Кафедра психологии детства
Контрольная работа по специальной
педагогике и психологии по теме:
возможности ТСО в коррекционном
обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья
Содержание
Введение
- Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Возможности применения информационных технологий в системе специального образования.
3.Базовые положения концепции применения
информационных технологий в специальном
образовании и примеры их практической
реализации.
4. Практическая часть.
Конспект занятия с применением
ИКТ.
Заключение.
Приложение.
Введение
Учебно-познавательная деятельность
человека с особыми образовательными
потребностями не всегда возможна и
эффективна при использовании традиционных
средств. Поэтому необходимо применение
информационных технологий в обучении
и воспитании детей ограниченными возможностями
здоровья.
Актуальность тематики работы
обусловлена тем фактом, что проблемы
воспитания, обучения, социализации детей
с ограниченными возможностями здоровья
являются в настоящее время одним из приоритетных
направлений социальной политики государства.
Внимание к проблемам нетипичных детей
со стороны государства проявляется в
законодательных актах, направленных
на организацию всесторонней помощи таким
детям и их семьям, создание необходимых
условий для постоянного развития и совершенствования
системы специального образования.
Целью данной работы является
рассмотрение и изучение возможностей
ТСО или, как сейчас принято говорить
ИКТ в коррекционном обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья
далее (ОВЗ) .
В соответствии с поставленной
целью, решаются следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику
детей с ОВЗ;
- обзор современных информационных
технологий и компьютерных программ и
возможности их применения в коррекционном
обучении детей данной группы.
- Общая характеристика детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными
возможностями - это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического
плана, которые обусловливают нарушения
общего развития, не позволяющие детям
вести полноценную жизнь. Синонимами данного
понятия могут выступать следующие определения
таких детей: «дети с проблемами», «дети
с особыми нуждами», «нетипичные дети»,
«дети с трудностями в обучении», «аномальные
дети», «исключительные дети». Наличие
того или иного дефекта (недостатка) не
предопределяет неправильного, с точки
зрения общества, развития.
По классификации, предложенной
В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям
аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением
слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением
зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением
речи (логопаты);
4. Дети с нарушением
опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной
отсталостью;
6. Дети с задержкой
психического развития;
7. Дети с нарушением
поведения и общения;
8. Дети с комплексными
нарушениями психофизического развития,
с так называемыми сложными
дефектами (слепоглухонемые, глухие
или слепые дети с умственной
отсталостью).
Таким образом, детьми с ограниченными
возможностями здоровья можно считать
детей с нарушением психофизического
развития, нуждающихся в специальном
(коррекционном) обучении и воспитании.
2.Возможности применения
информационных технологий в системе
специального образования
Продвижение ребенка по пути
нормального развития – главная ценность
специального обучения. Новые средства
обучения, основанные на преимуществах
информационных технологий, могут и должны
применяться для решения задачи максимально
возможного развития и коррекции его вторичных
нарушений у детей.
В
ходе организации коррекционно-образовательного
процесса используются разнообразные
аудиовизуальные средства: кинофильмы,
диафильмы, кодопозитивы, диапозитивы,
мультимедийные средства и др., а также
средства, корригирующие проявления дефекта:
звукоусиливающая аппаратура индивидуального
и коллективного использования (при обучении
лиц с нарушением слуха), лупы, очки, монокуляры
и бинокуляры, приспособления для вдевания
нитки в иголку, трости для обеспечения
возможности самостоятельного передвижения
(для лиц с нарушениями зрения).
Статические
экранные пособия (схемы, рисунки, чертежи,
диапозитивы и др.), демонстрируемые
с помощью разнообразной проекционной
аппаратуры, используются с целью
активизации процесса восприятия учащимися
учебного материала.
В
практике обучения детей, имеющих особенности
развития, используются разнообразные
и аудиовизуальные средства и
компьютерные программы. Визуализация
(возможность видеть) речи, доступная при
использовании технических средств, преобразовывающих
поступающие в аппараты речевые сигналы
в различного рода изображения: динамические
графики, профили артикуляции и т. д., –
позволяет не только определить характер
дефекта, но и использовать данную аппаратуру
для отработки правильного произношения.
Компьютерные
средства можно использовать для
более эффективного развития навыков
чтения и письма, обучения математике,
иностранному языку, в том числе
и языку жестовой речи, для моделирования
учебных задач и ситуаций, для
развития и коррекции психических
процессов.
Подводя итог сказанному, важно
отметить возможности компьютерной техники
и как средства, позволяющего педагогу
осуществлять контроль за деятельностью
детей (компьютер может дать наиболее
объективный и полный анализ умений и
навыков), а также как средства формирования
и совершенствования навыков различных
видов самоконтроля учащихся. В практике
обучения детей, имеющих особенности развития,
используются разнообразные и аудиовизуальные
средства и компьютерные программы.
3.Базовые положения концепции
применения информационных технологий
в специальном образовании и примеры их практической
реализации.
В Институте коррекционной педагогике
РАО была разработана концепция
применения информационных технологий
в специальном образовании, которая
базируется на культурно – исторической
теории Л.С.Выготского.
Представим базовые положения
концепции и приведем примеры
их практической реализации.
- Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном» может служить примером средства нового поколения для решения обще-развивающих задач обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха; речи; задержкой психического развития:
- формирование умения систематизировать, обобщать, описывать в речи свой жизненный опыт в области сезонных явлений (часть первая “Времена года”);
- формирование умения представлять одно и то же предметное содержание в разных знаковых системах, свободно переходя от одной к другой (часть вторая “Погода”);
- формирование умения извлекать значимую информацию из речевой коммуникации, соотносить цель и результат общения (часть вторая “Погода”);
- формирование умения выражать свое эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира, формирование понимания относительности эмоциональных оценок (часть вторая «Погода»).
- формирование умения решать соответствующие возрасту житейские (часть третья “Одеваемся по погоде”);
- формирование умения строить по ходу чтения гипотезы о контексте описанных событий, связывать свои рассуждения в единое целое, аргументировать финальный вывод (часть четвертая “Рассказы о временах года”);
- развитие мыслительной операции сериации – формирование умения выстраивать последовательность элементов в ряду, начиная с любого произвольно выбранного элемента (часть пятая “Календарь”).
- Ребенок с отклонениями в развитии – это ребенок с особыми образовательными потребностями. Новые средства обучения, основанные на информационных технологиях, могут и должны применяться для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, более эффективного решения собственно коррекционных задач обучения. Компьютерная программа «Видимая речь» является примером технологии, позволяющей сурдопедагогам и логопедам удовлетворить потребность детей с нарушениями произносительной стороны речи в дополнительной визуальной информации о звучащей речи, дать им наглядную опору для анализа собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени.
- Главное преимущество средств обучения, основанных на применении информационных технологий - возможность качественной индивидуализации обучения детей в условиях класса. Компьютерная программа «Состав числа» - пример средства качественной индивидуализации процесса формирования базовых математических представлений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями:
- возможность оперативного выявления индивидуального уровня сформированности умения представлять любое число в виде суммы двух слагаемых всеми возможными способами и «зоны ближайшего развития»;
- Возможность выбора в меню типа упражнений, соответствующих «зоне ближайшего развития»;
- возможность индивидуального выбора объектов оперирования;
- возможность индивидуального подбора способа инструктирования и поощрения;
- возможность индивидуализации темпа освоения необходимых умений и навыков;
- возможность своевременно получать необходимую содержательную помощь на любом этапе освоения темы в индивидуальном режиме.
- Использование в специальном образовании средств, основанных на информационных технологиях, открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно эффективно решить при помощи традиционных средств обучения. Специализированная компьютерная программа «Моя жизнь» - пример технологии, поддерживающей целенаправленное социально-эмоциональное развитие детей. Данная технология обеспечивает моделирование скрытых от непосредственного восприятия объектов познавательной деятельности в графических и знаковых формах, доступных детям младшего школьного возраста, обучающимся в специальных школах (отношение к событиям жизни, изменчивость настроения; связь событий и настроений и др.).
- При помощи новых средств обучения, основанных на использовании информационных технологий, могут быть более эффективно решены традиционные дидактические задачи. Специализированная компьютерная программа «Решение задач на движение» - пример средства, обеспечивающего более эффективное решение традиционной задачи обучения математике детей с особыми образовательными потребностями за счет динамического моделирования процессов движения объектов, градуированной системы помощи ребенку в процессе анализа условия задачи и ее решения.
- Новые средства обучения, основанные на применении информационных технологий, могут применяться в случае необходимости трансформации одной формы речи в другую для достижения специальных задач обучения. «Диалоги о погоде» - пример модели диалога ребенка с героем компьютерной программы, обеспечивающей искусственную трансформацию устной речи собеседника в письменную форму, необходимую для целенаправленного пошагового обучения ребенка умению извлекать значимую информацию из речевой коммуникации (Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном», часть «Погода»).
- Новые средства обучения, основанные на использовании информационных технологий, позволяют обеспечить необходимую детям с отклонениями в развитии продуктивную деятельность моделирования объектов познавательной деятельности в доступных знаковых формах, экспериментирования с их характеристиками и соотношениями, выявление недоступных непосредственному восприятию связей между явлениями и процессами, закономерностей их изменения. Специализированная компьютерная программа «В городском дворе» - пример технологии, обеспечивающей ребенку возможность моделирования картин жизни городского двора на протяжении календарного года; экспериментирование с признаками погоды, природного мира, занятиями и одеждой детей, выявление их неразрывной связи, характера и границ изменений на протяжении каждого сезона года.
- Новые средства обучения, основанные на использовании информационных технологий, могут и должны применяться во всех содержательных областях и на всех этапах школьного обучения детей с отклонениями в развитии, но их включение должно быть обоснованным. В компьютерном классе детям следуют предлагать те развивающие, коррекционные и учебные задачи, решение которых более эффективно или возможно только на основе применения информационных технологий.
- Новые средства специального обучения, основанные на использовании информационных технологий, дополняют, но не вытесняют традиционные. Они обладают строго определенными функциями в учебном процессе и используются на определенных этапах обучения. Необходимо точно определять роль и место компьютерно- опосредованной деятельности ребенка в общей системе учебной деятельности, направленной на освоение данной содержательной области или ее тематического раздела. Методическое сопровождение – неотъемлемый компонент специализированной компьютерной программы, в котором должны быть описаны роль, место и функции компьютерных моделей в учебном процессе, соотношение компьютерно опосредованных и традиционных форм учебной деятельности ребенка; характер сотрудничества и учебного взаимодействия учителя с детьми в компьютерном классе. В образовании детей с отклонениями в развитии приоритет отдается специализированным информационным технологиям обучения, учитывающим общие закономерности и специфические особенности развития детей, логику построения специального обучения и базовые принципы специальной дидактики. Применение специализированных информационных технологий – условие освоения ребенком компьютера в качестве инструмента разнообразной содержательной деятельности, отвечающей его возрастным интересам, уровню развития и этапным задачам обучения.
- Компьютерные программы, не рассчитанные на детей с отклонениями в развитии, могут применяться в специальном обучении при условии разработки специальных методик их использования в учебном процессе с учетом общих и особых образовательных потребностей детей. Примером реализации данного положения может служить использование неспециализированной компьютерной программы «Текстовый редактор» для развития письменной формы речи детей с нарушенным слухом на основе специальной методики их обучения умению создавать и редактировать доступные им тексты на компьютере.
- Эффект применения средств обучения, основанных на информационных технологиях, зависит от профессиональной компетенции педагога в той же мере, что и от качества этих средств.
Применение новых средств
обучения требует от педагога взаимодействия
со специалистом, обеспечивающим
техническую поддержку работы учителя
в компьютерном классе. Педагогу принадлежит
приоритет в постановке задач урока,
отборе соответствующих им компьютерных
программ, определении методов проведения
урока и оценки его результатов с точки
зрения достижений детей.
Заключение
Неотъемлемым компонентом
профессиональной компетенции современного
педагога является умение использовать
информационные технологии в коррекционном
обучении дет