Возможности ТСО в коррекционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и изучение возможностей ТСО или, как сейчас принято говорить ИКТ в коррекционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья далее (ОВЗ) .
В соответствии с поставленной целью, решаются следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику детей с ОВЗ;
- обзор современных информационных технологий и компьютерных программ и возможности их применения в коррекционном обучении детей данной группы.

Содержание работы

Введение
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.
Возможности применения информационных технологий в системе специального образования.
3.Базовые положения концепции применения информационных технологий в специальном образовании и примеры их практической реализации.
4. Практическая часть.
Конспект занятия с применением ИКТ.
Заключение.

Файлы: 1 файл

контрольная по спец пед.docx

— 71.97 Кб (Скачать файл)

Кафедра психологии детства

 

 

Контрольная работа по специальной  педагогике и психологии по теме:

возможности ТСО в коррекционном  обучении детей с ограниченными  возможностями здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

  1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Возможности применения информационных технологий в системе специального образования.

3.Базовые положения концепции применения информационных технологий в специальном образовании и примеры их практической реализации.

4. Практическая часть.

Конспект занятия с применением ИКТ.

Заключение.

 Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение 

 

Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и  эффективна при использовании традиционных средств. Поэтому необходимо применение информационных технологий в обучении и воспитании детей ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность тематики работы обусловлена тем фактом, что проблемы воспитания, обучения, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются в настоящее время одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Внимание к проблемам нетипичных детей со стороны государства проявляется в законодательных актах, направленных на организацию всесторонней помощи таким детям и их семьям, создание необходимых условий для постоянного развития и совершенствования системы специального образования.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение возможностей ТСО или, как сейчас принято говорить ИКТ в коррекционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья далее (ОВЗ) .

В соответствии с поставленной целью,   решаются следующие задачи:

- рассмотреть общую характеристику детей с ОВЗ;

- обзор современных информационных  технологий и компьютерных программ и возможности их применения в коррекционном обучении детей данной группы.

 

  1. Общая характеристика детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными  возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением  слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением  зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением  речи (логопаты);

4. Дети с нарушением  опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной  отсталостью;

6. Дети с задержкой  психического развития;

7. Дети с нарушением  поведения и общения;

8. Дети с комплексными  нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными  дефектами (слепоглухонемые, глухие  или слепые дети с умственной  отсталостью).

Таким образом, детьми с ограниченными  возможностями здоровья можно считать  детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

 

 

 

 

2.Возможности применения информационных технологий в системе специального образования 

 Продвижение ребенка по пути нормального развития – главная ценность специального обучения. Новые средства обучения, основанные на преимуществах информационных технологий, могут и должны применяться для решения задачи максимально возможного развития и коррекции его вторичных нарушений у детей.

В ходе организации коррекционно-образовательного процесса используются разнообразные  аудиовизуальные средства: кинофильмы, диафильмы, кодопозитивы, диапозитивы, мультимедийные средства и др., а также средства, корригирующие проявления дефекта: звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного использования (при обучении лиц с нарушением слуха), лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения (для лиц с нарушениями зрения).

Статические экранные пособия (схемы, рисунки, чертежи, диапозитивы и др.), демонстрируемые  с помощью разнообразной проекционной аппаратуры, используются с целью  активизации процесса восприятия учащимися  учебного материала.

В практике обучения детей, имеющих особенности  развития, используются разнообразные  и аудиовизуальные средства и  компьютерные программы. Визуализация (возможность видеть) речи, доступная при использовании технических средств, преобразовывающих поступающие в аппараты речевые сигналы в различного рода изображения: динамические графики, профили артикуляции и т. д., – позволяет не только определить характер дефекта, но и использовать данную аппаратуру для отработки правильного произношения.

Компьютерные  средства можно использовать для  более эффективного развития навыков  чтения и письма, обучения математике, иностранному языку, в том числе  и языку жестовой речи, для моделирования  учебных задач и ситуаций, для  развития и коррекции психических  процессов.

