Воспитательные возможности школьного музея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:47, статья

Описание работы

Современный мир предстает перед нами в своей незавершенности. Он постоянно изменяется. Не потеряться и найти достойное место в обществе – главная задача самореализации личности. Вполне очевидно, что жить в постоянно развивающемся, незавершенном мире может только личность, прошедшая успешно процесс социализации и способная к творческому самовыражению. Время диктует необходимость поиска и обоснования новых средств, которые могут помочь в социальной адаптации, в формировании личностных и гражданских качеств, в усвоении и реализации позитивных общественных ценностей и установок.

Файлы: 1 файл

Организация_летнего_отдыха_через_музей.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Лариса, посмотри, пожалуйста, я не много переделала. Есть одним вопрос в тексте. И  было бы хорошо в список литературы вставить твою статью в журнале «Воспитание  школьников» и на нее ссылку в  тексте тоже сделать. Еще сведения об авторе добавить. Мне статья понравилась. Оля.

 

Оля, я немного переработала стиль  изложения статьи.  Лариса.

Сведения о себе:

учитель истории, обществознания и МХК с 5 по 11 класс (1987-2007гг.), учитель высшей категории (с 2003 года), руководитель школьного музея села Усть-Ламенка Голышмановского района Тюменской области (1987-2007гг.), заместитель директора школы по воспитательной работе (1995-2003гг.), руководитель РМО учителей истории и обществознания (2004-2006гг.), руководитель районных тьюторских семинаров по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию (2004-2006гг.), участник творческой группы  учителей Тюменской области по разработке проекта национально-регионального образования (2005-2007гг.), лучший учитель РФ и обладатель президентской премии (2006г.), социальный педагог школы (2007г.), депутат сельской Думы (2004-2007гг.), депутат районной Думы (с апреля 2007года), участник сельской художественной самодеятельности (1987-2007гг.).  Веду кружки «Художественная гимнастика», «Туристическая техника», «Активисты музея». Начальник ЭКВСЛ «Берегиня» (2000-2007гг.).

Вроде всё! Лариса.

 

 

Организация летнего  отдыха через школьный музей

 

Л.Ю. Александрова

 

Современный мир предстает  перед нами в своей незавершенности. Он постоянно изменяется. Не потеряться и найти достойное место в  обществе – главная задача самореализации личности. Вполне очевидно, что жить в постоянно развивающемся, незавершенном мире может только личность, прошедшая успешно процесс социализации и способная к творческому самовыражению. Время диктует необходимость поиска и обоснования новых средств, которые могут помочь в социальной адаптации, в формировании личностных и гражданских качеств, в усвоении и реализации позитивных общественных ценностей и установок.

Нас окружает социум родного  края – нужно его изучать и  знать, чтобы хорошо ориентироваться и правильно строить взаимоотношения с окружающим миром. Знакомство с историей, культурой, традициями родной стороны, родного города, с его прошлым и настоящим поможет человеку, выбирающему дорогу. Направляющей силой туристско-краеведческой деятельности сельской малочисленной школы, то есть взаимодействия с социумом, является школьный сельский музей [3,с.111].

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку  он ведёт в меру своих возможностей поисково-собирательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы. В учебное время здесь проходят экскурсии, уроки, конференции, встречи. Но как показывает практика, в летнее время большинство школьных музеев бездействует или работает не в полную силу.

Лето – самое плодотворное время года для организации краеведческой  научно-исследовательской и экспедиционно-туристической  работы школьников.

Во-первых, летнее время  позволяет организовать изучение школьниками истории и природы родного края в ходе углублённого исследовательского поиска, представляющего научный интерес;

Во-вторых, летом   в   проектно-исследовательской  деятельности  удается, как правило, наладить диалог между преподавателем и каждым учеником, свободный от учительского давления и назидания.

В-третьих, дети работают в каникулярное время и не заняты приготовлением уроков;

В-четвёртых, они имеют возможность  сочетать активный отдых с выполнением  социального заказа села или района, что повышает значимость отдыха;

В-пятых, происходит самоутверждение  личности школьников, так как итоги  их работы оформляются  и демонстрируются  на творческих выставках школы и  района, освещаются через СМИ, лучшие исследования участвуют в конкурсах  различных уровней, от районных до всероссийских.

