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. Главная задача классного руководителя – защита ребенка.

4. Модель личности  выпускника

 

1. Нравственный потенциал:

- Осмысление целей и  смысла жизни. Усвоение ценностей  «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за  принадлежность к своей нации, за свою родину.

- Понимание сущности нравственных  качеств и черт характера окружающих  людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, работе с младшими школьниками.

2. Образовательный потенциал:

- Желание и готовность  продолжить обучение после школы  или включиться в трудовую  деятельность, потребность в углубленном  изучении избранной профессии, в  самостоятельном добывании новых знаний.

3. Коммуникативный потенциал:

- Владение умениями и  навыками культуры общения, способность  корректировать в общении свою  и чужую агрессию, поддерживать  эмоционально-устойчивое поведение  в кризисных жизненных ситуациях.

4. Культурный потенциал:

- Умение строить свою  жизнедеятельность по законам  гармонии и красоты, потребность  в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное  в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.

5. Физический потенциал:

Стремление к физическому совершенствованию; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников.

  1. Социально-психологическое обеспечение воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений.

 

Цель: взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, социального и профессионального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой;

1. Использование потенциала  основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей: гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей, трудолюбия, готовности к осознанному выбору профессии, экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, эстетическое отношение к окружающему миру, потребности самовыражения в творческой деятельности,

организационной культуры, активной жизненной позиции, опыта руководства

социальными группами, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

2.Создание программ социально-психологической  помощи обучающимся и семьям  субъектами воспитательного взаимодействия:

-организация работы по  профилактике злоупотребления ПАВ  и ВИЧ/СПИД,

-по профилактике безнадзорности и правонарушений.

3. Создание программы  «Культура здоровья», внедрение  в ОП новых здоровье - сберегающих  технологий.

Результат: выпускник школы с высоким уровнем воспитанности; с ярко выраженными качествами гражданина – патриота, профессионала-работника, семьянина- родителя; обладающий знаниями в области своего здоровья сбережения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Системное управление  инновационными процессами в  общеобразовательной школе. Дисс. О.И.- канд. пед. наук. М., 2006. С. 94.

2. Майерс Д. Социальная  психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. С. 38.

3. Лузан С.А. Различие систем  ценностей и ценностных ориентаций  социальных субъектов как источник  конфликтов. Дисс... канд. социол. наук. М., 2003. С. 10.

4. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. № 11. С. 61-64.

5. Поляков С.Д. Основы теории  инновационных процессов в сфере  воспитания. Диссертация доктора  пед. наук. Ульяновск, 2003. С. 57.

Информация о работе Воспитательная система в школе