  Подводя итог сказанному,  важно отметить возможности компьютерной техники и как средства, позволяющего педагогу осуществлять контроль за деятельностью детей (компьютер может дать наиболее объективный и полный анализ умений и навыков), а также как средства формирования и совершенствования навыков различных видов самоконтроля учащихся. В практике обучения детей, имеющих особенности развития, используются разнообразные и аудиовизуальные средства и компьютерные программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Базовые положения концепции применения информационных технологий в специальном образовании и примеры их практической реализации.

В Институте коррекционной педагогике РАО была разработана концепция  применения информационных технологий в специальном образовании, которая  базируется на культурно – исторической теории Л.С.Выготского. 

Представим базовые положения  концепции и приведем примеры  их практической реализации.

  • Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном» может служить примером средства нового поколения для решения обще-развивающих задач обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха; речи; задержкой психического развития: 
          • формирование умения систематизировать, обобщать, описывать в речи свой жизненный опыт в области сезонных явлений (часть первая  “Времена года”);
          • формирование умения представлять одно и то же предметное содержание в разных знаковых системах, свободно переходя от одной к другой (часть вторая “Погода”);
          • формирование умения извлекать значимую информацию из речевой коммуникации, соотносить цель и результат общения  (часть вторая “Погода”);
          • формирование умения выражать свое эмоциональное отношение к  явлениям окружающего мира, формирование понимания относительности эмоциональных оценок (часть вторая «Погода»).
          • формирование умения решать соответствующие возрасту житейские (часть третья “Одеваемся по погоде”);
          • формирование умения строить по ходу чтения гипотезы о контексте  описанных событий, связывать свои рассуждения в единое целое, аргументировать финальный вывод (часть четвертая “Рассказы о временах года”);
          • развитие мыслительной операции сериации – формирование умения выстраивать последовательность элементов в ряду, начиная с любого произвольно выбранного элемента (часть пятая “Календарь”).

 