В-шестых, в программах лета образовательный  компонент умело сочетается с  формированием чувств патриотизма, гражданственности, а это способствует формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному  наследию народов России;

В-седьмых, нет проблем с организацией экспедиций, так как питание организуется через финансирование ФСС летнего  отдыха детей, а для приобретения необходимого инвентаря используются родительские взносы, 10% от стоимости  путёвки в оздоровительный лагерь при школе.

Нами проведен эксперимент, целью которого являлось раскрытие воспитательных возможностей сельского школьного музея в организации летнего отдыха детей через гармоничное взаимодействие туризма и краеведения.

Опытно-поисковая работа осуществлялась с 2000 по 2007 год в ЭЭКЦ (эколого-этнографо-краеведческом центре) и ВСЭКЛ  (военно-спортивном эколого-краеведческом лагере) «Берегиня»  МОУ Усть-Ламенской средней общеобразовательной школы Голышмановского района Тюменской области. В исследовании использовались статистические данные по организации туристско-краеведческой деятельности в сельской местности Голышмановского района Тюменской области.

Всего на различных этапах опытно-поисковой  работы приняли участие более 350 человек. Исследованием было охвачено две экспериментальные группы и одна контрольная.  Экспериментальные группы: первая -  20 учащихся 6-10 классов: туристов и краеведов со стажем 3-4 года, вторая - 10 учащихся 3-5 классов: начинающих туристов и краеведов со стажем 1-2 года. Контрольная группа: 30 ребят, занимающихся туристско-краеведческой деятельностью эпизодически. 

Была создана модель функционирования лагеря: штаб (начальник лагеря, начальник штаба (старшеклассник), руководитель ЭЭКЦ, турорганизатор, спортинструктор, организатор детского движения), расширенный совет (Штаб ЭКВСЛ, консультанты ЭЭКЦ, командиры отрядов), сформированы свободные для посещения отряды (эколог, краевед, турист), разработано положение о лагере, правила поощрения и наказания, определен режим работы.

Самое главное в деятельности лагеря - это наполнить важным и интересным содержанием каждый день деятельности школьников в лагере. С этой целью была составлена программа «Шаг в XXI век» с перспективой на пять лет. В неё были включены различные направления: книга памяти, фольклор села, от бортничества к пчеловодству, флора и фауна села, дыхание села, прикладное искусство, за здоровый образ жизни и т.д. Поэтому она была интересна всем ребятам.

Все направления перспективной  программы изучались во взаимосвязи, дополняя друг друга, углубляясь из года в год. В работе применялись следующие принципы:

  • Принцип маятника (челнока) – ребята, изучая историю своей семьи, села, связывают её с историей страны, или наоборот.
  • Принцип спирали – ребята вновь и вновь возвращаются к изученным проблемам, углубляя знания по ним[1, c.46]

Пока шло формирование отрядов, школьники могли переходить из одного отряда в другой, пробуя свои силы в экологии, туризме или краеведении. Вместо кружков в лагере работали мини-центры по интересам (туртехника, азбука леса, этнограф, природа и фантазия, юный стрелок и т.д.).  Ребята их посещали свободно, таким образом, им давалась возможность определиться со своими интересами и потребностями. А руководители и инструкторы могли выбрать лучших туристов, экологов и краеведов для участия в соревнованиях. 

Центром жизнедеятельности  лагеря стал школьный сельский музей. Он давал возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получали физическую закалку, учились жить в автономных условиях. Старшеклассники являлись инструкторами. Они помогали младшим школьникам адаптироваться к палаточным условиям жизни, вести полевую документацию, проводить анкетирование и интервьюирование среди населения села и близь лежащих деревень.

Таким образом, ЭКВСЛ – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит совместной творческой работы коллектива взрослых и детей. Участвуя в музейно-краеведческой и туристической деятельности, школьники учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.

Только в условиях многопрофильного коллектива, каковым является школьный сельский музей и ЭКВСЛ, возникает возможность выступать одному человеку одновременно и в роли лидера, и в роли исполнителя, и в роли руководителя. Школьники не только принимают участие в сборе информации по той или иной проблеме села, но и учатся проектировать, находить решения по экологическому восстановлению окружающей среды, возрождению местного производства и т.п. Эти проекты они могут защищать на разных уровнях, добиваться их реализации.

