Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:27, доклад
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Детские страхи в той или
иной степени обусловлены
Ребенок с первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он его и родители будут жить вечно. Беспокойство испытываемое женщиной во время беременности является первым опытом беспокойства у ребенка. Всякий раз когда мать находится в состоянии тревоги ребенок через плаценту и пуповину получает гормонально опосредованную порцию беспокойства. Это может привести к преждевременной беременности или нарушениям родовой деятельности. Такие дети отличаются повышенной нервной возбудимостью. Он вздрагивает при малейшем шуме, громком голосе пеленании и ярком свете.
В первый год жизни ребенка беспокойство чаще всего возникает когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности малыша: потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, т.е для младенца должно быть все максимально комфортно, как в эмоциональном так и в физическом плане. В дальнейшем, 7-8 месяцев ребенок начинает переживать в отсутствии матери и появляется боязнь чужих. Все это говорит о том что для ребенка максимально важно быть рядом с матерью и не прерывать этого контакта. Он выделяет маму среди остальных людей. Он выделяет ее голос среди всех остальных. Для того чтобы в дальнейшем страх чужих, посторонних людей не стал развиваться нужно окутывать ребенка любовью, улыбаться в ответ на его улыбку, смеяться вместе с ним, удовлетворять его потребность в эмоциональном самовыражении, жизнерадостности.
К двум годам у ребенка довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды, вмешиваются в разговор, пытаются все внимание родителей перенести на себя, в этом возрасте появляется ревность, и желание полностью обладать объектом любви, т.е мамой. И такие беспокойства могут быть следствием нарушения сна, из-за страха потерять маму и не найти помощь при опасности. В три года ребенок больше нуждается в общении с другими членами семьи, в этом возрасте они становятся общительнее, легче общаются с незнакомцами, но и договорится с детьми в этом возрасте труднее. В этом возрасте появляются страхи, главными персонажами данных страхов является Волк, который появляется в кошмарных снах. Волк снится детям которые боятся наказания со стороны отца, он ассоциируется с физ болью которая появляется при воображаемом укусе острыми зубами., к 4м годам появляется Баба-Яга, отражающая взаимоотношения со строгой матерью, которая часто грозит наказаниями, а БабаЯга как раз уносит непослушных детей в мир где царит насилие, несправедливость и бессердечие.
Чтобы ночью ребенок спал спокойно он должен знать что ему ничего не угрожает, что его все любят и защитят, День должен быть полон радость, смехов, позитивными эмоциями.
К 5и годам детям становится важно понимание того что их любят и важно это слышать, поэтому нельзя говорить ребенку Я с тобой не дружу, или Я тебя не люблю, для него эти слова будут крайне болезненными и приведет к возникновению беспокойства и появится повышенная обидчивость, капризность, как средство привлечения внимания. С этой целью дети будут звать родителями говоря что им страшно, чтобы им уделили внимание, обняли, погладили, поговорили. Также возникают такие страхи как страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. Также дети будут боятся засыпать им будет необходимо присутствие матери, чтобы дверь была полуоткрыта, чтобы горел ночник. Тут многое зависит от родителя вовремя успокоить ребенка , днем быть рядом с ребенком, почитать, поиграть, сказать пару теплых снов.
С 6и лет ребенок идет в школу. Социальная позиция налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности. Таким образом самым основным страхом в этом возрасте быть не тем, о ком хорошо говорят, кого ценят, уважают и понимают. Конкретные формы такого страха это сделать что то не так, не то, неправильно, как нужно. В этом возрасте возрастает чувство ответственности. Появляются страх опоздать, не успеть. Очень важно в этом возрасте сформировать умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, чтобы сформировать чувство ответственности. Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, но важно не перегнуть палку и не связать детей таким количеством правил и условностей, что они будут бояться нарушения поведения, получения не той оценки и более широко любой неудачи.
Одна из самых распространённых фобий это фобия школы. В этом случае страх скорее не школы а ухода из дома, разлуки с родителями, или появляется чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях.
Не испытывают страха перед школой уверенный в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справится с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.
Также в этом возрасте появляется страх природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, т к отражает особенность присущую этому возрасту – магическое мышление, дети верят в таинственные явления, в роковое стечение обстоятельств, суеверия, переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в число тринадцать, в 666, в счастливые билеты. Дети в этом возрасте обожают, а некоторые до ужаса бояться истории о вампирах, приведениях, пиковой даме, черной руке. Раньше пугающей популярность пользовались такие фильмы как Вий и Фанто-мас. А сейчас их сменили пришельцы и роботы. Также они боятся призраков и покойников, зомби. В этом возрасте дети очень внушаемы и этот магический настрой находит свое отражение в кошмарных снах.
В подростковый период в возрасте 11-16 лет у детей формируется мировоззрение, интересы, увлечения. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе. Подросток стремится сохранить свою индивидуальность, пытается остаться собой, и при этом быть со всеми, принадлежать к группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Чаще всего страх не быть самим собой означает боязнь перед изменениями. Поэтому в этом возрасте дети боятся как психического так и физического уродства. Страх изменения естественно имеет под собой физиологическое обоснование, т.к в период полового созревания происходят сдвиги в деятельности организма. У девочек подростковый возраст наиболее насыщен страхами чему мальчиков. Возникают страхи смерти, страх воды, глубины, крови, уколов, пожара, врачей, наказания, не справится с чем то, не совладать с чувствами, осуждения со стороны сверстников. Подростковые страхи не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения говорит также о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности и уверенности в ближайшем, социальном окружении.
На самом деле детские страхи лучше всего предупреждать и бороться с ними чем раньше тем лучше, т к больше вероятность отсутствия их появления в будущем в подростковом возрасте.