  • Ребенок с отклонениями в развитии – это ребенок с особыми образовательными потребностями. Новые средства обучения, основанные на информационных технологиях, могут и должны применяться для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, более эффективного решения собственно коррекционных задач обучения. Компьютерная программа «Видимая речь» является примером технологии, позволяющей сурдопедагогам и логопедам удовлетворить потребность детей с нарушениями произносительной стороны речи в дополнительной визуальной информации о звучащей речи, дать им наглядную опору для анализа собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени.
  • Главное преимущество средств обучения, основанных на применении информационных технологий - возможность качественной индивидуализации обучения детей в условиях класса. Компьютерная программа «Состав числа» - пример средства качественной  индивидуализации процесса формирования базовых математических представлений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями: 
        • возможность оперативного выявления индивидуального уровня сформированности умения представлять любое число в виде суммы двух слагаемых всеми возможными способами и «зоны ближайшего развития»;
        • Возможность выбора в меню типа упражнений, соответствующих «зоне ближайшего развития»;  
        • возможность индивидуального выбора объектов оперирования;
        • возможность индивидуального подбора способа инструктирования и поощрения;
        • возможность индивидуализации темпа освоения необходимых умений и навыков;   
        • возможность своевременно получать необходимую содержательную помощь на любом этапе освоения темы в индивидуальном режиме. 
  • Использование в специальном образовании средств, основанных на информационных технологиях, открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые  невозможно эффективно решить при помощи традиционных средств обучения. Специализированная компьютерная программа «Моя жизнь» - пример технологии, поддерживающей целенаправленное социально-эмоциональное развитие детей. Данная технология обеспечивает моделирование скрытых от непосредственного восприятия объектов познавательной деятельности  в графических и знаковых формах, доступных детям младшего школьного возраста, обучающимся в специальных школах (отношение к событиям жизни, изменчивость настроения; связь событий и настроений и др.).
  • При помощи новых средств обучения, основанных на использовании информационных технологий, могут быть более эффективно решены  традиционные дидактические задачи. Специализированная компьютерная программа «Решение задач на движение» - пример средства, обеспечивающего более эффективное  решение традиционной задачи обучения математике детей с особыми образовательными потребностями за счет динамического  моделирования процессов движения объектов, градуированной системы помощи ребенку в процессе анализа условия задачи и ее решения.  
  • Новые средства обучения, основанные на применении информационных технологий, могут применяться в случае необходимости трансформации одной формы речи в другую для достижения специальных задач обучения. «Диалоги о погоде» - пример модели диалога ребенка с героем компьютерной программы, обеспечивающей  искусственную трансформацию устной речи собеседника в письменную форму, необходимую для целенаправленного пошагового обучения ребенка умению извлекать значимую информацию из речевой коммуникации (Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном», часть «Погода»).
  • Новые средства обучения, основанные на использовании информационных технологий, позволяют обеспечить необходимую детям с отклонениями в развитии продуктивную деятельность моделирования объектов познавательной деятельности в доступных знаковых формах, экспериментирования с их характеристиками и соотношениями, выявление недоступных непосредственному восприятию связей между явлениями и процессами, закономерностей их изменения. Специализированная компьютерная программа «В городском дворе» - пример технологии, обеспечивающей ребенку возможность моделирования картин жизни городского двора на протяжении календарного года; экспериментирование с признаками погоды, природного мира, занятиями и одеждой детей,  выявление их неразрывной связи,  характера и границ изменений на протяжении каждого сезона года. 
  • Новые средства обучения, основанные на использовании информационных технологий, могут и должны применяться во всех содержательных областях и на всех этапах школьного обучения детей с отклонениями в развитии, но их включение должно быть обоснованным. В компьютерном классе детям следуют предлагать те развивающие, коррекционные и учебные задачи, решение которых более эффективно или возможно только на основе применения информационных технологий.
  • Новые средства специального обучения, основанные на использовании информационных технологий, дополняют, но не вытесняют традиционные.  Они обладают строго определенными функциями в учебном процессе и используются на определенных этапах обучения. Необходимо точно определять роль и место компьютерно- опосредованной деятельности ребенка в общей системе учебной деятельности, направленной на освоение данной содержательной области или ее тематического раздела. Методическое сопровождение – неотъемлемый компонент специализированной компьютерной программы, в котором должны быть описаны роль, место и функции компьютерных моделей в учебном процессе, соотношение компьютерно опосредованных и традиционных форм учебной деятельности ребенка; характер сотрудничества и учебного взаимодействия учителя с детьми  в компьютерном классе. В образовании детей с отклонениями в развитии приоритет отдается специализированным информационным технологиям обучения, учитывающим общие закономерности и специфические особенности развития детей, логику построения специального обучения и базовые принципы специальной дидактики.  Применение специализированных информационных технологий – условие освоения ребенком компьютера в качестве инструмента разнообразной содержательной деятельности, отвечающей  его возрастным интересам, уровню развития и этапным задачам обучения.
  • Компьютерные программы, не рассчитанные на детей с отклонениями в развитии, могут применяться в специальном обучении при условии разработки специальных методик их использования в учебном процессе с учетом общих и особых образовательных потребностей детей. Примером реализации данного положения может служить использование неспециализированной компьютерной программы «Текстовый редактор» для развития письменной формы речи детей с нарушенным слухом на основе специальной методики их обучения умению создавать и редактировать доступные им тексты на компьютере.  
  • Эффект применения средств обучения, основанных на информационных технологиях,  зависит от профессиональной компетенции педагога в той же мере, что и от качества этих средств.

Применение новых средств  обучения требует от педагога взаимодействия со   специалистом, обеспечивающим техническую поддержку работы учителя  в компьютерном классе. Педагогу принадлежит приоритет в  постановке задач урока, отборе соответствующих им компьютерных программ, определении методов проведения урока и оценки его результатов с точки зрения достижений детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Неотъемлемым компонентом  профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать информационные технологии в коррекционном обучении дет


Информация о работе Возможности ТСО в коррекционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья