Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:57, статья
Центральное место в религиозно-нравственном воспитании отведено урокам Закона Божия. Но именно здесь при изучении этого предмета были замечены сухость в преподавании, зазубривание урока в ответах, т.е. во многом формальный подход к его изучению. Между тем христианские правила жизни, божественное учение Иисуса Христа должны быть постигаемы, прежде всего, сердцем. Что глубоко прочувствовано, то остается в сердце человека на всю жизнь. Поэтому законоучителям было рекомендовано как можно чаще вести беседы с учащимися, устраивать чтения, давать побольше книг для чтения религиозно-нравственного содержания, особенно жития святых. Было убеждение, что святая жизнь их производит на детские сердца глубокое впечатление. Сподвижничество святых, их любовь к ближнему увлекает детей, особенно 10–12 - летнего возраста, что они нередко мечтают уподобиться им. Чем больше дети будут читать жизнеописания Святых, тем глубже в их сердце западет учение Иисуса Христа
Н.В. Шилова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В НАЧАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ НА РУБЕЖЕ ХIХ – ХХ ВВ.
Ключевые слова: внеурочная деятельность учащихся, воспитательный процесс, Восточная Сибирь, дисциплина, начальное учебное заведение, религиозно-нравственное воспитание, школьный праздник, школьный спектакль, экскурсия.
На рубеже веков воспитательной работе придавали, как и в прежние годы, немаловажное значение. Более того, ее актуальность в период разрастания революционной борьбы возрастала. Со стороны учебного начальства усилились требования неукоснительного исполнения монаршей воли о том, чтобы молодежь приучали с ранних лет к порядку и дисциплине. Для этого предлагали сочетать как меры репрессивные, если таковые окажутся необходимыми, так и меры педагогического воздействия. Последние были, безусловно, необходимы, так как не вызывало сомнения, что исключительно карательными мерами порядок и дисциплину навести невозможно. Меры педагогического воздействия, необходимость сердечного попечения школы и своих питомцев считались основными по сравнению с репрессивными мерами, но не следовало «с сердечным попечением» ни в коем случае доводить воспитательное дело до попустительства. Имело место убеждение в том, что «для всякого добросовестного педагога должно быть очевидным, что именно сердечная заботливость о нравственном преуспевании воспитывающихся сопряжена с бдительным и настойчивым проведением известной системы требований, подчинение которым только и в состоянии приучить юношу к уважению законности» [Циркуляр … МНП, 1903, с. 348].
Воспитательная работа в своем дисциплинарном аспекте в подавляющем большинстве школ была поставлена хорошо. Согласно отчетам инспекторов народных училищ и училищных наблюдателей, ревизовавших начальные училища МНП и духовного ведомства, ученики отличались аккуратностью посещения училищ, вполне приличным поведением на уроках и переменах, отличались скромностью, особенно в сельских училищах. Поведение учащихся в одноклассных, двухклассных и городских училищах, в большинстве из них было также хорошее; проступков, выходящих из ряда обыкновенных детских шалостей, тем более влекущих за собой наказания или даже исключение, в этих учебных заведениях не было. В отдельных церковно-приходских школах (Манской, Торгашинской, Синявинской и др.) учащиеся отличались от прочих детей добрым поведением и служили примером для других в поступках, почтительности к родителям и старшим, наставникам и учителям, пекущимся об их благосостоянии, а также опрятность в одежде, правильное держание своего корпуса, головы, рук, ног, плеч, прическа волос, походка и проч. [Ен. ф. ГАКК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 156. Л. 4]. Обычные шалости, свойственные детскому возрасту, наказывались стоянием в углу на 15 минут во время урока или перемены, замечанием, оставлением после уроков на 30 минут. Нерадивым, невнимательным и ленивым делали внушения по окончании каждой четверти учебного года. Иногда могли снизить оценку по поведению до «4». Наконец, в некоторых случаях приглашали родителей учащихся, если имелось в виду приобрести их содействие в деле устранения тех или иных ненормальностей в занятиях и поведении учеников. Для наблюдения за поведением учащихся до уроков, во время перемен в городских училищах между преподавателями распределялись дежурства [ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 21. Л. 12; Д. 28. Л. 7-8; Д. 53. Л. 10; Д. 79. Л. 5].
Центральное место в религиозно-
Но, несмотря на предпринимаемые меры относительно религиозного воспитания, именно из-за обязательности обучения Закону Божию и деятельности синодальной канцелярии, религиозность большинства учащихся носила чисто внешний характер. Соблюдать посты и праздники, поставить свечку, выполнять обряды – вот к чему сводилась в конечном итоге религиозность православного человека, в том числе и ученика [Давыдов, 1909, с. 26].
О формальном, внешнем по отношению к ученику религиозному наставлении говорит и министр народного просвещения Зенгер в своем циркуляре от 28 июня 1903 г., за № 19744 «О принятии мер к поднятию дисциплины среди воспитанников учебных заведений». «Однако здесь более, чем где либо, надлежит памятовать, что призывать имя Божие всуе грешно, и что прибегать к религиозному воздействию на воспитанника, пренебрегая опасностью поощрить его к лицемерию, достойный приобрести юношеское доверие и уважение воспитатель не способен. Непростительно также было бы низводить религиозные наставления до степени заурядных и мелких житейских попреков. Удивляться, напротив того, приходится, что когда, как это, к сожалению, нередко бывает, учащийся вследствие безуспешности в занятиях или подсказываемой самолюбием переоценки наложенного на него наказания дошел до полной нравственной растерянности, граничащей с отчаянием, он не встречает со стороны своих наставников религиозного утешения, способного успокоить и вовремя ободрить его» [Циркуляр … МНП, 1903, с. 354].
В интересах умственного и
В праздничные и воскресные дни устраивали чтения, на которых могли присутствовать и родители. Для чтений, по мере возможности, приобретались волшебные фонари на остатки от квартирных и библиотечных денег [ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 53. Л. 10].
Немаловажное значение придавали чтению книг, для этой цели организовывали систематическое домашнее чтение, но далеко не все учителя имели способности с надлежащей полнотой использовать это весьма существенное средство на развитие учащихся и, что немаловажно, упрочению стремления к самообразованию и самосовершенствованию. Многие же молодые учителя нередко конечной целью своей деятельности считали простую выучку по программе начальной школы, дальнейшая жизнь окончивших курс обучения мало интересовала этих учителей. Из-за такого взгляда учителя не считали своей обязанностью серьезно ознакомиться с детской и народной литературой. Все это объяснялось тем, что и сами учителя не привыкли смотреть на книгу, как на средство к саморазвитию, а считали ее скорее развлечением. Так, в районных библиотеках педагогическая литература лежала почти нетронутой, между тем как приложением к ней зачитывались [ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 37. Л. 41].
В 1899 г. многие приходские училища и все городские, по «Положению» 1872 г., училища отмечали столетие со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина организацией литературных и литературно-музыкальных утренников и вечеров. Так, например, в Идинском бурятском училище в памятный день для России 26 мая прозвучало достойно имя великого поэта. Украшенный венком и живыми цветами портрет Александра Сергеевича над устланной коврами эстрадой, те же портреты по сторонам зала, инициалы поэта из зелени и живых цветов, вырисовывающихся в венках «1799 – 1899» – все влекло мысль к тому, чье имя собрало туда учащихся и постороннюю публику, как интеллигентов, так и простолюдинов. Довольно милое декорирование зала дополнялось зеленью, флагами и живыми цветами.
Заведующий школой характеризовал
сущность праздника и рассказал
о жизни и трудах Пушкина. После
доклада началось музыкально-вокальное отделение
Воспитательное значение имели и праздники древонасаждения. Впервые в Восточной Сибири подобное мероприятие состоялось в Иркутске 6 мая 1899 г. В нем приняли участие и мужские и женские школы города, каждая со своим значком, на котором было вышито название школы. У девочек флаги были белые, у мальчиков синие, у лесной школы значок – зеленый. Кроме этого, ученикам дали национальные флаги. После молебна директор училищ поздравил детей с праздником, музыка исполнила гимн. Школы с оркестром военной музыки и знаменами во главе и с украшенными деревьями на возах тронулись к месту посадки. Масса народа и экипажей сопровождали процессию, которая имела живописный вид. По прибытии к месту назначения, после произнесенной речи о пользе леса, провозглашения «ура» в честь государя, музыка проиграла гимн, и все приступили к посадке деревьев. Первое дерево посадил Иркутский губернатор, за ним городской голова, главный инспектор училищ, председатель училищной комиссии. Дети сажали деревья под руководством учеников лесной школы. В какой-нибудь час было посажено несколько сот деревьев. Кроме общей посадки, лесная школа произвела образцовую посадку дичков, после которой трубач проиграл сбор и школы вновь были построены и двинулись под звуки марша обратно [Циркуляр … МНП, 1903, с. 187-188]. После этого мероприятия праздники древонасаждения распространились по всем регионам Восточной Сибири и поддерживались в течение многих лет [ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 71. Л. 14].
