Воспитательно-образовательная работа с детьми на прогулке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

Содержание работы

Значение прогулки в развитии ребенка.
Условия для организации прогулки.
Структура и содержание прогулки.
Методика проведения прогулки.
Вывод – обобщение.
Литература

Файлы: 1 файл

педагогоика контрольная.docx

— 37.66 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа на тему: «Воспитательно-образовательная работа с детьми на прогулке»

 

План

  1. Значение прогулки в развитии ребенка.
  2. Условия для организации прогулки.
  3. Структура и содержание прогулки.
  4. Методика проведения прогулки.
  5. Вывод – обобщение.
  6. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение прогулки в развитии ребенка.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Труд». Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни…

1.1. Основные задачи  прогулки.

Прогулка имеет большое значение для развития детей.

- развивает умственные  способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений  и знаний об окружающем; узнают  об особенностях сезонных изменений  в природе, подмечают связи между  различными явлениями, устанавливают  элементарную зависимость между  явлениями в природе.

- дает возможность знакомить  детей с родным городом, его  достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют  дороги и т.д.

- удовлетворяет естественную  биологическую потребность ребенка  в движении (а движения детей  усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.

- дети учатся преодолевать  различные препятствия, становятся  подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

- у детей вырабатывается  двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается  жизненный тонус.

- на прогулке решаются  задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического  воспитания. 

1.2. Интеграция образовательных областей  при проведении прогулки .

В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд» . Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса (информация на мольберте).

Задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»:  

  1. Развитие физических качеств;   
  2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей;

3)  Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 

 

 

 Задачи образовательных областей «Безопасность», «Социализация», «Труд»:

  1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; 
  2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  3. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;   
  4. Развитие игровой деятельности детей:  
  5. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;  
  6. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
  7. Развитие трудовой деятельности;   
  8. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;  
  9. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация»:

1)  Сенсорное развитие;

2)  Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной

(конструктивной) деятельности;

3)  Формирование элементарных математических представлений;

4)  Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

5)  Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

6)  Развитие всех компонентов устной   речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

7) Практическое овладение воспитанниками нормами речи. 

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Например, опыты и поисковые действия:

1)«Тонет -  не тонет» - испытывают на «плавучесть» игрушки из разного материала;

2)«Цветные льдинки» - замораживают окрашенную воду в разных формочках и украшают льдинками постройки из снега;

3) «Делаем дорожки и узоры на песке» - дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, или ведерка с дырочкой на дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры; 

 

 

 2.3. Структурные компоненты прогулки  с детьми дошкольного возраста.

Структурными компонентами прогулки являются:

  1. Разнообразные наблюдения. 
  2. Основные движения и подвижные игры. 
  3. Индивидуальная работа. /Дидактические игры. 
  4. Трудовая деятельность.
  5. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Обязательно в течение года проводится вечерняя прогулка. Не проводятся: наблюдение и трудовая деятельность

Объектами наблюдений могут быть:

1)Живая природа: растения и животные;

2) Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег. текущие ручьи);

3) Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.     

Виды наблюдения:

·       1) Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.

·       2)Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.  

 

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между  частями объекта;

3. идет накопление представлений  у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и  устанавливаются связи между  проводимым сейчас наблюдением  и проведенным ранее.

3. Дидактические игры и упражнения.

Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит: 

из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.

При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

1)опираться на уже имеющиеся у детей знания;

2)задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;

 3)постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

4)  конкретно и четко объяснять правила;

4. Трудовые поручения.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

1) Индивидуальные трудовые поручения;

2) Работа в группах;

3) Коллективный труд.

- Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

- Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками и т.д. 

Интерес к творческим играм развивается у детей с 3-4 лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми.

Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.

 

  1. Условия для организации прогулки.

Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.

Здоровьесберегающие режимные моменты занимают особое место в дошкольном образовании. К ним относятся физкультурные занятия, закаливающие процедуры, физ. минутки, различные виды гимнастик, прогулки и др.

Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание). Оформление зимних участков - работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому привлечение родительской общественности является обязательным условием.

Ежегодно во многих детских садах  проводятся смотр-конкурс зимних участков "Зимняя сказка". Конкурс проходит в несколько этапов: подготовительный, проектировочный, практический, итоговый.

Информация о работе Воспитательно-образовательная работа с детьми на прогулке