Итогом деятельности лагеря стал выезд в районный полевой лагерь. Здесь школьники участвовали в соревнованиях (военно-спортивная игра «Зарница», «Школа безопасности» по туризму, экологический слёт «Друзья природы»). Здесь реально ребята могли оценить свои силы.

Туристско-краеведческая деятельность имеет большое влияние на формирование самооценки личности, так как многие туристические приёмы: прохождение переправы, знание узлов и сигналов бедствия, оказание помощи пострадавшим, а так же краеведческие: умение поддержать разговор, взять интервью, провести экскурсию, обработать музейный материал требуют правильного оценивания своих возможностей и качеств характера [4].

В ходе эксперимента было выявлено положительное влияние туристско-краеведческой деятельности на формирование самооценки у учащихся. Подчеркнем, что самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она — регулятор поведения и деятельности.

Школьникам  было предложено 20 различных качеств личности. Испытуемый ранжировал эти качества от 1 до 20 баллов по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке ранжировались эти качества по отношению к себе. Выведенная разность определяет коэффициент корреляции. Чем ближе коэффициент к 1, тем выше самооценка, и наоборот [2,с.283-284].

Результаты  эксперимента показали, что из исследуемых ребят контрольной группы 46% имеют коэффициент корреляции близкий к 1, 15% имеют адекватную самооценку, 39% имеют заниженную самооценку. В первой экспериментальной группе 65% ребят имеют коэффициент от 0,4 до 0,6, что свидетельствует об адекватной самооценке. На основе этих данных нами сделаны выводы, что чем дольше ребёнок занимается туристско-краеведческой деятельностью, тем адекватнее у него самооценка.

Следует отметить, что  развитие личности и формирование самооценки связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта.  Ценности играют роль ориентиров в повседневной жизни, они не просто помогают её описывать, но выносят оценку. В процессе истории складывается единый комплекс общечеловеческих ценностей, которые являются универсальными, способствующими объединению человечества. Основы формирования и развития базовой структуры личностных ценностей закладываются в подростковом и раннем юношеском возрасте [5, с.10].

В сравнение с лестницей  ценностей школьников контрольной группы, члены ЭЭКЦ на 3 место поставили жизненную мудрость (школьники на 5), на 4 место спокойную благоприятную мирную обстановку в стране (школьники – на 9 место), общее признание на 9 место (школьники на 13 место),  патриотизм на 11 место (школьники на 16), творчество на 15 (школьники на 17).

По данным результатам видно, что туристско-краеведческая деятельность формирует у активных участников чувство любви к Родине, взаимовыручки, толерантности. Ребята успешно проходят процесс социализации, и выше ценят нравственные качества. Такой показатель как здоровье стабильно держится на первом месте, уже в течение двух лет. По сравнению с предыдущим годом патриотизм поднялся на две ступени.

Далеко не все члены  ЭЭКЦ и участники ЭКВСЛ «Берегиня» станут историками или музейными  работниками, но интерес к большому делу, сопричастность к которому они ощутили, сохранится надолго. А чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примерами увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру, здоровый образ жизни.

ЭЭКЦ и ЭКВСЛ «Берегиня» как модель современной школы военно-патриотической, народной и экологической культуры – это лаборатория поиска, перспективная для внедрения и деятельности в любой точке Российской Федерации, в населенных пунктах различной этнической, национально-конфессиональной принадлежности.

 

Список литературы

1. Александрова Л. Школьный  музей в организации летнего отдыха учащихся/Воспитание школьников, №5 – 2007, с.44-49, «Школьная пресса».

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика - М., Санкт-Петербург, 2003г. с.300.

3. Кружковая работа по истории и обществоведению/сборник статей, составитель М.П. Простов. М., «П», 1984, 192 с.

4. Смирнова В. Организация туристско-краеведческой работы/Воспитание школьников, №5 – 2004, с.10-14, «Школьная пресса».

5. Хмелёв Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов/Воспитание школьников,№8 – 2001, с.10-13, «Школьная пресса».




Информация о работе Воспитательные возможности школьного музея