На рубеже веков в
начальной школе Восточной
Кроме экскурсий, довольно широко были распространены прогулки в поле и лес. Проводились они как с образовательной целью, так и для развлечения и физической закалки. В Енисейском городском училище, например, 12 августа 1900 г. для учеников была сделана загородная прогулка на реку Кемь, находившуюся в 6 верстах от города. По дороге, на заимке, отдельной части города, ученикам показан был кожевенный завод, где объяснение давал им инспектор училища, далее по дороге к деревне Борки ученики рассматривали цветущие растения; в деревне Борки заходили на воскодельный завод, осмотрели устройство завода и огород, где нашли цветущий картофель и другие растения, которые подробно рассматривали. После деревни Борки по дороге останавливались, чтобы посмотреть жатву хлеба. При этом оказалось, что многие ученики в первый раз видят поле, засеянное хлебом. Здесь же рассматривали найденные в лесу грибы и лесные породы. До реки Кемь от деревни 2 версты. Это расстояние прошли быстро. Остановились на берегу реки. Было жарко, река неглубокая, берег песчаный, и ученики до вечера веселились: играли, купались, собирали ягоды. Затем, пообедав, попив чай с конфетами, учащиеся в 6 часов вечера с песнями вернулись в город [ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 28. Л. 10-11].
Если экскурсии и особенно прогулки значительно чаще проводили с наступлением теплого времени года, когда, между прочим, практиковали проведение во время перемен детские игры, а после занятий иногда играли еще и в футбол, в зимнее время почти во всех начальных школах, относившихся к ведомству МНП, в том числе железнодорожных, а также в некоторых церковно-приходских и частных во дворах школ устраивали катки. Иногда на помощь учащимся в этом деле приходили общества попечения о начальном образовании, чьи катки за очень небольшую плату посещали учащиеся всех местных учебных заведений. Однако для подавляющего большинства начальных школ физическое воспитание учащихся так и заканчивалось, за исключением тех школ, которые находились в городах и учащиеся которых могли организованно или индивидуально ходить в гимнастический зал или в спортивное общество [ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 53. Л. 8-9].
Таким образом, в итоге анализа вышеприведенных исторических данных можно сделать следующие выводы.
Центральное место в религиозно-нравственном воспитании было отведено урокам Закона Божия, преподавание которого было во многом сухим и формальным, результатом чего религиозность большинства учащихся носила чисто внешний характер.
Особое внимание обращали на умственное и эстетическое развитие учащихся. С этой целью, кроме изучения программного материала, в воскресные и праздничные дни устраивали чтения с обсуждением, организовывали систематическое домашнее чтение, литературно-музыкальные утренники и вечера с туманными картинами и волшебным фонарем, а также спектакли силами самих детей.
К числу недостатков в работе начальных учебных заведений следует отнести слабую постановку физического воспитания, особенно в сельских начальных школах, а также нередко формальный подход к домашнему чтению учащихся.
Проведение чтений с
привлечением родителей учащихся, устройство
литературных, литературно-вокально-
Используя более разнообразные формы своей деятельности, школа постепенно набирала авторитет у местного населения, способствовала более разностороннему развитию учащихся, делала учебно-воспитательный процесс более привлекательным и для детей и для учителей. Воспитательная работа обнаружила тенденцию более полного учета индивидуальных особенностей воспитанников и предоставления большей возможности полноценного личностного роста через расширение, усложнение содержания воспитательного процесса и углубления его дифференциации, как отражения проникновения передовой педагогической мысли в содержание, формы организации и методы воспитательной работы восточносибирских начальных учебных заведений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК